Файл: Теоретическое исследование законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.1. Характеристика законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.2. Особенности законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны на территории СНГ
Глава 2. Анализ законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
2.1. Проблемы реализации законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
Первыми национальными законодательными актами на постсоветском пространстве в обсуждаемой сфере стали принятые в 1993 г. Закон «О защите государственных секретов Республики Казахстан» и Закон «О государственной тайне» в Российской Федерации. Казахстанский закон был нацелен на определение правовых основ защиты государственных секретов, понимая под ними информацию «подконтрольную государству и ограничиваемую специальными перечнями». Этот закон подразделял государственные секреты на три категории: государственная, военная и служебная тайна, фактически легализуя существовавшую ранее в СССР модель секретности. В настоящее время такая модель правового регулирования используется в Кыргызской Республике.
Закон Российской Федерации «О государственной тайне» (действующий сегодня в редакции 1997 г.) изначально был ориентирован на регулирование отношений, возникающих в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности государства. Под государственной тайной в российском законе понимаются «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Таким образом, уже в самом определении этого понятия задаются общесистемный признак государственной тайны, непосредственная связь этих сведений с ущербом для безопасности Российской Федерации, а также указывается на наличие конкретных предметных областей, в которых могут образовываться сведения, составляющие государственную тайну, исходя из баланса интересов государства, общества и граждан. Все три ограничительных грифа секретности: «Особой важности», «Совершенно секретно» и «Секретно» российский закон относит исключительно к сведениям, являющимся государственной тайной. Максимальный срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, в Российской Федерации определён в 30 лет.
Первый Закон «О государственных секретах», принятый в Республике Беларусь (1994), определял правовые основы отнесения сведений к государственным секретам, их засекречивания, рассекречивания и защиты, а также регулировал отношения, возникающие при обращении с государственными секретами, в целях обеспечения национальной безопасности. Под государственными секретами понимались сведения, защищаемые государством в целях предотвращения их несанкционированного распространения и создания угрозы национальной безопасности. Перечень сведений, составляющих государственную тайну Республики Беларусь, определялся как совокупность категорий сведений в области экономики, политики, экологии, оперативно-розыскной деятельности, военной сфере и других жизненно важных сферах деятельности, несанкционированное распространение которых создаёт или может создать угрозу национальной безопасности, а также конституционным правам и свободам граждан, однако сам подобный перечень в тексте первого белорусского закона не приводился. Сроки засекречивания этим законом не устанавливались, но вводился пятилетний срок пересмотра действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию. Закон Республики Армения «О государственной и служебной тайне» (1996) регулирует взаимоотношения «в связи с причислением к государственной и служебной тайне, рассекречиванием и сохранением сведений определённой области с целью обеспечения безопасности Республики Армения». Таким образом, законодатель объединил в одном законе сферы правового регулирования государственной и служебной тайны. Для государственной тайны законодательно установлен срок засекречивания — до 30 лет; для служебной тайны — до 10 лет.
Ныне действующий в Республике Беларусь Закон «О государственных секретах» (2010) определяет понятие «государственные секреты» (тождественно понятию «сведения, составляющие государственные секреты») как «сведения, отнесённые в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с настоящим законом и другими актами законодательства Республики Беларусь». Закон в отдельной главе приводит сведения, которые «могут быть либо не могут быть отнесены к государственным секретам», подразделяет государственные секреты на сведения, составляющие государственную тайну, и сведения, составляющие служебную тайну. Для государственных секретов в зависимости от тяжести последствий, которые наступили или могут наступить, размера вреда, который причинён или может быть причинён в результате их разглашения или утраты, законодательством Республики Беларусь установлены следующие степени секретности: для государственной тайны ― «Особой важности» и «Совершенно секретно»; для служебной тайны ― «Секретно». Сроки засекречивания для государственной тайны — до 30 лет; для служебной тайны — до 10 лет.
