Файл: особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стрессы

Термином «стресс» принято обозначать особые переживания чувств, которые подобны по своим характеристикам аффекту и аналогичны по своей продолжительности настроениям. Причины стресса разнообразны. Вызвать стрессовое состояние может однократное интенсивное экстремальное воздействие внешних факторов. Привести к стрессу могут и длительно воздействующие монотонные ситуации, в которых индивидуум ощущает угрозу или обиду.

Нередко это эмоциональное состояния возникает у субъекта при длительном периоде ощущения нервного напряжения и переживания негативных эмоций. Субъект понимает при этом, что изменение существующего положения в данный момент и ближайшее будущее невозможно[25].

Таким образом, можно говорит о том, что различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Эмоциональный мир личности человека представлен пятью компонентами: эмоциями; аффектами; чувствами; настроениями; стрессами. Значение эмоций в психической деятельности человека и становление его личности огромно, они обогащают психику человека. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее вокруг нас.

Роль эмоций в жизни человека

Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли: отражательно-оценочная, защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию, компенсаторную функцию, сигнальная, дезорганизующая.

Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции субъективно окрашивают про­исходящее вокруг нас и в нас самих. Таким образом, разные люди на одно и то же событие по-разному могут эмоционально реагировать.

Эмоции дают возможность оценить и прошедшие или происходящие сейчас дей­ствия и события, и будущие, подключаясь к процессу вероятностного прогнозирова­ния (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание непри­ятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

Управляющая роль эмоций. Эмоции очень важны в управлении поведением человека, являясь одним из психофизиологических ме­ханизмов этого управления. Поскольку возникновение того или иного отношения к объек­ту оказывает влияние на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятель­ности, работоспособность человека. Выполняя эту роль, эмоции исполняют разнообразные положительные функции: за­щитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.


Защитная функция эмоций связана в большей степени с возникновением страха, который предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя про­думыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности дости­жения успеха или неудачи. Таким образом, страх защищает человека от неприятных последствий, а иногда, и от гибели.

Мобилизующая функция эмоций проявляется зачастую в том, что страх может способен мобилизировать резервы человека за счет выброса в кровь дополнитель­ного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спа­сении бегством). Мобилизации сил организма способствует воодушевление и радость.

Компенсаторная функция эмоций. Эта функция состоит в возмеще­нии информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. При столкновении с незнакомым объектом возникающая эмоция придает этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший), так как ранее встре­чающиеся объекты схожи. Все же человек при помощи эмоций, выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, однако она помогает выйти ему из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.

Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компен­саторной функций делает возможным проявление и санк­ционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).

Сигнальная функция эмоций показывает воздействие человека или животного на другой живой объект. Как правило, эмоция имеет внешнее выражение (экспрессию), когда человек или животное сообщает «другому» о своем состоянии. Это помогает взаимному пониманию в процессе общения, предупреждает агрессию со стороны дру­гого человека или животного, распознает потребности и состояния, в данный момент имеющиеся у другого субъекта. Часто сигнальная функция эмоций соче­тается с защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.

П.К. Анохин считает, что эмоции важны для закрепления, стаби­лизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуа­ции могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают повтор­ное совершение ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания за­крепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.


Дезорганизующая роль эмоций. Страх нарушает поведение человека, при с достижении какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Видна дезорганизую­щая роль эмоций и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху[17].

Таким образом, можно сделать небольшой обобщающий вывод по данному параграфу: положительная роль эмоций – повод для самоуспокоения, а отрицательная – стимул для самосовершенствования человека. Эмоции в нашей жизни выполняют разные функции.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА

2.1. Основные подходы к изучению невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

С древних времен невербальный язык был известен и активно использовался в общении. Одним из ярких примеров этого является древнегреческий театр масок, в котором большое значение придавалось внешнему выражению внутренних состояний. По ходу пьесы актеры меняли маски, изображавшие различные застывшие эмоциональные состояния: радость, страх, гнев. Знания о невербальных проявлениях эмоций описывались в древних трактатах по ораторскому мастерству. Значительную роль в античной скульптуре играли позы, жесты и мимика.

В период расцвета древнегреческого театра к изучению внешних проявлений внутренних состояний человека обратился Аристотель, посвятив этому свой труд «Физиогномика». Это стало первой попыткой систематизировать знания о внешности человека и ее связи с чертами характера.

По мнению Аристотеля, признаками распознания характера человека являются: тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.п. Он же писал, что «искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, умения анализировать и помощи всевышнего» то есть указывал на границы получения и использования физиогномического знания.

Есть предположение, что до Аристотеля физиогномикой занимался Пифагор. До нашего времени дошли исторические данные, что искусством читать человеческое лицо обладали бедуины на Дальнем Востоке – искусство это называлось «кийяфа».

Последователями Аристотеля являются выдающиеся ученые, врачи и мыслители, такие как Цельс, Цицерон, Квинтилиан. В средние века изучением физиогномики занимался Ибн Сина, а в эпоху Возрождения Леонардо да Винчи и И.Скотт, а еще позже Ф. Бэкон и один из самых заметных физиогномистов XVI-XVIII столетий Иоганн Гаспар Лафатер. И хотя физиогномику нельзя причислять к системе знаний, которая занимается невербальным поведением как таковым, но она оказала существенное влияние на развитие знаний о невербальных проявлениях в поведении человека.


