Файл: особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Невербальная коммуникация включает следующие основные системы [13]:

- оптико-кинетическая: жесты, мимику, позы и пантомимику;

- пара- и экстралингвистическая - Паралингвистическая система – это система вокализации, т. е. качества голоса, его диапазон, тональность,

- организация пространства и времени коммуникативного процесса,

- визуальный контакт,

- ольфакторная.

Совокупность этих средств выполняет следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнёров по коммуникативному процессу [2].

В хрестоматии «Межличностное общение», выделяют основные функции невербального общения:

- выражение межличностных отношений,

- выражение чувств и эмоций,

- управление процессами невербального общения,

- обмен ритуалами,

- регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального общения является то, что его поведение обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное ещё до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата[14].

Е. Я. Мелибруда, в книге «Ты – мы: Психологические возможности улучшения общения», выделяет ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы: Национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов); Состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью); Профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы); Уровень культуры, который влияет на состав жестов, представление об этикете, правильном воспитании; Статус человека (чем выше стоит на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утончёнными); Принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы); Актёрские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками); Возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений); Сочетание невербальных знаков (обычно состояние передаётся не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов); Возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнёрами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону)[15].


Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) являются основным средством кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений.

Невербальное общение и способы распознавания эмоциональных состояний человека

Переживания человека можно отследить через самоотчет человека о переживаемом им состоянии, а также по характеру изменения психомотори­ки и физиологических параметров: мимике, пантомиме (позе), двигательным реак­циям, голосу и вегетативным реакциям (частоте сердечных сокращений, артериаль­ному давлению, частоте дыхания). Лицо человека обладает наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки.

Один из значительных исследователей изучения эмоций, Г. Н. Ланге, описывает физиологические и поведенческие характеристики радости, печали и гнева. Возбуждением двигательных центров сопровождается радость, из-за чего появляются харак­терные движения (жестикуляция, подпрыгивания, хлопанье в ладоши), усилением кровотока в мелких сосудах (капиллярах), вследствие чего кожа тела краснеет и ста­новится теплее, а внутренние ткани и органы лучше снабжаются кислоро­дом и интенсивнее в них начинает происходить обмен веществ.

Проявление эмоций у разных людей различно, поэтому и говорят о такой лич­ностной характеристике, как экспрессивность. Чем более выражает человек свои эмо­ции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше у него выражена экспрессивность. Не всегда отсутствие внешнего проявления эмоций говорит об отсутствии эмоций; человек чаще всего может скрывать свои переживания, загоняя их внутрь, что послужит причиной длительного психического напряжения, которое отрицательно скажется на состоянии здоровья.

Люди различаются по эмоциональной возбудимости: некоторые реагируют эмо­ционально на самые слабые раздражители, другие – только на очень сильные.

Р. Вудвортс,  американский психолог  разделил мимику на шесть видов:

1. любовь, счастье, радость, веселье;

2. удивление;

3. страх, страдание;

4. гнев, решимость;

5. отвращение;

6. презрение.

Стресс – психическое перенапряжение, которое возникает у человека в процессе деятельности в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах.

Стресс (от англ. напряжение, давление) представляет собой некое состояние психической реальности, в целом организма, который мобилизует функциональные резервы для преодоления какого-либо экстремального воздействия. Стресс обладает достаточно мощным воздействием, стресс-фактор (стрессоре), способный вызвать защитную реакцию гормонов с целью сохранения целостности организма, при перестройке функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.


Согласно классическим представлениям Г. Селье, стресс является неспецифической реакцией организма на предъявляемые ему требования. Для различных видов стресса характерна активация ведущего патогенетического звена: гипоталамус-передняя доля гипофиза - кора надпочечников. Под влиянием гормонов гипофиза и надпочечников, согласно Г. Селье, формируется неспецифический адаптационный синдром, образующий гипертрофию надпочечников, инволюцию вилочковой и лимфатической желез, а также язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта.

Стрессоры: макрострессоры (критические, изменяющие жизнь события); микрострессоры (повседневные перегрузки).

Различают три последовательно сменяющие друг друга стадии стресса: тревоги, резистентности и истощения.

Стадия тревоги включает в себя две фазы «шока» и «противошока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда физиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно начинают свою работу защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников выделяется обильно адреналин; выбрасывается адренокортикотропный гипофизом, гормон и тиреотропный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников – глюкокортикоидов.

Когда сила действия чрезвычайного раздражителя компенсаторные возможности организма не превышает, развивается вторая стадия – резистентности или адаптации. В это время повышается сопротивляемость организма повреждающему характеру воздействия раздражителя.

Длительное воздействие чрезвычайного раздражителя исчерпывает компенсаторные возможности организма, происходит переход в третью стадию – истощение. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие уже теперь необратимый характер.

