Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Основы финансов, история формирования и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По итогам 9-ти месяцев 2016 г. дефицит федерального бюджета сложился в сумме 1,6 трлн руб., или 2% утвержденного ВВП. Безусловно, этому способствовало падение нефтегазовых доходов, в первую очередь, ввозных пошлин, спровоцированное снижением экспорта: доля нефтегазовых доходов снизилась на 24,2% по итогам 9-ти месяцев 2016 г.

Даже рост поступлений от налога на прибыль, составивший 6,7% в реальном выражении, не смог компенсировать провал доходов федерального бюджета (почти 18% в реальном выражении).

Расходы федерального бюджета исполнены в сумме 10,9 трлн руб., или 66,5% показателя сводной бюджетной росписи. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года расходы снизились на 0,7%. Расходы на национальную оборону и социальную политику продолжают расти темпами, опережающими инфляцию.

В реальном выражении они выросли на 9,6% и 8,7% соответственно. Кроме них рост показали только такие набавления расходов, как охрана окружающей среды и культура и кинематография. Однако их доля в общих расходах федерального бюджета невелика, поэтому их вклад в реальный прирост расходов составляет менее 0,1 п.п.

Таблица 2

Структура изменения расходов федерального бюджета РФ в реальном выражении (январь-сентябрь 2016 г. к январю-сентябрю 2015 г.), % [39]

Статьи расходов

Структура прироста расходов

Темп ростов номинальном выражении

1

2

3

Расходы - итого

-2,0

112,3

в т.ч.

Общегосударственные вопросы

-0,1

121,7

Национальная оборона

1,8

98,9

Национальная безопасность и правоохранительная
деятельность

-2,2

115,1

Национальная экономика

0,1

86,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

-0,2

110,3

Охрана окружающей среды

0,0

110,3

Образование

-1,1

92,5

Культура, кинематография

-0,1

100,4

Здравоохранение

-0,3

105,7

Социальная политика

2,2

165,6

Физическая культура и спорт

0,1

126,8

Средства массовой информации

0,1

94,0

Обслуживание государственного и муниципального долга

-0,1

82,2

Межбюджетные трансферты

-0,2

112,3


По итогам января-сентября 2016 г. доходы консолидированных бюджетов государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования) сложились в сумме 6319,6 млрд.руб., что составляет 11,9% ВВП. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. доходы системы государственных внебюджетных фондов увеличились на 14,9%. Поскольку индекс инфляции за рассматриваемый период - 115,7 (индекс потребительских цен оцененный как сентябрь 2016 г. к сентябрю 2015 г.), в реальном исчислении поступление доходов в бюджеты государственных внебюджетных
фондов сократилось, составив 99,3% прошлогодних сумм. Как показано на рис. 6, основной объем доходов системы государственных внебюджетных фондов приходится на Пенсионный фонд - более 80% поступлений во внебюджетные фонды и 26 2% доходов консолидированного (расширенного) бюджета страны. По сравнению с аналогичным периодом 2015 г. доля доходов Пенсионного фонда незначительно увеличилась.

Вторым по объему доходов является Федеральный фонд медицинского страхования, на долю которого в системе внебюджетных фондов в 2016 г. приходится 18,0%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта доля увеличилась на 1 процентный пункт. Доля поступлений в Фонд социального страхования составляет в 2016 г. 1,27%, снизившись на 1,33 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом 2015 г.

Рис. 6. Структура доходов государственных внебюджетных фондов, % [40]

Выводы. В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Финансовая система проявляется в их функциях: функция планирования, функция организации, функция стимулирования и контрольная функция.

Структура финансовой системы Российской Федерации в институциональном плане состоит из трех уровней: федеральный уровень, уровень субъектов РФ, муниципальный уровень.

Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.


Глава 3. Проблемы финансов в Российской Федерации и пути их решения

В 2017 г. Минфин и правительство вновь возвращаются к трехлетнему бюджетному планированию после однолетнего бюджета 2016 года, когда впервые с 2008 г. бюджет был составлен на один год. Документ включает в себя параметры не только на 2017 г., но и на плановый период 2018–2019 гг.

С точки зрения внешних условий развития российской экономики, новый бюджет подразумевает продолжающееся замедление темпов мирового экономического роста, что не улучшает конъюнктуру цен и спроса на российские товары. Что касается внутренних факторов, то ожидается возобновление роста российской экономики после предыдущего двухлетнего спада: темп роста ВВП в 2017–2019 гг. предполагается на уровне 0,6, 1,7 и 2,1% соответственно. При умеренном номинальном росте внутреннего спроса и относительно стабильной курсовой динамике замедление инфляции планируется до 4% в год, что должно благоприятно отразиться на экономическом развитии.

В целом, прошедший 2016 год в законопроекте о новом бюджете охарактеризован как период адаптации к внешнеэкономическим вызовам 2014–2015 гг. Предполагается, что на смену ему должен прийти период выхода на параметры сбалансированного развития экономики.

Однако остается существенный вопрос: насколько удастся следовать его параметрам в течение всего периода, сможет ли это стать не номинальным, а реальным сигналом как для населения, так и для бизнеса с точки зрения стабильности бюджетно-налоговой политики государства?

Основные причины подобных опасений — слишком много факторов неопределенности, действующих против запланированных параметров: курс рубля, де-юре отпущенный «на свободу»; движения нефтяных цен; позиция США в определении базовой кредитной ставки; режим санкций Запада против России; сложное геополитическое взаимодействие России с США и странами Запада в целом.