На рубеже XVIII-XIX веков из физиогномики выделилось первое самостоятельное направление – френология. Создателем его является Ф. Галь, который считал, что «по форме и местонахождению выпуклостей и вдавлений на черепе человека можно определить его характер, наклонности и умственные способности». Чуть позже российский антрополог М.М. Герасимов внес существенный вклад в развитие френологии, создав метод реконструкции лица человека по черепу.

Однако физиогномика как таковая так и не стала наукой, оставшись скорее искусством. Но знания, накопленные физиогномикой, легли в основу некоторых научных направлений. Например, френология легла в основу биокриминалистики: создание фотороботов преступников – ее заслуга. Еще одним направлением физиогномики, которое в XX столетии получило статус самостоятельного и признанного медицинского метода, является иридодиагностика – диагностика состояния здоровья человека по радужной оболочке глаза. Одним из основных достоинств иридодиагностики является ее эффективность в выявлении скрыто протекающих заболеваний.

Далее мы рассмотрим динамические выразительные невербальные компоненты. Подход, в исторической перспективе, поставил на первое место изучение динамических показателей внешности человека (жесты, позы, мимика, вокальные характеристики и т.п.) раскрывая перед исследователями множество тайн человеческого поведения.

Проблема внешнего выражения внутреннего состояния, а точнее, проблема понимания того, что скрывается за теми или иными динамическими невербальными проявлениями человеческого поведения привлекала внимание немалого количества исследователей.

Попытку понять и объяснить динамические аспекты невербального поведения с научной точки зрения предпринял биолог Ч. Дарвин. И хотя он был не первым ученым, попытавшимся сделать это (до него были Пидерит, Дюшен, Белл, на которых ссылался сам Дарвин), его работа стала своеобразной точкой отсчета в истории исследования невербального языка, от которой отталкивалось большинство специалистов в этой области. Дарвин в значительной мере определил логику дальнейших исследований, как отечественных, так и зарубежных ученых.

В конце XIX века, Ч. Дарвин задумался о том, что же такое невербальное поведение. Правда, тогда он называл его «выражением ощущений». Он посвятил этой теме целый труд «О выражении ощущений у человека и животных». Дарвину было, в первую очередь, интересно какие причины служат возникновению экспрессивных движений тела и каков механизм их возникновения. Дарвин, будучи биологом, наблюдал за тем, как ведут себя животные в тех или иных ситуациях, как проявляются их эмоции (например, «выказывание собакой своей преданности хозяину или переживание животным сильной боли»). Результатом этих наблюдений было выделение неких последовательностей невербальных символов экспрессивного поведения у животных. Но Дарвин пошел дальше и сравнил экспрессивное поведение животных с экспрессивным поведением человека в схожих эмоциональных ситуациях. Оказалось, что оно крайне схоже. Возможно, что этот факт стал одним из доводов для его известной теории о происхождении человека[12].


Аристотеля в своей работе «Физиогномика» соотносит признаки, по которым можно распознать характер человека (тип тела, фигура, волосатость, выражение лица и т.п.), и признаки животных. Например, по мнению Аристотеля, если у человека большие глаза – он ленив (сходство с волом), маленькие глаза – он малодушен (сходство с обезьяной), если у него рыжие волосы – он хитрый (сходство с лисой) и т.д.

Однако Дарвина, в первую очередь, интересовали механизмы перехода внутренних состояний во внешние выражения. Дарвин ставил перед собой задачу понять причины возникновения невербальных символов экспрессивного поведения. Дарвин также попытался объяснить механику возникновения тех или иных невербальных движений, проследить, движение каких мышц заставляет нас совершать эти движения (например, «причины косого положения бровей при страдании»).

В XX столетии изучением невербальных проявлений эмоциональных состояний стала заниматься исключительно психология. Психология составила классификацию этого явление, описала его наиболее полно в сравнении с попытками, предпринимаемыми ранее.

На протяжении длительного времени в психологии изучение невербального поведения осуществлялось по идеям, сформулированным Дарвином. Важным открытием психологии в отношении невербального поведения является признание коммуникативной функции. Российский ученый С.Л. Рубинштейн, в своих работах, утверждал о том, что выразительные движения не являются простым сопровождением эмоций, как считал Дарвин, а «выполняют определенную актуальную функцию, а именно – функцию общения; они – средство сообщения и воздействия, они – речь, лишенная слова, но исполненная экспрессии» [6].

Невербальное общение – неречевая форма общения, включая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание.

Язык нашего тела, по сравнению с другими вербальными (речевыми) средствами общения, является уникальным. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передаётся – 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т.п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невервальное общение) – 55%. Иными словами, можно сказать, что важно не что говорится, а как это говорится.

Наблюдения показывают, что в процессах общения 60% - 95% информации передаётся именно с помощью системы невербалики[26].