Файл: Выбор управленческого решения методом анализа иерархий. Оценить корректность метода (на примере КОАО «Прибор»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ МЕТОДОМ АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
Сущность принятия управленческих решений
Классификация управленческих решений
Общие организационные принципы разработки управленческих решений
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОМ АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ
2.1. Характеристика метода анализа иерархий
2.3. Пути уменьшения трудоемкости метода анализа иерархий
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ НА ПРИМЕРЕ КОАО «ПРИБОР»
Проблема выбора приоритетного направления деятельности для КОАО «Прибор»
Разработка альтернатив принятия решения
Таблица 7 – Таблица парных сравнений целей 2-го семейства 2- го уровня
2.4 |
3.4 |
3.5 |
3.6 |
3.7 |
∑ |
Wi |
3.4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
8 |
16 % |
3.5 |
0,5 |
1 |
3 |
1 |
5,5 |
11 % |
3.6 |
0,33 |
0,33 |
1 |
0,33 |
2 |
5 % |
3.7 |
0,5 |
1 |
3 |
1 |
5,5 |
11 % |
∑ |
21 |
43 % |
Среди целей 1-го уровня наибольшим весовым коэффициентом обладает цель «выбор приоритетного направления». В связи с этим актуальным становится вопрос о том, какое направления развития выбрать приоритетным в ближайшем будущем, на чем сконцентрировать производственный, научный, управленческий потенциал.
Основными направлениями деятельности КОАО «Прибор» являются производство медицинских изделий, товаров народного потребления, электроприводов для трубопроводной арматуры, а также выпуск авиационных изделий.
В целях увеличения прибыли необходимо выяснить, какое из этих производств необходимо сделать приоритетным направлением развития с помощью метода анализа иерархий.
Метод анализа иерархий является систематической процедурой для иерархического представления элементов, определяющих суть проблемы. Метод состоит в декомпозиции проблемы на все более простые составляющие части и дальнейшей обработке последовательности суждений лица, принимающего решения, по парным сравнениям. В результате может быть выражена относительная степень (интенсивность) взаимодействия элементов в иерархии. Эти суждения затем выражаются численно. МАИ включает в себя процедуры синтеза множественных суждений, получения приоритетности критериев и нахождения альтернативных решений. Такой подход к решению проблемы выбора исходит из естественной способности людей думать логически и творчески, определять события и устанавливать отношения между ними.
Разработка альтернатив принятия решения
В 2010 году структура товарной продукции предприятия сложилась следующим образом: 79,7% приходилось на производство основной продукции (приборы для военной и гражданской авиации), 10,3% - товары гражданского назначения, 10% -товары народного потребления.
В последние годы предприятие строит свою работу со все большей ориентацией на условия рынка и конкуренции. Процесс переориентации предприятия осложняется масштабами производства, широтой ассортимента, и тем, что на предприятии параллельно развивается несколько перспективных направлений. По этим же причинам маркетинг предприятия основан на нескольких стратегиях, разработанных для разных групп товаров.
В таблице 8 показаны значения реализации продукции в 2009 – 2010 годах.
Таблица 8 – Объем реализации продукции ОАО «Прибор» в 2007-2010 гг.
Виды продукции |
Объем реализации продукции (с НДС) |
|||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Военная продукция |
295 159 |
306 547 |
328 634 |
360 428 |
Гражданская продукция |
93 168 |
91 256 |
98 145 |
106 221 |
Комплекты ТНП |
24 784 |
25 105 |
28 720 |
29 098 |
ВСЕГО ОАО «ПРИБОР» |
413 111 |
422 908 |
463 575 |
503 823 |
Исходя из данных объема реализации можно сделать вывод о том, что предприятие наращивает объемы производства по всем направлениям деятельности. Наибольший прирост объема производства наблюдается по основной продукции предприятия, которой является приборы для военной и гражданской авиации.
Таким образом, основными направлениями деятельности КОАО «Прибор» являются производство медицинских изделий, товаров народного потребления, электроприводов для трубопроводной арматуры, а также выпуск авиационных изделий.
Курское ОАО «Прибор» производит и успешно реализует широкий ассортимент товаров народного потребления (ТНП).
Для ОАО «Прибор» наибольший интерес представляет рынок бытовой техники, который в России занимает первое место на рынке товаров народного потребления
За последние 10 лет, рынок в значительной степени сформировался. По темпам роста он занимает первое место на рынке товаров народного потребления, даже, несмотря на некоторое замедление, а по объемам продаж - второе место после рынка продуктов питания.
В настоящее время производством и реализацией товаров народного потребления занимается ООО «ЗЭБИ «Спектр-Прибор».
За время работы предприятия создана разветвленная товаросбытовая сеть, охватывающая 62 региона России, насчитывающая более чем 200 предприятий оптовой и розничной торговли.
