Файл: особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
Введение
В последние годы целый ряд научных дисциплин, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоциональной сферы раскрывается в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Информация воспринимается из внешнего мира благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Эффективность социально-психологического взаимодействия, вследствие этого, во многом зависит не только от точного понимания слов, сказанных собеседником, от интонации, а также, в большей степени, от умения «читать» невербально передаваемые сообщения. До настоящего времени не существует единой номенклатуры и общепринятой теории эмоций.
Все же, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Можем предположить, что это, скорее всего, связано тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.
Люди различаются значительно в возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт раскрывается в большинстве работ, посвящённых исследованию невербальных проявлений эмоциональных состояний. Отдельные вопросы освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. В зарубежной психологии эмоциональные состояния рассмотрены в трудах У. Джеймса, К. Г. Ланге, Г. Мюнстерберга, П. Барда и др.
Анализ степени научной разработанности темы исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Нет специальных исследований, связанных с особенностью распознавания эмоций по фотоснимкам незнакомых людей, недостаточно разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования), вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей.
Актуальность темы исследования проявляется в большом интересе к проблеме интерпретации и опознания эмоций, этот интерес обусловлен тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия основывается на характере интерпретации и успешности опознания эмоций собеседника, при учёте их в процессе общения.
Объект исследования: эмоциональные состояния человека.
Предмет исследования: особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
Цель исследования: выявление особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека (на примере старших подростков).
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что эмоциональные состояния незнакомых людей распознаются по невербальным проявлениям.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме изучения эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии;
- Проанализировать теоретические представления о невербальных проявлениях эмоциональных состояний человека;
- Эмпирически исследовать особенности невербальных проявлений в различных эмоциональных состояниях человека.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- Ведущие принципы психологии: принцип развития, принцип единства теории и практики, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.
- Различные аспекты изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний отражены в теории базовых эмоций – подход П.Экмана, концепция универсального способа мимических выражений и выделение 6 базовых эмоций: гнев, отвращение, страх, радость, грусть, удивление. Программа исследований выражений лица 1997, периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге, структурно-функциональный подход к анализу невербальных средств общения В.А. Лабунская.
В работе использовался следующий комплекс методов: метод теоретического анализа литературы; метод тестирования; метод математической статистики.
Методики исследования:
- Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана[18,20];
- Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл. (Опросник EQ)[11].
Теоретическая значимость исследования: изучение невербальных проявлений как неотъемлемого компонента эмоций в целом может стать перспективным направлением в развитии теории эмоций и теории межличностного общения и педагогической психологии.
Практическая значимость исследования: полученные данные в ходе проведения исследования могут быть учтены при разработке образовательных программ, методик и социально-психологических тренингов, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений.
База исследования: г. Новосибирск, МБОУ СОШ №54.
Выборка исследования: учащиеся 10-11 классов гуманитарного профиля МБОУ СОШ №54, всего 32 испытуемых в возрасте от 16 до 17 лет, из них 14 юношей, 18 девушек. 3 четверть обучения, январь 2018 года.
Структура работы соответствует логике и форме построения научного исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА
Теоретические аспекты изучения эмоциональных состояний в отечественной и зарубежной психологии
Понятие эмоции широко рассматривается как в художественной, так и в научной литературе, и вызывают интерес у философов, физиологов, психологов, клиницистов. Достаточно сослаться на систематические обзоры экспериментального их изучения в работах Р. Вудсвордса, Д. Линдсли, П. Фресса, Я. Рейковского, К. Изарда, переведенных на русский язык, а также отечественных авторов: П.М. Якобсона [27], В.К. Вилюнаса [5], Б.И. Додонова [8], П.В. Симонова [24]. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. Роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением (Фрейд, Вилюна, Додонов, Изард, Леонтьев, Фресс, Рейковский, Симонов и др.).
Эмоция (от лат. emovere – возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Словарь по психологии под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского характеризует эмоции как «психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта»[21].
Американский психолог Уильям Джемс, основатель одной из первых теорий, в которой субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями писал: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир и попытайтесь вообразить себе мир таким, каков он сам по себе без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, – все это чистый продукт, созерцающей личности».
Работы Джемса, проведенные в конце XIX века, а также открытия других ученых-физиологов и психологов, сделанные в ХХ веке, послужили фундаментом для современных исследований эмоций, эмоциональных процессов[7].
В эволюционном процессе эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшей формой эмоций – называется эмоциональный тон ощущений, непосредственные переживания, которые сопровождают отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие субъекта к их сохранению или устранению. В экстремальных условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются аффекты.
