Файл: особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установки и чувства людей можно определить по манере сидеть или стоять, по отдельным движениям и набору жестов. Легче и приятней людям общаться с людьми, которые обладает экспрессивной моторикой, оживленным расслабленным выражением лица.

Позитивные эмоции отображают яркие жесты и располагают к искренности и доверию. А вот чрезмерная жестикуляция, часто повторяющиеся жесты показывают внутреннее напряжение и неуверенность в себе. Невербальное общение становится доступным, а уровень взаимопонимания увеличивается, понимая позы и жесты вашего собеседника.

- Сосредоточенность – закрытые глаза, пощипывание переносицы, потирание подбородка;

- Критичность – одна рука возле подбородка с вытянутым указательным пальцем вдоль щеки, вторая рука поддерживает локоть;

- Позитивность – корпус тела, голова немного наклонены вперед, рука немного касается щеки;

- Недоверие – ладонь прикрывает рот, выражая несогласие;

- Скука – голова подперта рукой, корпус расслаблен и немного согнут;

- Превосходство – положение сидя, ноги одна на другой, руки за головой, веки немного прикрыты;

- Неодобрение – неспокойные движение, стряхивание «ворсинок», расправление одежды, одергивание брюк либо юбки;

- Неуверенность – почесывание либо потирание ушей, обхватывание одной рукой локтя другой руки;

- Открытость – руки раскинуты в стороны ладонями вверх, плечи расправлены, голова «смотрит» прямо, корпус расслаблен;

Межличностное пространство

В налаживании контакта, важную роль играет понимание ситуации общения, расстояние между собеседниками. Люди часто выражают свое отношение такими категориями как «держаться оттуда подальше» или «хочу быть ближе к нему». Заинтересованность людей друг другом уменьшает разделяющее их пространство, появляется стремление находиться поближе. Для лучшего понимания этих особенностей, а также для того, чтобы правильно разграничивать ситуации и рамки контакта, следует знать основные пределы допустимого расстояния между собеседниками:

- Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может быть допустимо в спорте, где допустимым является телесное соприкосновение.

- Межличностное расстояние (от 0,5 м – до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

- Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.


- Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей.

Подобные рамки расстояний и их значимость зависит от возраста, пола человека, его личностных особенностей. Комфортно находится на более близком расстоянии от собеседника детям, а вот подростки закрыты и отстранены от других.

Распознавание лжи

Чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми возможно при умении распознавать невербальный язык общения в ситуациях, где пытаются вас обмануть. Индикаторы лжи:

- продолжительность либо частота пауз, паузы и колебания перед началом реплики;

- ассиметрия мимики, нет синхронности в работе лицевых мышц, при выделении несоответствия в мимике двух сторон лица;

- «застывшее» выражение лица, которое не изменяется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;

- запаздывающее выражение эмоций, если между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;

- «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;

- визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;

- подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;

- скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;

- высокий тон голоса, тяжелое дыхание;

- согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;

- скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;

- быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;

- быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;

- более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;

- любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;

- частое моргание глазами[16].

Таким образом, существует огромное множество способов распознавания невербальных проявлений эмоциональных состояний у человека. Многие моменты нам может показать характер изменений психомотори­ки и физиологических параметров: мимики, пантомимики (позы), двигательных реак­ций, голос и вегетативные реакции. Лицо человека обладает наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки.

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА


Организация и методы исследования

В соответствии с целью и задачами настоящего исследования нами было проведено изучение особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

На основании сформулированной цели исследования и выдвинутой гипотезы были поставлены следующие эмпирические задачи:

  1. Подобрать диагностические методики, позволяющие выявить содержательные характеристики невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
  2. Сформировать выборку и осуществить сбор информации при помощи метода наблюдения и тестирования.
  3. Используя методы математической статистики выявить возможные взаимосвязи между переменными, полученными по результатам диагностики испытуемых, вычислить среднее, провести анализ и интерпретацию полученных данных.

Эмпирическое исследование включало в себя два этапа:

Первый этап исследования – формулировка темы исследования, определение объекта и предмета, цели исследования и основных задач.

Второй этап – анализ литературных источников, выделение базовых понятий, используемых в работе: невербальное общение, эмоция, эмоциональное состояние, мимика, отражение, форма общения.

На основе анализа литературных источников была уточнена гипотеза исследования.

Исходя из целей и задач курсовой работы, для исследования особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний были выбраны следующие методики:

  1. Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана[18,20];
  2. Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл. (Опросник EQ)[11]. (Полное описание методик представлено в Приложении А)

Таким образом, был сформирован банк диагностических методик.

