Файл: Выбор управленческого решения методом анализа иерархий. Оценить корректность метода (на примере КОАО «Прибор»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ МЕТОДОМ АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
Сущность принятия управленческих решений
Классификация управленческих решений
Общие организационные принципы разработки управленческих решений
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОМ АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
2.1. Характеристика метода анализа иерархий
2.3. Пути уменьшения трудоемкости метода анализа иерархий
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ НА ПРИМЕРЕ КОАО «ПРИБОР»
Проблема выбора приоритетного направления деятельности для КОАО «Прибор»
Разработка альтернатив принятия решения
Критерий Фактор |
Прибыльность |
Перспективность |
Необходимость инвестиций |
Наличие производственных связей |
λmax |
4,101 |
4,252 |
4,078 |
4,02 |
ИС |
0,0337 |
0,084 |
0,026 |
0,0067 |
ОС |
0,03774 |
0,0933 |
0,02889 |
0,0074 |
Значения ОС по всем критериям меньше установленного порога согласованности, равного 0,1. Следовательно, результаты можно считать приемлемыми.
Обобщенные веса (интегральная оценка) равны сумме произведений локальных приоритетов каждого варианта по каждому критерию и значимости критерия.
Таблица 14 – Расчет интегральной оценки
Направления деятель- ности Критерии |
Военная продукция |
Товары народного потребления |
Медицинская техника |
Электроприводы |
Относительный вес критерия |
Прибыльность |
0,514 |
0,228 |
0,16 |
0,098 |
0,5 |
Перспективность |
0,403 |
0,269 |
0,201 |
0,126 |
0,2 |
Необходимость инвестиций |
0,403 |
0,117 |
0,203 |
0,277 |
0,2 |
Наличие производственных связей |
0,411 |
0,251 |
0,087 |
0,251 |
0,1 |
интегральная оценка |
0,4593 |
0,2163 |
0,1695 |
0,1549 |
Согласно таблице 14 наиболее актуальным для предприятия является производство военной продукции.
Эти 4 направления были проанализированы группой экспертов состоящей из 12-ти человек. В ходе анализа были проставлены ранги целесообразности осуществления того или иного направления.
Таблица 15 – Приоритеты реализации направлений
Направление деятель- ности № эксперта |
Военная продукция |
Товары народного потребления |
Медицинская техника |
Электроприводы |
1 |
1,5 |
1,5 |
4 |
3 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
1 |
3,5 |
3,5 |
6 |
1 |
3 |
2 |
4 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
3 |
2 |
1 |
4 |
9 |
3 |
2 |
4 |
1 |
10 |
1 |
2,5 |
2,5 |
4 |
11 |
2 |
1 |
3 |
4 |
12 |
1 |
3 |
2 |
4 |
Ответы экспертов представлены в порядковой шкале, поэтому их желательно усреднить методом средней арифметической и методом медиан рангов. Результаты расчетов представлены в таблице 16.
Таблица 16 – Результаты расчетов средних арифметических рангов
Показатели |
Военная продукция |
Товары народного потребления |
Медицинская техника |
Электроприводы |
Сумма рангов |
22,5 |
24 |
33 |
40,5 |
Средняя арифметическая рангов |
1,875 |
2 |
2,75 |
3,375 |
Итоговый ранг по средней арифметической |
1 |
2 |
3 |
4 |
При использовании метода медиан рангов необходимо взять ответы по одному направлению и расположить их в порядке возрастания, середина совокупности ответов построенной по такому принципу и будет являться медианой.
Таблица 17 – Медианы рангов
Направление деятель- ности № эксперта |
Военная продукция |
Товары народного потребления |
Медицинская техника |
Электроприводы |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1,5 |
2 |
3,5 |
5 |
1 |
2 |
2,5 |
4 |
6 |
1,5 |
2 |
3 |
4 |
7 |
2 |
2 |
3 |
4 |
8 |
2 |
2 |
3 |
4 |
9 |
2 |
2,5 |
3 |
4 |
10 |
3 |
3 |
3,5 |
4 |
11 |
3 |
3 |
4 |
4 |
12 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Таблица 18 – Результаты расчетов по методу медиан рангов
Показатели |
Военная продукция |
Товары народного потребления |
Медицинская техника |
Электроприводы |
Медианы ранга |
1,75 |
2 |
3 |
4 |
Итоговый ранг по методу медиан |
1 |
2 |
3 |
4 |
В таблице 19 представлена оценка альтернатив по сумме безразмерных величин при неравноценных критериях. Оценки, представленные в таблице, получены при помощи группы экспертов.
