Файл: Процесс построения модели управленческого решения. Содержание управленческих решений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1 Процедуры принятия управленческих решений

Эффективность любой управленческой деятельности зависит от умения принимать правильные и своевременные решения. Принятие решения осуществляется на всех этапах управленческой деятельности и как бы пронизывает все ее функции, начиная с постановки целей и задач и заканчивая контролем.

Результаты труда коллектива в значительной степени зависят от степени обоснованности управленческих решений. В психологическом плане принятие управленческого решения рассматривается как волевой акт, результатом которого является формирование той или иной цели и средств ее достижения. Итог управленческого решения должен состоять в приведении управляемой системы в соответствие с намеченными целями. Любое управленческое решение сводится к выбору того или иного варианта из нескольких возможных.

В процессе принятия решения выделяют ряд последовательных этапов деятельности менеджера[9]:

 выявление и уяснение проблемы (сбор необходимой информации и ее анализ), итогом которых является четкое формулирование возникшей задачи;

 всестороннее рассмотрение альтернатив с учетом определенных критериев эффективности решения;

 окончательный выбор такого варианта, который получил бы наивысшую оценку исходя из целей деятельности. Управленческое решение должно удовлетворять ряду требований. Научная обоснованность.

Имеется в виду учет объективных экономических и других законов при принятии решения, ориентация на соответствующие нормативные материалы. Директивность. Управленческое решение предполагает единоначалие и обязательность выполнения. Своевременность, Адресность.

Каждое решение должно иметь определенный адрес. Конкретность сроков выполнения. Необходимая полнота. Управленческое решение должно включать в себя указания на определенную цель, основные пути и средства ее достижения, порядок взаимодействия, контроль выполнения. В психологическом плане процесс принятия решения представляет собой результат выбора одной из ряда возможных альтернатив. В ходе подготовки к принятию решения происходит сокращение числа выборов вплоть до последнего варианта, который и становится решением их несколько: а) уверенный выбор. Этот выбор, как правило, не осложняется наличием неопределенности, дефицитом информации и полностью зависит от личности, принимающей решение; б) неуверенный выбор.


Здесь исход зависит как от принимающего решение, так и ряда факторов, о которых известно лишь частично. В этой ситуации выбору предшествует поиск ответов на вопросы в связи с неизвестными факторами. Эта ситуация характерна для принятия оперативных решений; в) определенная ситуация выбора. Для нее характерно наличие заранее отработанного списка альтернативных действий и наиболее вероятных исходов после каждого действия. Примером могут служить служебные инструкции на случай стихийных бедствий. Иногда этот список альтернативных действий находится в памяти человека, здесь проявляется опыт; г) неопределенная ситуация выбора. Возникает при отсутствии списка альтернативных действий и возможных исходов, что ставит принимающего решение в весьма трудное положение. Выходом из такой ситуации является глубокий анализ действия возможных факторов и их последствий, мысленное моделирование ситуации выбора; д) статистическая ситуация выбора.

В этом случае в рамках времени, отведенного на принятие решения, состояние системы практически не меняется; е) динамическая ситуация выбора. В этом случае для принятия решения необходима дополнительная информация о состоянии системы. Таковы возможные ситуации выбора. Наиболее сложные из них отражены в пунктах «б», «г», «е».

Здесь большую роль играют качества менеджера — опыт, управленческие знания и умения, а также интуиция. В неопределенной и динамической, ситуациях выбора может сказаться и склонность менеджера к риску. Процедура принятия решения в самом общем виде состоит из последовательности целесообразных действий для достижения поставленной цели на основе преобразования некоторой исходной и текущей информации. Обычно выделяют три вида процедуры принятия решения (рис. 1), но предпочтение обычно отдается выбору вариантов. При принятии решения выделяют следующие стадии: 1) обнаружение и осознание проблемы; 2) формулирование рабочей гипотезы; 3) апробация рабочей гипотезы, ее проверка; 4) принятие собственно управленческого решения; 4) организация исполнения решения.



Рис. 1. Процедуры принятия решения

Первые три стадии связаны с подготовкой решения. В этот период необходимо выполнить комплекс работ, представляющих собой проект решения.

В этот комплекс входят:

 анализ директивной и другой информации по существу принимаемого решения;


 формирование представления о целях решения;  рассмотрение возможных вариантов действий;

 разработка организационного плана решения, координация и согласование работ.

Подготовка решения может быть весьма продолжительной, и не только потому, что объем работ в этот период весьма велик, а главным образом из-за поиска необходимых компромиссов, учета различных интересов, создания системы действующих стимулов. Проект решения представляется к утверждению. Этому утверждению может предшествовать и коллективная форма обсуждения.