Принятый в Республике Казахстан на смену ранее действовавшему Закон «О государственных секретах» (1999) определил две категории сведений, относимых к государственным секретам, и установил порядок отнесения таких сведений к государственным секретам Республики Казахстан. Согласно преамбуле этого, действующего и в настоящее время закона, он «определяет правовые основы и единую систему защиты государственных секретов в интересах обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан, регулирует общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственным секретам, их засекречиванием, распоряжением, защитой и рассекречиванием».
Государственные секреты Республики Казахстан в действующем сегодня законодательстве определяются как «защищаемые государством сведения, составляющие государственную и служебную тайны, распространение которых ограничивается государством с целью осуществления эффективной военной, экономической, научно-технической, внешнеэкономической, внешнеполитической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, не вступающей в противоречие с общепринятыми нормами международного права». В этой связи необходимо отметить, что уже в самом таком определении категории государственных секретов заложено качественное отличие от традиционно ранее общепринятого подхода. Использованная законодателем Республики Казахстан трактовка понятия даёт основание полагать, что целями института государственных секретов являются повышение эффективности деятельности государства в рамках геополитической конкуренции, защита прав и интересов субъектов правоотношений, а также обеспечение безопасности государства от угроз, способных возникнуть вследствие разглашения государственных секретов. Степень секретности сведений, составляющих государственные секреты, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который нанесен или может быть нанесен национальной безопасности Республики Казахстан или интересам государственных органов и организаций вследствие распространения указанных сведений.
Срок засекречивания сведений, составляющих государственные секреты, не должен превышать 30 лет. В 2003 г. Межпарламентской Ассамблеей Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) был принят Модельный закон «О государственных секретах».
Прототипом для этого Модельного закона СНГ стал упомянутый выше Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» (1999), с которым он фактически полностью текстуально совпадает. Модельный закон СНГ, ориентированный на модель государственных секретов и имевший целью, согласно его преамбуле, «определять правовые основы и единую систему защиты государственных секретов» оказался принят уже после появления в национальных государствах своих законов в данной сфере государственного управления. В 2014 году в Республике Таджикистан принят национальный Закон «О государственных секретах». [20]
По заявлениям законодателя в этом новом законе максимально, с учетом особенностей законодательства Республики Таджикистан в области защиты государственных секретов, учтены требования модельного закона Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Следует отметить, что в отличие от Модельного закона СНГ таджикский закон понятие «государственная тайна не использует. Понятие «служебная тайна» в Законе Республики Таджикистан «О государственных секретах» также не определяется; так как оно закреплено в Гражданском кодексе Республики Таджикистан как объект права интеллектуальной собственности (?!). Фактически новый закон Республики Таджикистан изменил сферу правового регулирования, использует единую правовую категорию «государственные секреты», все три грифа секретности относит только к сведениям, составляющим государственные секреты. Сроки засекречивания конкретных сведений, относимых к государственным секретам Республики Таджикистан, определены в самом законе, при этом для отдельных категорий сведений непосредственно этим законом установлено их постоянное засекречивание.
В свете новеллы в законодательстве Таджикской Республики не вполне ясна конституционная коллизия, возникшая в связи с принятием нового закона и признанием утратившими силу ранее существовавших национальных законов «О государственной тайне» и «О перечне сведений, составляющих государственную тайну». Действующая Конституция Республики Таджикистан гласит: «Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом» (статья 30). Новый же Закон Республики Таджикистан «О государственных секретах» включает специальную главу, носящую название «Сведения, относимые к государственным секретам Республики Таджикистан», а понятие «государственная тайна» в нём не используется(?!). Хотя регулирование института защиты государственных секретов в законах, действующих сегодня в государствах ‒ членах ОДКБ, в определённой степени сходно, существующие различия этих национальных законов определяются как выбором самого предмета защиты, так и подходами к правовому регулированию. Предельные сроки засекречивания сведений в разных государствах также различаются. Практически ни один национальный закон не содержит критериев определения ущерба от потенциального распространения засекречиваемых сведений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы и предложения по данной теме.