Справедливо отмечает В.К. Вилюнас, что нельзя называть теорией отдельные фрагменты учения об эмоциях. Автор выделяет следующие подходы к пониманию эмоций: психоаналитический, физиологический, социально-культурный, когнитивный и др.[5].
Психоаналитическая теория эмоций. З.Фрейдом свое понимание аффекта основывал на теории о влечениях, отождествляя аффект и влечение с мотивацией. Он и его последователи акцент делали только на негативных эмоциях, возникающих в результате конфликтных влечений. Аффект рассматривается через три составляющие: энергетический компонент инстинктивного влечения («заряд» аффекта), процесс «разрядки» и восприятие окончательной разрядки ощущение (переживание эмоции).
Сосудистая теория выражения эмоций И. Уэнбаума. Вначале 20 в. И. Уэнбаум исследует тесное взаимодействие лицевых мышц и мозговых кровотоков, делая вывод о том, что мышцы лица регулируют кровоток. Воздействуя противоположно на артерии и вены, они усиливают приток или отток крови в мозг[5].
Биологическая теория эмоций П.К. Анохина понимание эмоций рассматривает с точки зрения биологического продукта эволюции, являющегося приспособительным фактором в жизни животных. П.А. Анохин считает, что возникновение потребностей приводит, к появлению отрицательных эмоций, играющие мобилизующую роль, которая способствует очень быстрому удовлетворению потребностей оптимальным способом. При подтверждении обратной связи о достигнутом запрограммированном результате (потребности удовлетворены) возникают эмоции положительного характера. Она выступает как конечный подкрепляющий фактор[3].
Когнитивные и культурные подходы. Теория Магды Арнольд считается одной из первых когнитивных теорий эмоций в психологии, рассматривающая эмоциональный процесс как последовательность, которая начинается с восприятия стимула, за которым следует акт оценки немедленно, который, активирует эмоциональную реакцию. Автор восприятие определяет как немедленно прямое понимание стимула, а оценку – как решение о том, плох этот стимул или хорош. Собственно оценка стимула и способствует возникновению эмоции по отношению к объекту, событию или персоне, а эмоция – выработке поведенческой реакции достижения (если объект оценен как вероятно полезный) или избегания (если объект оценен как потенциально вредный). Стимулы нейтрального характера просто игнорируются.
По мнению Арнольд, эмоциональная реакция чаще всего обуславливается памятью индивидуума о наличии с конкретным явлениям опыта взаимодействия, объектом или представлением о раздражителе. Основываясь на теории Фрейда, Арнольд анализирует процесс оценки как прямой, интуитивный и немедленный, а не как сознательный, обдумываемый и планируемый: «Последовательность – «восприятие-оценка-эмоция», связана так сильно, что наши переживания повседневности никогда не являются строгим объективным знанием предмета, и выглядят они всегда как знание и симпатия или знание и антипатия.
Некоторые социально-психологические теории сформулированы были для объяснения эмоциональных процессов в зрелом возрасте. Арнольд и Шехнер, эмоции рассматривали как тесно зависимые от познания. В своей теории двух факторов Шехнер говорит построении эмоций на основе когнитивной интерпретации возбуждения в социальном контексте. За основу всех эмоций берется одинаковое недифференцированное состояние возбуждения, которые по-разному ощущаются ввиду различной его интерпретации[10]. Такие социальные психологи, как Лазарус и Томкинс, сведение эмоционального опыта к когнитивной интерпретации различных типов отрицали. Позже Лазарус явился автором более полной когнитивно-мотивационой теории, где эмоции рассматривал как комплексные многокомпонентные процессы.
Важную роль в понимании окружения и адаптивном реагировании на него играют эмоции. У человека они выполняют направляющую функцию, обеспечивающую функцию, обеспечиваемую инстинктами у многих животных, что придает поведению гибкость, отличающую нас как вид.
Эмоция играет также огромную роль при определении психопатологии. Любое большое психиатрическое заболевание основывается, прежде всего, на экспрессии или регулировании эмоций. Признаками патологии является пониженная эффективность, неадекватная или безудержная эмоция. При различных расстройствах от раскола между мыслью и эмоциями при шизофрении до апатии при некоторых нарушениях личности и безудержного гнева у непослушных детей эмоциональные нарушения являются центральными.
Эмоции занимают важнейшее место в психологии развития. Не поняв эмоций человека, полностью понять человеческое развитие невозможно. Также, не понимая развитие в целом, понять эмоциональную жизнь нельзя. Эмоциональная жизнь базируется на восприятии, познании и социальном опыте. Одновременно изменения в эмоциональной жизни отражаются на когнитивном и социальном развитии, и, в свою очередь, эмоциональный опыт побуждает и объединяет прогресс в этих областях.