Таблица 19 – Оценка альтернатив по сумме безразмерных величин при неравноценных критериях
Критерий |
Весовой коэффи- циент |
Альтернативы |
|||||||
Вк |
Военная продукция |
ТНП |
Медицинская техника |
Электроприводы |
|||||
P |
Вк*Р |
P |
Вк*Р |
P |
Вк*Р |
P |
Вк*Р |
||
Прибыльность |
0,5 |
10 |
5 |
6 |
3 |
5 |
2,5 |
4 |
2 |
Перспективность |
0,2 |
8 |
1,6 |
9 |
1,8 |
7 |
1,4 |
6 |
1,2 |
Необходимость инвестиций |
0,2 |
5 |
1 |
10 |
2 |
7 |
1,4 |
8 |
1,6 |
Наличие производственных связей |
0,1 |
10 |
1 |
8 |
0,8 |
6 |
0,6 |
7 |
0,7 |
Сумма |
1 |
8,6 |
7,6 |
5,9 |
5,5 |
При применении метода «Полигон альтернатив» альтернативы представляют графически на полярной диаграмме. Если наилучшие значения оценок альтернатив по всем критериям расположить дальше от центра окружности, оптимальным будет считаться вариант, которому соответствует многоугольник, очертивший наибольшую площадь. Рисунок 2 позволяет визуально оценить, что наибольшая площадь соответствует альтернативе «военная продукция».
Рисунок 2 – Сравнение альтернатив выбора поставщика методом «Полигон альтернатив»
Значения критериев соизмеримы, оси – промасштабированы, поэтому для ранжирования альтернатив можно рассчитать площади многоугольников.
Угол между осями равен 90°. Следовательно, площадь многоугольников определяется формулой:
Результаты расчетов площадей многоугольников представлены в таблице 20.
Таблица 20 – Расчет площадей многоугольников для выбора наилучшей альтернативы
Военная продукция |
ТНП |
Медицинская техника |
Электроприводы |
||||||||
А |
В |
Si |
А |
В |
Si |
А |
В |
Si |
А |
В |
Si |
5 |
1,6 |
4 |
3 |
1,8 |
2,7 |
2,5 |
1,4 |
1,75 |
2 |
1,2 |
1,2 |
1,6 |
1 |
0,8 |
1,8 |
2 |
1,8 |
1,4 |
1,4 |
0,98 |
1,2 |
1,6 |
0,96 |
1 |
1 |
0,5 |
2 |
0,8 |
0,8 |
1,4 |
0,6 |
0,42 |
1,6 |
0,7 |
0,56 |
1 |
5 |
2,5 |
0,8 |
3 |
1,2 |
0,6 |
2,5 |
0,75 |
0,7 |
2 |
0,7 |
Sобщ = 7,8 |
Sобщ = 6,5 |
Sобщ = 3,9 |
Sобщ = 3,42 |
Согласно данным таблицы 20 наибольшую площадь занимает многоугольник, соответствующей первой альтернативе. Результаты расчетов, полученные при использовании метода «Полигон альтернатив», совпадают со всеми полученными ранее оценками.
Таким образом, наиболее предпочтительным вариантом является производство военной продукции, так как этой альтернативе соответствует наибольшее значение интегральной оценки.
Следующим по приоритету должно стать производство товаров народного потребления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, принятие управленческих решений является одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятия. Для российских предпринимателей характерно принятие управленческих решений в условиях неопределённости. Неопределённость обусловлена социально-политическими, административно-законодательными, производственными, коммерческими, финансовыми и другими факторами, а также быстро меняющимися обстоятельствами.
Управленческие решения подразделяют на рациональные решения, решения, основанные на суждении и интуитивные решения. Наиболее эффективными являются рациональные управленческие решения, так как они не основываются на прошлом опыте, а обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.
Обобщая и анализируя процесс принятия решения, можно выявить следующие особенности:
- принятие решений - это процесс, представляющий собой определенную последовательность взаимосвязанных этапов;
- на всех этапах принятия решений предусматриваются сбор, обработка и оценка информации;
- на всех этапах процесса принятия решений основными являются: уяснение проблемы, сбор информации, выявление альтернатив, определение ограничений, критериев, оценивание альтернатив и принятие решения;
- процесс принятия решения представляется как системная деятельность менеджера, он подчинен законам управления, организации деятельности людей.
Процесс принятия решений в технологическом аспекте можно представить как последовательность этапов, операций и процедур, между которыми существуют прямые и обратные связи. Фактическое количество этапов, операций и процедур определяется сложностью, типом решаемой проблемы.
В практической части данной работы рассмотрен процесс принятия управленческих решений на КОАО «Прибор».
В ходе исследования были получены следующие результаты: в целях повышения прибыли необходимо определить в долгосрочной перспективе приоритетное направление развития, данные выводы получены при использовании метода «Дерево целей». Ветви «выбор приоритетного направления» соответствует 43% в достижения генеральной цели. В данной ветви иерархии представлены 4 цели развития, для них были получены следующие веса в достижении генеральной цели:
- Военная продукция 16%;
- Медицинская техника 11%;
- Электроприводы 5%;
- Товары народного потребления 11%.