Файл: Финансы как инструмент регулирования экономики (Основы финансов, история формирования и функции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1. Основы финансов, история формирования и функции

1.1. Формирование финансов в России

История термина «финансы» имеет длительную историю и составляет несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин[1], который возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и изначально характеризовал любой денежный платеж. В последующем слово в связи широким распространением торговой деятельности итальянских купцов получает распространение и применяется в качестве понятия, связанного с системой денежных отношений между государством и населением в сфере создания и использования государственных фондов денежных средств[2].

В научной литературе начиная с XVI в. финансы связывали с формированием государственных доходов и их заимствованием. В это время и в России появляются первые известные сочинения по финансовым вопросам. Их автором был И.С. Пересветов, который занимался разработкой рекомендаций по увеличению доходов государственной казны и обоснованием налоговой политики, которую проводил Иван Грозный.

Отмена крепостного права в 1861г. существенно ускорила дальнейшее развитие финансов и финансовой науки в России. В конце XIX - начале XX в. проводился ряд крупных экономических преобразований, в частности: реформа И.А. Вышнеградского-С.Ю. Витте и аграрная реформа П.А. Столыпина, в результате которых была достигнута экономическая стабилизация общества в целом и в том числе улучшено состояние денежно-финансовой системы Российской Империи. В это время наука о финансах в российских образовательных учреждениях преподавалась преимущественно как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов.

Как результат такого подхода ограничение круга финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилось и в более позднее время. После Октябрьского переворота 1917 г., в результате которого произошла смена общественно-экономического устройства России, и примерно до середины 30-х годов, российская финансовая наука отражала и развивала, прежде всего, дореволюционные теории в области финансов.

Так, Э.А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделяет признак императивности[3], утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.


До прекращения существования СССР и образования новой российской государственности, ориентированной на рыночную экономику, происходило формирование финансов и финансовой науки общественно-политического строя, основанного на всеобщей государственной собственности и плановом характере государственного управления экономикой, именуемого социализмом.

Таким образом, мы видим, что понятие «финансы» подпадает под историческую категорию. Финансы появляются вместе со становлением государства и меняются вместе с ним. Сущность финансов, сфера их воздействия и роль, которую они играют в структуре общественного воспроизводства, непосредственно определяются самой природой государства и функциями, которые оно выполняет[4].

При рассмотрении истории финансов принято опираться на некоторые исторические предпосылки[5]:

  1. В результате первых буржуазных революций в Европе было существенно снижено влияние монархических династий. Их власть, в том числе право самостоятельно распоряжаться казной, значительно ограничивалась Казна, в свою очередь, становится общегосударственным фондом денежных средств, называемым бюджетом;
  2. Формирование и расходование бюджета приобретает постоянный характер. Появляются системы доходов и расходов государств, имеющие определенную структуру и закрепленные законодательно;
  3. Налогообложение стало проходить исключительно в денежной форме. Если раньше доходы казны царствующих монархов собирались преимущественно за счет натуральных сборов и трудовых повинностей, то уже в середине ХIХ в. относительная доля налогов, взимаемых в денежной форме, занимает до 90% всех доходов бюджета. На этой стадии развития денежных отношений становится доступным перераспределение созданного общественно-значимого продукта в его реальном стоимостном выражении.

В исторической перспективе, вплоть до становления товарно–денежного хозяйства, существенная часть потребительских запросов государства удовлетворялась за счет взимания различных сборов и податей, которые происходили преимущественно в натуральной форме. При том, что деньги существовали и были в обороте, непосредственно денежное хозяйство при этом было крайне ограниченным[6].

Следовательно, общий государственный бюджет в целом был небольшим, к тому же большая часть его направлялась на финансовое обеспечение армии и обслуживание войн. В силу этого, ощутимого влияния на материальное производство с точки зрения его регулирования бюджет не был способен оказать[7].


С течением времени общество переходит к формированию и использованию централизованных фондов денежных средств. Этот процесс приводит к построению стройной системы государственных доходов и расходов. Форма и состав бюджета устанавливаются на законодательном уровне. Расходные статьи ранних бюджетов долгое время были направлены на обеспечение четырех главных функций государства: военные задачи, государственное управление, непосредственное развитие конкретных отраслей экономики, социальные задачи[8].

Совершенно новым этапом развития для финансов становится капиталистическая общественно–экономическая система, которая становится мощным толчком к развитию товарно–денежных отношений. Широкие общественные запросы нуждаются в финансировании, а следовательно требуют создания нового типа государственных денежных фондов. В связи с этим по поводу формирования и распределения этих новых фондов возникли новые виды денежных отношений в обществе[9].

Товарно–денежные отношения охватывают всю общественную жизнь, обретая при этом масштабный характер. Финансы в таких условиях являются выразителем экономических отношений в части создания и использования фондов денежных средств, в процессе распределения всего национального дохода в общественно-значимый продукт[10].

