Файл: Диагностика и построение корпоративной культуры (Теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 232
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры
1.1 Понятие, история, элементы корпоративной культуры
1.2. Анализ корпоративной культуры компаний, работающих на рынке нефти
2.1. Анализ производственно-хозяйственной и управленческой деятельности компании
2.2.Анализ и оценка управления корпоративной культурой компании
Глава 3. Разработка направлений совершенствования управления корпоративной культуры компании
Теоретико-методологическим результатом исследований Школы культуры и близких к данной школе исследований стало формирование теории организационной культуры, как отдельного научного направления, объединяющего все исследования в данной области[15]. Одним из важнейших практических результатов развития теории организационной культуры стало обоснование необходимости рассмотрения внутренней среды компании с позиций корпоративной культуры, а управления компанией – с позиций ее совершенствования. Идея оказалась весьма полезной для ТНК, поскольку помогала более гибко и одновременно четко формировать и поддерживать внутренние и внешние стандарты организации, что, помимо всего прочего, требовалось для продвижения бренда на международном уровне[16].
С нормативных позиций корпоративная культура представляет собой пакет социально значимых норм, образцов поведения, общепринятых или ожидаемых схем поступков и действий работников организации. В общем виде под корпоративной культурой сегодня понимают систему ценностей, убеждений, верований, представлений, ожиданий, символов, а также действующих принципов, норм поведения, традиций, ритуалов и т.д., имеющихся в организации и принимаемых большинством ее сотрудников.
Формирование корпоративной культуры компании может основываться на различных подходах. Во-первых – это психологический подход, когда корпоративная культура формируется как механизм, основной задачей которого является психологическая и культурная адаптация работника к сложной организационной среде, ее требованиям и традициям, через формирование необходимых психологических и коммуникационных навыков.
Во-вторых - это функциональный подход, когда корпоративная культура формируется для повышения общей эффективности функционирования компании, включая совершенствование процессов принятия управленческих решений, процессов коммуникации, в том числе межуровневой, а так же как комплексный механизм повышения социальной сплоченности коллектива.
В-третьих – это историко-генетический подход, когда корпоративная культура формируется для сохранения и передачи через социальные и культурные механизмы традиции участия работников в развитии компании, профессионального саморазвития.
В-четвертых – это синтетический подход, когда корпоративная культура формируется как комплексный механизм психологической и культурной адаптации работника, общего «мягкого» повышения эффективности функционирования компании, а так же сохранения и передачи через социальные и культурные механизмы традиции участия работников в развитии компании, профессиональном саморазвитии[17].
На практике чаще всего востребован синтетический подход. Рассмотрение теории и практики формирования корпоративной культуры современных публичных компаний на базе синтетического подхода позволило выделить следующие основные ее элементы, как системы: философия фирмы, основанная на главных ориентирах и ценностях компании; ценностно-нормативная культура, определяющая деловую этику и комплаенс; культура внутренних коммуникаций; социально-психологическая культура, основанная на взаимном уважении, толерантности и равных возможностях; событийная культура (мероприятия); культура внешней идентификации.
Данные элементы взаимосвязаны и взаимозависимы (рисунок 2). В качестве модели корпоративной культуры для компании ПАО «НК «Роснефть» была выбрана следующая:
Рисунок 2. Структурно-логическая схема корпоративной культуры, сформированной на основе синтетического подхода
Для достижения эффективности корпоративной культуры каждый элемент должен формироваться целенаправленно, с использованием соответствующих инструментов и методов. Ответственность в данном случае должна быть закреплена за соответствующим специалистом. Но кроме этого корпоративная культура – это единая система. Поэтому без централизованного управления процессом формирования и развития корпоративной культуры достижение эффективности всей системы невозможно.
Глава 2. Обоснование необходимости разработки мероприятий по совершенствованию управления корпоративной культуры ПАО «НК «Роснефть»
2.1. Анализ производственно-хозяйственной и управленческой деятельности компании
«Роснефть» — лидер российской нефтяной отрасли и крупнейшая публичная нефтегазовая корпорация мира. Основными видами деятельности ПАО «НК «Роснефть» являются поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти, газа, газового конденсата, реализация проектов по освоению морских месторождений, переработка добытого сырья, реализация нефти, газа и продуктов их переработки на территории России и за ее пределами[18].
Органами управления Общества являются:
1. Общее собрание акционеров.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления.
2. Совет директоров. Совет директоров Общества осуществляет стратегическое руководство деятельностью Общества от имени и в интересах всех акционеров Общества.
3. Президент. Президент Общества осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа, действует на основании настоящего Устава, а также утверждаемого Общим собранием акционеров Положения о единоличном исполнительном органе (Президенте) Общества.
4. Правление. Правление Общества является коллегиальным исполнительным органом Общества, действует на основании настоящего Устава, а также утверждаемого Общим собранием акционеров Положения о коллегиальном исполнительном органе (Правлении) Общества. Функции председателя Правления Общества осуществляет Президент Общества.
Президентом, Председателем Правления и Заместителем Председателя Совета директоров ПАО «НК «Роснефть» является Игорь Сечин. Председателем Совета директоров является Андрей Белоусов[19].