Производство медицинской техники имеет устойчивое динамичное развитие, которое в последние годы приобретает заметное ускорение. Появление этой тенденции связано как с новыми открытиями в медицине и микробиологии, так и с распространением заболеваний, которые ранее не были известны медицине, а также болезней-продуктов современной цивилизации и урбанизации. Крупные производители медицинской техники направляют значительные финансовые ресурсы на исследования в области медицины, что ведет к созданию нового медицинского оборудования и, как следствие, к расширению ассортимента техники.
Особенностью рынка электроприводов является то, что приводы не выступают в качестве конечного продукта, а потребляются заводами производителями арматуры в качестве устройства к арматуре. Таким образом, потребителями электроприводов являются предприятия- производители арматуры. Рынок сбыта электроприводов напрямую связан с состоянием и изменениями рынка трубопроводной арматуры.
Конечными потребителями трубопроводной арматуры с электроприводами являются предприятия энергетики (в т.ч. атомной), нефте- газоперерабатывающие предприятия и предприятия химической и нефтехимической промышленности.
Электроприводы представляют интерес для производителей трубопроводной арматуры, предприятий осуществляющих ремонт запорных механизмов, а также проектных организаций, которые разрабатывают новые системы.
В условиях дифференцированного производства необходимо определить каким направлениям деятельности уделить особое внимание, выделить дополнительные ресурсы, решить какая сфера деятельности будет являться приоритетной.
Процесс выбора эффективного решения
При выборе эффективного управленческого решения с помощью метода анализа иерархий генеральной целью будет являться получение максимальной прибыли. Рассматриваемыми альтернативами будут отдача предпочтений одному из возможных направлений развития. Такими направлениями являются: военная продукция, товары народного потребления, медицинская техника, электроприводы для трубопроводной арматуры.
Для оценки этих направлений необходимо разработать критерии оценки и определить их относительную значимость при определении интегральной оценки.
Для достижения поставленной цели, получения максимальной прибыли, главным критерием выбора того или иного направления деятельности будет являться его прибыльность, поэтому этому критерию был присвоен относительный вес равный 0,5.
Также при определении оптимального управленческого решения будут рассматриваться такие критерии как: перспективность данного направления, необходимость инвестиций и наличие производственных связей, им были присвоены относительные веса 0,2, 0,2 и 0,1 соответственно.
Следующим этапом является определение приоритетов всех элементов иерархии с использованием метода парных сравнений.
Парные сравнения по критерию «Прибыльность» представлены в таблице № 9.
Таблица № 9 – Парные сравнения по критерию «Прибыльность»
военная продукция |
товары народного потребления |
медицинская техника |
электроприводы |
∑ |
Wi |
|
военная продукция |
1 |
3 |
4 |
4 |
12 |
0,514 |
товары народного потребления |
0,33 |
1 |
2 |
2 |
5,33 |
0,228 |
медицинская техника |
0,25 |
0,5 |
1 |
2 |
3,75 |
0,16 |
электроприводы |
0,25 |
0,5 |
0,5 |
1 |
2,25 |
0,098 |
∑ |
23,33 |
1 |
Парные сравнения по остальным критериям представлены ниже:
Таблица № 10 – Парные сравнения по критерию «Перспективность»
военная продукция |
товары народного потребления |
медицинская техника |
электроприводы |
∑ |
Wi |
|
военная продукция |
1 |
3 |
2 |
2 |
8 |
0,403 |
товары народного потребления |
0,33 |
1 |
2 |
2 |
5,33 |
0,269 |
медицинская техника |
0,5 |
0,5 |
1 |
2 |
4 |
0,201 |
электроприводы |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
2,5 |
0,126 |
∑ |
19,83 |
1 |
Таблица № 11 – Парные сравнения по критерию «Необходимость инвестиций»
военная продукция |
товары народного потребления |
медицинская техника |
электроприводы |
∑ |
Wi |
|
военная продукция |
1 |
3 |
2 |
2 |
8 |
0,403 |
товары народного потребления |
0,333 |
1 |
0,5 |
0,5 |
2,33 |
0,117 |
медицинская техника |
0,5 |
2 |
1 |
0,5 |
4 |
0,203 |
электроприводы |
0,5 |
2 |
2 |
1 |
5,5 |
0,277 |
∑ |
19,83 |
1 |
Таблица № 12 – Парные сравнения по критерию «Наличие производственных связей»
военная продукция |
товары народного потребления |
медицинская техника |
электроприводы |
∑ |
Wi |
|
военная продукция |
1 |
2 |
4 |
2 |
9 |
0,411 |
товары народного потребления |
0,5 |
1 |
3 |
1 |
5,5 |
0,251 |
медицинская техника |
0,25 |
0,333 |
1 |
0,333 |
1,91 |
0,087 |
электроприводы |
0,5 |
1 |
3 |
1 |
5,5 |
0,251 |
∑ |
21,91 |
1 |
При бинарном сравнении альтернатив, в особенности при близких оценках их показателей, возможны случаи нарушения требований транзитивности или других ошибок в суждениях, поэтому МАИ предусматривает специальный механизм определения согласованности оценок.
Показатели согласованности для матриц парных сравнений представлены в таблице 13.
Таблица 13 – Показатели согласованности