3.2. Результаты исследования

Методика диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл.

Таблица первичных данных по двум методикам представлена в таблице 2. Приложение В.

Результаты исследования по методике диагностики «эмоционального интеллекта» Н.Холл (средние значения) представлены на рисунке 1. (таблица распределения параметров эмоционального интеллекта представлены таблице 1. Приложение Б).

Примечание:

  1. Эмоциональная осведомленность;
  2. Управление своими эмоциями;
  3. Самомотивация;
  4. Эмпатия;
  5. Управление эмоциями других людей.

Рисунок 1. Процентное распределение уровней показателей эмоционального интеллекта


Все параметры эмоционального интеллекта находятся на среднем уровне по выборке испытуемых.

Интегральный уровень эмоционального интеллекта в нашей выборке определяется средним (91%) и низким (9%) уровнем. Распределение процентных соотношений представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Процентное распределение интегрального уровня эмоционального интеллекта по выборке

Таким образом, основная часть наших испытуемых обладают эмоциональным интеллектом и могут правильно применять и испытывать эмоции в разных ситуациях, а также способны управлять эмоциями при принятии решений. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта, представлен низкими количественными результатами проведённой нами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и общении. Трудности подросткового возраста, прежде всего обусловлены психологическими особенностями данного периода: повышенной возбудимостью, относительной неустойчивостью нервной системы, быстро протекающими изменениями в организме.

Тест на распознавание выражений лица Пола Экмана

На втором этапе исследования нами было проведено онлайн тестирование (Режим доступа – http://scripts.kislenko.net/ekman/) на распознавание базовых эмоциональных реакций (удивление, печаль, счастье, страх, презрение, гнев). Данные процентного распределения уровней распознавания выражений лица представлены на рисунке 3.

Рисунок 3. Процентное распределение уровней распознания выражений лица

Таким образом, средний уровень распознавания выражений лица в группе испытуемых равен 53%, низкий уровень составляет 9%, а высокий уровень равен 38%.

3.3. Анализ результатов исследования

Таким образом, на основании проведенного нами исследования невербальных проявлений эмоциональных состояний человека (на примере старших подростков) можно сделать следующие выводы:

  1. Основная часть испытуемых в нашей выборке обладают средним уровнем эмоционального интеллекта и могут правильно применять и испытывать эмоции в разных ситуациях, а также способны управлять эмоциями при принятии решений.
  2. Испытуемые в группе достаточно хорошо умеют распознавать эмоции по выражениям лица. Однако, ни один из 100% респондентов правильно не идентифицировал все шесть предложенных эмоциональных состояний на фотографиях. Только 9% испытуемых не справились с точным распознаванием базовых эмоций по выражению лица, по невербальным проявлениям.
  3. Высокий уровень эмпатии, как постижение эмоционального состояния, проникновение – вчувствование в переживания другого человека, также подтверждает полученные данные.
  4. Данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что эмоциональный интеллект испытуемых подростков, в равных долях соответствует среднему и низкому интегративному уровню. Что в свою очередь характеризуется яркой выраженностью развития отдельных аспектов эмоционального интеллекта и низким уровнем развития других его компонентов. Средний уровень предполагает наличие способности к развитию отдельных компонентов эмоционального интеллекта. Соответственно, низкий уровень эмоционального интеллекта, представлен низкими количественными результатами проведённой нами диагностики и характеризуется отсутствием мотивации достижения успеха у подростков в учебной деятельности, во взаимодействии и общении. Трудности подросткового возраста обусловлены психологическими особенностями данной стадии развития: повышенная возбудимость, относительная неустойчивость нервной системы, быстро протекающие изменения в организме.
  5. Существуют специфические различия в особенностях восприятия человека по фотографии. Они проявляются в том, что восприятие человека на фотографии, направлено в большей мере на познание внешних, индивидуальных характеристик. Данный факт можно объяснить тем, что при распознавании эмоций на фотографиях лиц знакомых людей, наряду с процессами восприятия включаются механизмы осознания, интерпритации, что соответствует более глубокому уровню познания индивидуальности.
  6. Существует некий диапазон выражения невербальных проявлений, различные эмоции воспринимаются по-разному.
  7. Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображённой фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе рассмотрены теоретические представления об особенностях невербальных проявлений эмоциональных состояний человека. Данные эмпирического исследования по данной теме позволили сделать нам следующее обобщение:

Рассмотрены теоретические представления о понятии эмоция и эмоциональное состояние, роли эмоций в жизни человека. Раскрыты особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека, способы распознавания эмоциональных состояний в процессе невербального общения. А также проведено эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний в процессе общения человека.