Автор выдвигает предположение о старении, как об итоге всех стрессов, которым в течение жизни подвергался организм. Оно соответствует фазе «истощения» общего адаптационного синдрома. Г. Селье раскрывает две формы стресса: эустресс (защитная, адаптивная реакция организма на стрессоры); дистресс (патологическая реакция).

В 1970 г. Р. Лазарус стресс разделил на физиологический (вегетативный, первосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный). В последнее время по отношению к целостному организму применяется термин «эмоциональный стресс» или «психоэмоциональный стресс», так как показано, что первичными на повреждающие воздействия являются эмоциональные реакции субъектов.


Понятие фрустрация трактуется как состояние, на пути достижения значимой цели которого человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат frustratio – обман, тщетное ожидание) есть не что иное, как психическое состояние неуспеха в удовлетворении потребности, желания. Сопровождается состояние фрустрации различными отрицательными переживаниями: раздражением, разочарованием, отчаянием, тревогой. По мнению В.С. Мерлину, основными формами проявления эмоциональных реакций на фрустрацию являются агрессия, тревожность, досада, подавленность, обесценивание цели или задачи.

Условия возникновения состояния фрустрации определяется следующими факторами: наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; наличие сопротивления (препятствия – фрустратора)[22].

Б.Г.Ананьев подчеркивал, что в большинстве случаев фрустраторы, дезорганизующие индивидуальное сознание и поведение человека, имеют преимущественно социальную природу и связаны с распадом и нарушением социальных связей личности, с изменением социального статуса и социальных ролей, с различными нравственными и социальными утратами[1].

Поведение в состоянии фрустрации может быть самым разным. Оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора, привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии.

Адаптации личности в ситуации эмоционального дискомфорта (вызванного стрессом, фрустрацией и др.) служат механизмы психологической защиты и механизмы совладания (копинг-механизмы)[22].

Австрийский писатель Алан Пиз в своей знаменитой книге «Язык телодвижений» утверждает, что каждый человек воспринимает информацию, исходя из расчета: вместе со словами приходит 7% информации, а остальные 97 % воспринимаются нами с помощью невербальных сигналов. Такого рода способы общения более известны, как «язык жестов» и означают форму самовыражения, в которой не используются слова и любые символы речи[19].

Важно знать виды невербального общения и понимать невербальные сигналы в силу ряда причин. Во-первых, они выполняют функции точного выражения чувств, так как испытываемые чувства очень сложные, трудно подобрать для их описания нужные слова, для этого можно использовать невербальные средства и методы. Во-вторых, они выполняют функции более глубокого взаимопонимания.

Расширение восприятия


Чтобы научиться понимать собеседника и распознавать его скрытые сигналы лучше, перед этим необходимо одновременно научиться обращать внимание на все элементы или средства невербального общения, а к невербальным средствам общения относятся мимика, жесты, позы, интонация и тембр голоса, визуальный контакт и межличностное пространство.

Элементы невербального общения:

Мимика

Выражение лица человека называется мимика, она является главным элементом отображения эмоций и чувств. Распознать намного легче позитивные эмоции, например, любовь или удивление, чем негативные, к которым можно отнести отвращение или гнев. По-разному эмоции  отражаются на правой и левой стороне лица, ведь левое и правое полушария мозга выполняют разные функции: правое совершает управление эмоциональной сферой, а левое отвечает за интеллектуальные функции.

Эмоции выражаются в мимике таким образом:

- Гнев – широко открытые глаза, опущенные уголки губ, «прищуренный» взгляд, сжатые зубы;

- Удивление – приоткрытый рот, широко открытые глаза и поднятые брови, опущенные кончики губ;

- Страх – сведенные брови, растянутые губы с опущенными и отведенными вниз уголками;

- Счастье – спокойный взгляд, приподнятые, отведенные назад уголки губ;

- Печаль – «угасший» взгляд, опущенные уголки губ, сведенные брови.

Визуальный контакт

Метод визуального контакта невербального общения помогает при демонстрировании заинтересованности в беседе и лучшем понимании смысла сказанного. Два человека в процессе разговора создают и регулируют степень комфорта вместе, периодически встречаясь взглядом и отводя его в сторону. Поддерживают зрительный контакт во время приятных общих тем, а запутанные негативные вопросы вынуждают отводить взгляд в сторону, роказывая несогласие и неприязнь.

Интонация и тембр голоса

Правильное понимание интонации и тембра голоса позволяет «читать между строк» послание другого человека. Такие особенности отражены в частых паузах, незаконченных предложениях и их построении, высоте и силе голоса, а также скорости речи.

- Волнение – низкий тон голоса, быстрая обрывистая речь;

- Энтузиазм – высокий тон голоса, четкая уверенная речь;

- Усталость – низкий тон голоса, понижение интонации к концу предложения;

- Высокомерие – медленная речь, ровная монотонная интонация;

- Неуверенность – ошибки в словах, частые паузы, нервный кашель.

Жесты и позы