Государственная тайна строго охраняется законом, в связи с чем, прием на работу граждан на должности, предусматривающие доступ к сведениям данной категории, несколько осложняется, а сама процедура может затянуться на месяц, а то и на два.
Помимо этого, процедура приема на работу граждан в организации, где предусматривается наличие у сотрудников допуска к государственной тайне, предполагает ряд обязательных аспектов.
В противном случае, их игнорирование может привести к негативным последствиям, затрагивающим как организацию, так физическое лицо.
Во избежание совершения каких-либо ошибок при приеме на работу граждан на должности, предполагающие доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, кадровик должен внимательно изучить законодательство Российской Федерации в данной области и знать на какой документ можно сослаться при выполнении тех или иных кадровых операций.
Поиск наиболее оптимальной модели обеспечения национальной и коллективной безопасности в государствах ОДКБ продолжается.
Первая попытка сближения и гармонизации законодательных подходов к защите государственной тайны была предпринята ещё Межпарламентским Комитетом пяти союзнических государств (1999), ставших позже членами ОДКБ. Позже Парламентской Ассамблеей ОДКБ были приняты Рекомендации по сближению законодательства государств — членов ОДКБ по вопросам государственной тайны (2010).
Сближение законодательства о государственной тайне в государствах — членах ОДКБ должно преследовать своей целью упрочение и обеспечение национальной и коллективной безопасности посредством осуществления согласованной политики и совместных мер по защите засекречиваемой информации. Этим вызвано включение в план законотворческой деятельности Парламентской Ассамблеи ОДКБ на 2016–2017 гг. разработки проекта Модельного закона «О государственной тайне».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 23 июля 1993 года № 5485–1 «О государственной тайне» // СЗ РФ. 1997. № 41. Стр. 8220–8235. 2010. № 47. Ст. 6033.
- Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1540.
- Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» // СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3615.
- Закон Республики Армения «О государственной и служебной тайне»от 30.12.1996 г. № ЗР-94.
- Закон Республики Казахстан «О государственных секретах» от 15.03.1999 г. № 349–1.
- Закон Азербайджанской Республики «О государственной тайне» от 07.09.2004 г. № 733-IIQ.
- Закон Республики Молдова «О государственной тайне» от 27.11.2008 г. № 245.
- Закон Республики Беларусь «О государственных секретах» от 19.07.2010 г. № 170-З.
- Закон Республики Таджикистан «О государственных секретах» от 18.03.2014 г. № 1185.
- Агеева П.А. Взаимодействие информационного и уголовного права в сфере защиты государственной тайны // Девятые Всероссийские Державинские чтения (Москва, 13-14 декабря 2013 года): сборник статей: в 7 кн. Кн. 6. Проблемы трудового, исполнительного и информационного права. - М.: РПА Минюста России, 2014. - С. 171-174
- Административные споры в сфере защиты государственной тайны и порядок их разрешения в Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Жигальский И.М. - М., 2013. - 26 c.