В соответствии с положением о коллегиальном исполнительном органе (Правлении) ПАО «НК «Роснефть», утвержденным общим собранием акционеров Общества 19.06.2009 года, Правление Общества формируется Советом директоров. При этом членом Правления может быть назначено лицо, являющееся руководящим работникам Общества. При формировании Правления обеспечивается принцип представителей в нем руководителей основных бизнес направлений и производственного сервиса, а так же основных поддерживающих функциональных блоков, в соответствии с организационной структурой, утверждаемой советом директоров Общества, таким образом, в ПАО «НК «Роснефть» используется линейно-функциональная структура управления.
Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб – подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов зависит от масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления предприятия в целом. Чем крупнее фирма и сложнее ее управляющая система, тем более разветвленным аппаратом она располагает. В связи с этим остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.
Линейно-функциональная структура является ступенчатой иерархической. При ней линейным руководителям оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней. Что касается производственной структуры, Роснефть имеет группу предприятий, которые делятся по выполняемым ими функциям (разведкой, добычей, переработкой и сбытом) и имеют свои цели и задачи, что позволяет сосредоточить генеральный штаб на выполнении глобальных задач и функций.
При такой структуре гораздо проще управлять как компаниями, входящими в ПАО «НК «Роснефть», так и финансовыми потоками и издержками[20]. Далее будет подробно описано финансовое состояние Компании[21]. Финансовые результаты деятельности Компании указаны в таблице 2.
Таблица 2
Финансовые результаты ПАО «НК «Роснефть» за 2016-2017 гг.
Финансовые результаты |
2016г. |
2017г. |
изм., % |
Выручка от реализации и доход/(убыток) от ассоциированных и совместных предприятий, млрд руб. |
5 503 |
5 150 |
6,4% |
Чистая прибыль, относящаяся к акционерам Роснефти, млрд руб. |
348 |
355 |
2,0% |
Чистая прибыль, относящаяся к акционерам Роснефти, млрд руб. |
6,3% |
6,9% |
0,6пп |
EBITDA, млрд руб. |
1057 |
1245 |
17,8% |
Свободный денежный поток, млрд руб. |
596 |
657 |
10,2% |
Операционные затраты на б.н.э., млрд руб. |
147 |
159 |
8,2% |
Общий долг, млрд долл. США |
60,5 |
45,6 |
24,6% |
Чистый долг, млрд долл. США |
43,8 |
23,2 |
47,0% |
В 2017 г. выручка составила 5 150 млрд руб. (86,9 млрд долл.), снизившись на 6,4% по отношению к 2016 г. Несмотря на ухудшение рыночных условий, Компания нарастила объем высокомаржинальных поставок нефти в восточном направлении (+18,5%), увеличила объем продаж газа (3,8%) и продукции нефтепереработки и нефтехимии (+1%). «Роснефти» удалось ограничить негативный эффект от снижения цен на нефть на 16,3% в рублевом и на 47,3% в долларовом выражении в 2017 г. Компания в полном объеме исполняет обязательства по поставкам нефти по долгосрочным контрактам. Также перевыполняются все обязательства Компании по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок, увеличен объем поставок моторных топлив класса Евро 4/5 в РФ на 30% по сравнению с 2016 г.
Усиление контроля над затратами способствовало тому, что прибыль до уплаты процентов, налога на прибыль и амортизации (EBITDA) по итогам 2017 г. увеличилась на 17,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. и составила 1 245 млрд руб. (20,8 млрд долл.) «Роснефть» добилась роста этого показателя несмотря на негативный эффект от налогового маневра, в результате которого Компания потеряла 71 млрд руб., и падение цен на нефть, отчасти компенсированное изменением курса рубля. Росту EBITDA способствовали контроль над затратами, эффективное управление структурой продаж, качественное улучшение корзины выпускаемых продуктов, а также снижение негативного эффекта от временного лага по экспортным пошлинам.
Что касается чистой прибыли, относящейся к акционерам Роснефти, в 2017 г. она составила 355 млрд руб., увеличившись на 2,0% по отношению к 2016 г., улучшая базу для выплаты дивидендов.
Что касается управления, система корпоративного управления ПАО «НК «Роснефть» нацелена на защиту прав акционеров, успешное и устойчивое развитие Компании, обеспечение принятия менеджментом Компании эффективных и ответственных решений. Компания стремится постоянно повышать эффективность бизнес-процессов и организационную эффективность.
После анализа деятельности ПАО «НК «Роснефть» проанализируем и оценим непосредственно корпоративную культуру Компании[22].
2.2.Анализ и оценка управления корпоративной культурой компании
Корпоративная культура является важнейшей составляющей развития Роснефти, неотъемлемым компонентом построения успешной стратегии развития Компании, это агрегация миссии и ценностей, декларируемых Компанией при взаимодействии с сотрудниками, партнерами и клиентами.
Миссией ПАО «НК «Роснефть» является эффективная реализация энергетического потенциала России, обеспечение энергобезопасности и бережное отношение к природным ресурсам[23]. Среди ключевых инициатив в области корпоративной культуры Роснефти можно перечислить следующие важные направления: – корпоративные мероприятия; – внутренние коммуникации; – социологические исследования; – деловая этика и комплаенс.
Корпоративные мероприятия включают в себя Зимнюю и Летнюю Спартакиады Роснефти, Смотр-конкурс «Лучший по профессии», а также Фестиваль «Роснефть зажигает звезды».