Файл: Теоретическое исследование законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.1. Характеристика законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.2. Особенности законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны на территории СНГ
Глава 2. Анализ законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
2.1. Проблемы реализации законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
Трудовой кодекс Российской Федерации регулирует общие вопросы, возникающие в процессе трудовой деятельности работником, имеющего доступ к государственной тайне. Кодекс устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров. Однако более детально, подробно и содержательно вопросы приема на работу, предоставления социальных гарантий и условия прекращения трудового договора с работниками, имеющими доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, рассматривают иные нормативные правовые акты. Важно помнить, что заключение трудового договора между работодателем и кандидатом на должность, предполагающую наличие допуска к государственной тайне возможно лишь после получения кандидатом соответствующего допуска.
Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне” определяет порядок допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне и формы учетной документации, необходимой для оформления такого допуска. В инструкции устанавливается последовательность оформления допуска к государственной тайне, подписания трудового договора и составления обязательства по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В инструкции прописывается перечень оснований для отказа гражданину в допуске к государственной тайне (ст. 12) и соответственно в приеме на работу, и наоборот предусматриваются случаи прекращения допуска к государственной тайне в связи с расторжением трудового договора. Также инструкция рассматривает особенности оформления допуска к государственной тайне при работе по совместительству (глава 3):
- допуск к государственной тайне может быть оформлен только по основному месту работы,
- при необходимости оформления гражданину, имеющему допуск к государственной тайне, такого же допуска для работы по совместительству в другой организации (в том числе и в качестве арбитражного управляющего) по соответствующему запросу изготавливается дубликат карточки-допуска (ст. 49).
В приложении к документу приведены формы учетной документации:
- карточка-допуск (форма 1);
- обязательство граждан перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (форма 2);
- номенклатура должностей работников организации, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне (форма 3);
- анкета кандидата на должность, предполагающую наличие допуска к государственной тайне (форма 4);
- и т.д.
Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне” [5] определяет порядок допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне.
Лица, имеющие двойное гражданство (РФ и РСФСР) допускаются к государственной тайне в порядке, установленном для граждан РФ. Однако, если граждане РФ допускаются к секретным сведениям по решению руководителей организации без проведения соответствующих проверочных мероприятий (за исключением отдельных случаев), то граждане в двойным гражданством допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом “секретно” только после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности (ст. 3).
Иностранные граждане допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям (ст. 6) [32].
Допуск эмигрантов к государственной тайне осуществляется исходя из гражданства (РФ, РСФСР или иностранное) указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне (ст. 8).
Постановление Правительства РФ “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны” утверждают правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (рисунок 1), и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны.
Рисунок 1. Ежемесячные процентные надбавки к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе [5]
Процентная надбавка устанавливается в зависимости от степени секретности сведений, к которым допущен работник: секретно, совершенно секретно, сведения особой важности.
Процентная надбавка за стаж работы исчисляется из сроков работы в соответствующих структурных подразделениях: 1-5 лет; от 5 до 10 лет; от 10 лет и выше.
К числу локальных нормативных актов, регламентирующих государственную тайну в трудовых отношениях, относятся:
- Приказы и распоряжения руководителя организации (о выплате надбавок к должностному окладу, о приеме на работу и т.д.);
- Номенклатура должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. Этот документ составляется на основе штатного расписания с выделением тех должностей, при назначении на которые требуется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну. Номенклатура представляет собой таблицу, в которую вносятся сведения о наименовании должности, количестве штатных единиц, пункта перечня и степень секретности сведений, к которым будет допущен данный работник. Номенклатура согласоваться с органами федеральной службы безопасности и утверждается руководителем организации. Оформление допуска к государственной тайне гражданам, не внесенным в номенклатуру должностей организации, запрещено.
- Методические рекомендации кадровым подразделениям о порядке приема на работу граждан, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне, разрабатываются режимно-секретным подразделением и представляют собой краткое содержание Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне.