Она весьма полезна, так как позволяет устранить неточности и противоречия, уточнить позиции и интересы, четче сформулировать требования. В процессе коллективного обсуждения возможно мысленное моделирование предполагаемых исходов, позиций и уровня аргументации, а для принятия эффективного управленческого решения необходимо соблюдать ряд условий, а именно:

 лицо, принимающее решение, должно обладать всей необходимой информацией и уметь прогнозировать все возможные варианты последствий;

 лицо, принимающее решение, в случае необходимости должно предпочесть достижение компромисса (согласование целей заинтересованных сторон), нежели достижение максимального результата. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности.

2.2 Процесс принятия решений

Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность решений характеризует безостановочность процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как содержание управления раскрывается в содержании принимаемых решений. Поэтому так важно понять природу и сущность управленческих решений. Понимание характера управленческих решений зависит от точки зрения на место и роль процесса принятия решений в системе менеджмента[10].

С позиций системного анализа процесс управления является, по сути, процессом решения проблем организации, возникающих по мере ее функционирования и развития. Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления проблем, продолжается разработкой и принятием необходимого решения и заканчивается организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата или, точнее, оценка степени достижения поставленной цели, служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляющим таким образом управленческий цикл (рис. 2).


Рис. 2. Схема процессов управления и формирования решения

Это показывает, что всякое управление реализует вполне определенную последовательность трех основных этапов:  устанавливает состояние управляемого объекта (идентификация проблемы);  вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка и принятие решения);  реализует его (реализация решения).

Таким образом, смысл управленческой деятельности состоит в  обеспечении достижения организацией поставленных целей. Содержание же управления заключается в выработке определенных мер в форме принятия и осуществления решений, направленных на реализацию этих целей.

Разраб отка, принятие и реализация решений являются, таким образ ом, концентрир ованным выражением сам ой сущн ости управления. Обычно в процессе как ой-либ о деятельн ости в озникают ситуации, к огда чел овек или группа сталкиваются с не обх одим остью выб ора одн ог о из неск ольких в озм ожных вариант ов действия. Результат эт ог о выб ора и будет являться решением.

Таким образ ом, решение — эт о выб ор альтернативы.

Ежедневн о прих одится десятки раз чт о-т о выбирать (не всегда, правда, задумываясь об эт ом), на с обственн ом опыте развивая сп ос обн ости и при обретая навыки принятия решений. Пример: выб ор одежды из имеющег ося гардероба, выб ор блюд из предл оженн ог о меню, выб ор наиб олее уд обн ог о транспортн ог о маршрута, выб ор места пр оведения отдыха, выб ор специальн ости при п олучении пр офесси ональн ог о образ ования, выб ор вида банк овск ог о вклада и т. д.

Любому поступку индивида или действию к оллектива предшествует предварительн о принят ое решение. Решения являются универсальн ой ф орм ой п оведения как отдельн ой личн ости, так и с оциальных групп. Эта универсальность объясняется с ознательным и целенаправленным характер ом чел овеческой деятельн ости. Однак о, несм отря на универсальн ость решений, их принятие в пр оцессе управления организацией существенн о отличается от решений, принимаемых в частн ой жизни.

Если в частн ой жизни чел овек, принимая решение, как правил о, сам ег о и вып олняет, т о в  организации существует определенн ое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исп олнители) — реализацией уже принятых решений.

Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения проблем конкретной организации. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на жизнь немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов.


Например, решение компании закрыть нерентабельное предприятие может существенно повысить уровень безработицы. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений — гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения. Таким образом, рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения. Управленческое решение — это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Одной из характерных черт исследований, относящихся к проблеме принятия решений (как и вообще ко всем управленческим проблемам), является их междисциплинарный характер, объединение различных (иногда далеких по своему предмету) областей науки. В разработке теории принятия решений участвуют философы и математики, психологи и социологи, экономисты и юристы.

Это вполне естественно, так как управленческое решение — комплексное явление и для понимания его сущности необходимо рассмотреть все его основные аспекты.

Псих ол огический. Ег о ос обенн ость заключается в т ом, чт о решение рассматривается прежде всег о как л огик о-мыслительный акт, т. е. п од управленческим решением п онимается внутренняя мыслительная деятельн ость субъекта управления, направленная на разрешение определенн ой пр облемы.

Инф ормаци онный. Эт от п одх од п одчеркивает инф ормаци онную прир оду принятия решений. Пр оцесс принятия решения в эт ом случае рассматривается как пр оцесс пре образ ования исх одн ой инф ормации в инф ормацию управленческ ог о решения, а сам о решение трактуется как инф ормация, специальн о с обранная, пр оанализир ованная и перераб отанная субъект ом управления.

Юридический.

В эт ом аспекте главн ое внимание уделяется прав ов ой ст ор оне принятия решения — ег о п олн ом очн ости и юридическим п оследствиям. Управленческ ое решение при этом рассматривается, прежде всего, как организационно-правовой акт, принятый субъект ом управления в устан овленн ом п орядке и  с о ответствующим образ ом оф ормленный[11].