В XX в. финансовые отношения значительно усложнились, особенно по итогам Второй Мировой Войны. Государственные бюджеты существенно увеличились в объёмах. В условиях мобилизации государственных экономик во время войны правительства старались собирать ресурсы не только собственно бюджетной системы, но и многих внебюджетных фондов. Оказавшиеся у них в управлении огромные ресурсы денежных средств оказали существенное влияние на все процессы общественного воспроизводства[11].

Видоизменяясь со временем, финансы проявляют себя как экономической, так и исторической категорией. Два основных этапа можно выделить в этом процессе[12]:

  1. На первом этапе своего развития финансы имеют неразвитую форму. Существенными признаками этого являются: непродуктивное расходование средств (свыше 2/3 предназначалось на нужды армии); слабое регулирующее влияние на экономику в целом; общая ограниченность финансовой системы. Финансовые отношения охватывают почти исключительно формирование и последующее расходование государственного бюджета.
  2. Второй этап развития финансов характеризуется большим количеством элементов финансовой системы, высокой степенью регулирования экономики, разнообразием финансовых отношений. Например, если взглянуть на начало XX века, то в ведущих европейских странах общий национальный доход распределялся через финансовую систему только примерно в 10–15%. В наше же время это значение составляет 40–50 и даже до 70%[13].

Развиваются не только и не столько государственные финансы. Развиваются и финансы прочих хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, прочих форм собственности). Также появляющиеся все в большем количестве акционерные общества стали влиять на экономические процессы в обществе.

Акции, облигации и кредиты разных банков, прочие методы финансирования, значительно расширили и разнообразили возможности роста корпораций, при том, что раньше им приходилось развиваться за счет собственных, весьма ограниченных источников.

Результатом длительной эволюции стало разделение финансовых отношений на два этапа[14]:

  • на первом этапе формируются денежные фонды и происходит их аккумулирование в бюджетной системе;
  • на втором происходит процесс перераспределения фондов и их кругооборот среди хозяйствующих субъектов.

1.2. Функции финансов

Финансы можно определить как часть экономических отношений в обществе в форме накопления, распределения и использования фондов денежных средств, составляющих в совокупности финансовые ресурсы, или в широком смысле, как получение дохода от внешнеэкономической деятельности и реализации национальных богатств в целях обеспечения функций, а также решения текущих и долгосрочных задач государства.

 Описывая сущность финансов, необходимо особо отметить их основные черты[15]:

  • распределительные отношения;
  • денежные отношения;
  • деньги и финансы неравнозначны. Существенное отличие заключается в том, что деньги в общем являются более общей категорией, чем финансы. На основе денег существуют разные экономических категории, одной из которых и являются финансы[16].

При этом кроме финансовых ресурсов в денежной форме также функционируют кредитные ресурсы, личные денежные доходы населения и т.п. Поэтому важным является выделение таких специфических признаков финансов, которые позволят их вычленить из общего объема денежных средств:

  1. одностороннее движение стоимости;
  2. специфические материальные носители, так называемые финансовые ресурсы, которые всегда имеют собственника либо лицо, которому собственником делегированы права ими распоряжаться.

Допуская определение финансов как совокупности объективно существующих отношений в экономике, следует рассмотреть их функции. В определении функций финансов нет четкого мнения, некоторые авторы называют одни классификации, некоторые другие. Как пример, ряд авторов (А. Дробозина, В. В. Иванов и Л. Н. Павлова) определяют: регулирующую функцию, стабилизационную, функцию планирования, воспроизводства, при этом чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактного понятия, а о функциях государства, связанных с использованием финансов. Однако, большая часть российских авторов сходятся на выделении двух основополагающих функций финансов: распределительной и контрольной[17].

  1. Распределительная. Выражается через процесс применения денежных средств, накопленных ранее, для удовлетворения соответственных нужд и необходимостей хозяйственной системы, обеспечивая распределение ВВП через финансовую систему. Стоимость ВВП как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы - прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработную плату, смешанные доходы, и амортизацию. Поступления от внешнеэкономической деятельности также участвуют в формировании денежных доходов (напр., поступления от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления)[18]. На следующей стадии процесса распределения происходит перемещение денежных потоков между субъектами экономической деятельности. Это происходит с использованием следующих основных каналов:
  • используя бюджетную систему, а также через механизм государственного заимствования;
  • через финансовый рынок – поступление средств через эмиссию ценных бумаг, заключение кредитных договоров, от поступления дивидендов.

Также на этом этапе в процесс перераспределения поступает используемая часть национальных богатств. И на последней стадии аккумулированные таким образом ресурсы либо используют в целях потребления (напр., расходы социальной сферы), либо направляются для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения).

  1. Контрольная функция. Отображается через денежный контроль за количественными и качественными характеристиками действий в целях улучшения и применения денежных ресурсов. Данная функция характерна для всех финансовых операций. Эти операции не должны противоречить действующему законодательству. Информацию о возможности наступления неблагоприятного экономического события можно получить используя такие финансовые показатели, как, например, индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического события дает возможность принимать эффективные управленческие решения. Рассматриваемая функция осуществляет не только мониторинг процессов, но и участвует в случае необходимости в их корректировке в соответствии с законом[19]. Однако, при этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля — это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым в данной главе понимаются финансы.