Эмоции выполняют важную коммуникативную функцию в процессе общения людей, а адекватное опознание и интерпретация эмоций обеспечивает его эффективность.

С помощью эмпирических исследований мы установили связь успешного распознавания эмоций по лицевой экспрессии, с таким явлением, как «вживание», сопереживание и эмпатия. На примере распознания эмоций по лицевой экспрессии мы показали, что наличие дополнительных содержательных факторов, в частности, смысловой наполненности текста или ситуации, значительно облегчает процесс опознания эмоций.

Актуальным становится вопрос о разработке методик, направленных на развитие способностей к опознанию и интерпретации эмоций, на повышение чувствительности к эмоциональному компоненту межличностных отношений. На наш взгляд, необходимо внедрение в программу современного образования социально-психологических тренингов, ориентированных на развитие эмоциональной компетентности учащихся подростков.

На основании теоретических и эмпирических данных, были сделаны следующие выводы:

Гипотеза о том, что эмоциональные состояния человека распознаются по невербальным проявлениям, подтверждена.

Таким образом, результаты проведенного исследования указывают на то, что все поставленные задачи решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.

Список использованных источников

  1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134с.
  2. Андреева, Г.М. Принцип деятельности и исследование общения / Г. М. Андреева // Общение и деятельность. На рус. и чешек, яз. Прага, 1981. – 257с.
  3. Анохин, П.К. Эмоции / П.К Анокин // Психология эмоций: хрестоматия по психологии /В.К. Вилюнас. – СПб.: Питер, 2004. – 453с.
  4. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко, – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
  5. Вилюнас, В.К.. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас // Функциональная классификация эмоций. 1976, с.100-119.
  6. Горянина, В.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов вузов / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2004. – 321с.
  7. Джемс, У. Научные основы психологии / У. Джемс // Психология эмоций: Тексты – М., 1997. с.58.
  8. Додонов, Б.И. В мире эмоций / Б.И. Додонов. – Киев, 1987. – с.67-68.
  9. Дубровина, И.В. Психология. 2-е изд. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. – М.: Прогресс, 2003., с.197-201.
  10. Ильин, Е. П.. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. – М, 2001. – 521с.
  11. Козлов, В.В. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н.П. Фетискин. – М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. – C.57-59.
  12. К работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». М., 1977. – 129с.
  13. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабунская. – Ростов-на-Дону, 1986. – 431с.
  14. Межличностное общение: Хрестоматия. – СПб., 2001. – 674с.
  15. Мелибруда, Е. Я. Я – ты – мы. Психологические возможности улучшения общения // Перевод Е.В. Новиковой. – М.: Прогресс, 1986. – 686с.
  16. Невербальное общение, или язык вашего тела [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://www.manalfa.com/lichnost/neverbalnoe-obshhenie-zhesti-pozy-mimika
  17. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. – Книга 1.Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 688с.
  18. Онлайн-тестирование «Распознавание лиц по методике Пол Экмана» [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://scripts.kislenko.net/ekman/
  19. Пиз, А. Язык телодвижений / А.Пиз. – Нижний Новгород: Ай Кью, 1992. – 489с.
  20. Пол, Э. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь Библиотека электронной литературы / Э.Пол [Электронный ресурс] – Режим доступа – http://litresp.ru/chitat/ru/Э/ekman-pol/psihologiya-emocij-ya-znayu-chto-ti-chuvstvueshj/16
  21. Психологический словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., – 494 с.
  22. Распознавание эмоциональных состояний по невербальным характеристикам [Электронный ресурс] – Режим доступа http://megaobuchalka.ru/6/5315.html
  23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Виды эмоциональных переживаний. Аффект / С.Л. Рубинштейн. – М., 2003, – с.579-580.
  24. Симонов, П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций / П.В. Симонов. – М., 1986. – с.16-17.
  25. Эмоциональное состояние: виды и особенности переживаний человека [Электронный ресурс] – Режим доступа – https://classicalhypnosis.ru/stati-o-gipnoze/emotsionalnoe-sostoyanie.html
  26. Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания / И.М. Юсупов. – Казань: Татарское книжное издательство, 2003. – 312с.
  27. Якобсон, П.М. Психология чувств / П.М. Якобсон. – М.,1958. – 690с.