- Бакаева О.Ю. К вопросу о совершенствовании механизма контроля защиты государственной тайны // Правовая политика России в Северо-Кавказском регионе: материалы I-ой ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета "Университетская наука - региону" (5-26 апреля 2013 г.). - Ставрополь: Ставроп. изд-во "Параграф", 2013. - С. 41-48
- Братановский С.Н. Правовой режим государственной тайны // Гражданин и право. - М.: Новая правовая культура, 2013, № 2. - С. 14-27
- Бурмистрова Е.Ю. Правовой режим защиты государственной тайны // Гражданско-правовое регулирование общественных отношений в современной России: сборник материалов Первой и Второй межрегиональной заочной научно-практической конференции. - Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2013. - С. 169-174
- Волчинская Е.К. К юбилею Закона Российской Федерации "О государственной тайне" // Информационное право. - М.: Юрист, 2013, № 2 (33). - С. 13-22
- Гончаров М. Нарушение правил подсудности при рассмотрении уголовных дел, содержащих государственную тайну // Законность. - М., 2014, № 1. - С. 74
- Григорьева Л.В. Значение субъективных признаков состава преступления на примере уголовно-правовой охраны информации, составляющей государственную тайну // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - Саратов: ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.", 2014, № 3 (98). - С. 230-235
- Дугенец А.С. Рецензия на диссертацию "Административно-правовые споры в сфере защиты государственной тайны и порядок их разрешения в Российской Федерации" // Информационное право. - М.: Юрист, 2014, № 3 (39). - С. 33-34
- Жигальский И.М. Возможность применения внесудебных процедур разрешения споров в сфере защиты государственной тайны // Вестник Российского университета дружбы народов. - М.: РУДН, 2013, № 2. - С. 65-73
- Жигальский И.М. Понятие административно-правового спора в сфере защиты государственной тайны // Актуальные проблемы административного, информационного и финансового права в России и за рубежом. Сборник научных трудов преподавателей, аспирантов и соискателей кафедры административного и финансового права юридического факультета Российского университета дружбы народов. - М.: РУДН, 2013. - С. 108-122
- Жигальский И.М., Редкоус В.М. Особенности судебного порядка разрешения споров в сфере защиты государственной тайны // Закон и право. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013, № 7. - С. 29-32
- Камалова Г.Г. Правовое регулирование защиты служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны) системы государственной правоохранительной службы путем совершенствования документооборота // Право и политика. - М.: Nota Bene, 2014, № 9 (177). - С. 1351-1358
- Мартышин М.Ю., Мартышина А.А. Зарубежный опыт правового регулирования государственной тайны // Вестник КРАГСиУ. - Сыктывкар, 2014, № 17. - С. 54-60
- Павличенко Н.В., Поправко А.С. Обеспечение государственной тайны в работе с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие // Вестник Волгоградской академии МВД России. - Волгоград: Изд-во Волгогр. акад. МВД России, 2013, № 1 (24). - С. 92-97
- Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. - С.-Пб., 2013, № 1 (31). - С. 29-37
- Пономаренко Е.В. Проблемы применения уголовной ответственности за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - Саратов: ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.", 2015, № 2 (103). - С. 193-197
- Савинский А.В. О субъективной стороне простого разглашения государственной тайны // История российской правовой системы и правовой культуры: в 2 ч.: материалы международной научной конференции, посвященной Году российской истории (Архангельск, 30 окт. - 1 нояб. 2012 г.). - Архангельск: Типогр. "А4", 2013, Ч. 2. - С. 185-190
- Самсонов О.Г. Проблемы квалификации разглашения государственной тайны (ст. 238 УК РФ) // Актуальные проблемы правового и политического развития России: Материалы VI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов, соискателей. Вып. 6: Сборник научных статей. - Саратов: Изд-во "Саратовский источник", 2013. - С. 249-255
- Федоров А.В. Уголовно-процессуальные вопросы защиты государственной тайны // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения: сборник научно-практических трудов. - М., 2013, Вып. 1. - С. 9-18
- Филиппов Е.М. Конституционно-правовые основы засекречивания государственной тайны // Научная дискуссия: вопросы юриспруденции: материалы XII международной заочной научно-практической конференции (25 апреля 2013 г.). - М.: Международ. центр науки и образования, 2013. - С. 43-46
- Штыркова А.В. Государственная тайна в современной России // Юридическая наука и практика: взгляд молодых ученых: сборник материалов I Всероссийской студенческой научной конференции, 28-29 марта 2013 г.. - Рязань: Концепция, 2013. - С. 82-84
- Яковец Е.Н. Основные направления организационной и правовой защиты государственной тайны в Советской России // История государства и права. - М.: Юрист, 2013, № 6. - С. 18-23