Бюджет 2017-2019 гг. является отражением существующей экономической политики, основные моменты которой сегодня сложно назвать позитивными: все еще приоритетная экспортно-сырьевая модель; высокие риски для бизнеса, в особенности для малого; высокая ключевая кредитная ставка; таргетирование инфляции при любых вводных; сжатие до предела денежной массы М2 (наличные и денежные средства на депозитах); покрытие бюджетного дефицита (в 2017 году планируется на уровне 2,74 трлн.руб, или 3,16% от ВВП) за счет средств Резервного фонда, который к концу 2017 года будет практически полностью исчерпан, а также за счёт облигаций федерального займа (ОФЗ), что может не сработать из-за недостатка ликвидности, указанной выше.


В бюджете не видно каких-то кардинальных изменений, антикризисных мер или экономии. В 2016 году по статье «Национальная экономика» было выделено 2,5 трлн. руб. (почти 16 %) и это не спасло от падения —рост ВВП России в 2016 г. составил минус 1,8%, падение ВВП на душу населения относительно уровня 2013 года — ровно в 2 раза .

В 2017 году на поддержку национальной экономики планируется потратить меньше — 2,3 трлн. руб. (14,2% расходов бюджета), но при этом правительство надеется на рост. При этом в 2017–2019 гг. прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 16,1% ВВП в 2016 г. до 15,0% ВВП к 2019 г., что будет обусловлено в первую очередь динамикой нефтегазовых поступлений.

В приоритете — национальная безопасность и содержание административного аппарата. В минусе — национальная экономика, образование, здравоохранение, наука и культура. Именно то, что определяет будущее любой нации.

Для решения существующих проблем имеет смысл обратить внимание на ставший традиционным подход к решению бюджетных проблем за счет двух кластеров российской экономики — низкодоходных групп населения и малого бизнеса. В бюджете предусмотрены серьезные ограничения по индексации пенсий неработающих пенсионеров, отказ от индексации пенсий работающих пенсионеров, очередное продление замораживания накопительной части пенсий. Все это приведет к снижению доходов миллионов наших сограждан и сокращению покупательского спроса.

Нечто похожее происходит и с малым бизнесом. По статистике лишь трем процентам небольших предприятий в России удастся продержаться
на плаву больше трех лет.

Настоятельно требуется новая экономическая политика. Основными ее составляющими должны стать – существенное снижение ключевой ставки; переход ЦБ с таргетирования инфляции к таргетированию ВВП и курса рубля; снижение налогов и сборов с малого бизнеса, налоговые преференции вновь образующимся предприятиям (особенно в реальном, производственном секторе); стимулирование частных пенсионных накоплений, а не их замораживание; ориентация высшего образования на реальные нужды российской и мировой экономики.

Если хотя-бы часть этих мер в срочном порядке реализовать, то потенциал развития российской экономики в среднесрочной перспективе может составлять до 7 – 8 % ежегодно. Только тогда возможно превращение консервативного, тупикового бюджета в перспективный бюджет инновационного развития.

Выводы. Бюджет 2017-2019 гг. является отражением существующей экономической политики, основные моменты которой сегодня сложно назвать позитивными: все еще приоритетная экспортно-сырьевая модель; высокие риски для бизнеса, в особенности для малого; высокая ключевая кредитная ставка; таргетирование инфляции при любых вводных; сжатие до предела денежной массы М2 (наличные и денежные средства на депозитах); покрытие бюджетного дефицита (в 2017 году планируется на уровне 2,74 трлн.руб, или 3,16% от ВВП) за счет средств Резервного фонда, который к концу 2017 года будет практически полностью исчерпан, а также за счёт облигаций федерального займа (ОФЗ), что может не сработать из-за недостатка ликвидности, указанной выше.


В условиях снижения реальных доходов населения и платежеспособного спроса, высоких процентных ставок для реального сектора, низкого уровня монетизации экономики и инвестиционной активности, сохранения неэффективной отраслевой структуры реального сектора экономики стране настоятельно требуется новая экономическая политика.

Основными составляющими ее мерами должны стать – существенное снижение ключевой ставки; переход ЦБ с таргетирования инфляции к таргетированию ВВП и курса рубля; снижение налогов и сборов с малого бизнеса, налоговые преференции вновь образующимся предприятиям (особенно в реальном, производственном секторе); стимулирование частных пенсионных накоплений, а не их замораживание; ориентация высшего образования на реальные нужды российской и мировой экономики.

Заключение

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Понятие «финансы» подпадает под историческую категорию. Они зарождаются наряду с государством и подвергаются изменениям вместе с ним. Сущность финансов, сфера воздействия и роль в структуре общественного воспроизводства определяются природой государства и его выполняемыми функциями.

В процессе выделения составных частей финансовых отношений могут быть определены три основные сферы: финансы субъектов хозяйствования; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Финансовая система проявляется в функциях, основными из которых являются: распределительная функция и контрольная функция.

Бюджет 2017-2019 гг. отражает существующую экономическую политику, основные моменты которой сегодня сложно назвать позитивными: все еще приоритетная экспортно-сырьевая модель; высокие риски для бизнеса, в особенности для малого; высокая ключевая кредитная ставка; таргетирование инфляции при любых вводных; сжатие до предела денежной массы М2 (наличные и денежные средства на депозитах); покрытие бюджетного дефицита (в 2017 году планируется на уровне 2,74 трлн.руб, или 3,16% от ВВП) за счет средств Резервного фонда, который к концу 2017 года будет практически полностью исчерпан, а также за счёт облигаций федерального займа (ОФЗ), что может не сработать из-за недостатка ликвидности, указанной выше.