- Должностные инструкции детально отражают трудовую функцию работника имеющего допуск к государственной тайне, его права и обязанности. В тексте этого документа обязательно должна быть отражена специфика деятельности работника, предполагающая наличие у него доступа к государственной тайне.
- Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Помимо предусмотренных законодательством социальных гарантий работникам, имеющим доступ к государственной тайне, организация может устанавливать дополнительные преимущества таким работникам, например, дополнительные 2-3 дня ежегодного оплачиваемого отпуска.
2.2. Предложения, направленные на повышение эффективности применения законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) является региональной международной организацией. Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам. Договор о коллективной безопасности, как международное соглашение, зарегистрирован в Секретариате ООН в соответствии со Статьёй 102 Устава ООН. Сегодня членами ОДКБ являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан. Государства — члены ОДКБ в соответствии с её Уставом принимают меры по развитию договорно-правовой базы, регламентирующей функционирование системы коллективной безопасности, по гармонизации национального законодательства по вопросам обороны, военного строительства и безопасности.
Приоритетные задачи и основные направления государственной политики в области обеспечения национальной безопасности определяют концептуальные и доктринальные документы государств. Так, например, обновлённая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в числе стратегических национальных приоритетов указала оборону страны; государственную и общественную безопасность; стратегическую стабильность и равноправное стратегическое партнерство. [21] Реализуемая органами власти во взаимодействии с институтами гражданского общества государственная социально-экономическая политика предусматривает развитие оборонно-промышленного комплекса как двигателя модернизации промышленного производства. Для решения задач национальной безопасности в области науки, технологий и образования признано необходимым комплексное развитие научного потенциала, восстановление полного научно-производственного цикла ― от фундаментальных научных исследований до внедрения достижений прикладной науки в производство.
Российская Федерация развивает потенциал интеграции и координации, выступает за качественное развитие ОДКБ. Военно-техническое сотрудничество в рамках заключённых межгосударственных соглашений дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает, в частности, выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и военной техники. В современных условиях глобализации одной из основных угроз государственной и общественной безопасности, наносящей ущерб национальным интересам государств, остаётся разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц. В сообщениях СМИ достаточно фактов, свидетельствующих о повышении разведывательной активности зарубежных спецслужб. Фактором, негативно влияющим на национальную безопасность в области науки, технологий и образования является несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных технологий. Реалии международной обстановки, новые политические и экономические условия актуализируют задачи совершенствования защиты информации. Президент Российской Федерации В. В. Путин, выступая на коллегии ФСБ России (2016), подчеркнул: «Необходимо поставить надежный заслон на пути к сведениям о закрытой деятельности органов власти, военных объектов, предприятий оборонно-промышленного комплекса, ТЭК, ведущих научных центров». [22]
В конкурентных условиях рыночной экономики обостряются проблемы защиты приоритетной информации в ходе научных исследований и разработок. В рамках оборонно-промышленного комплекса это связано, прежде всего, с необходимостью обеспечения защиты отнесённых к государственной тайне сведений в военной области, в области экономики, науки и техники. В условиях глобализации и зарождения информационного общества перед государствами, заинтересованными в научном, технологическом и производственном развитии, стоит неординарная социально-правовая проблема — как сохранить в тайне от потенциальных противников и конкурентов свои военные и технические секреты, не создавая при этом препятствий обмену идеями, международному научному и культурному сотрудничеству.
Развитие национальных законодательств. В системе обеспечения национальной и коллективной безопасности государств — членов ОДКБ защита государственной тайны представляется одной из её важнейших составляющих, призванных обеспечить гарантии обороноспособности, а также сохранение приоритета новейших научных и технологических разработок в ряде отраслей экономики. Ещё в 1992 г. государства — участники подписанного в Ташкенте Договора о коллективной безопасности обязались обеспечивать защиту сведений, которые «в соответствии с национальным законодательством Сторон составляют государственную тайну». В рамках ОДКБ заключено Соглашение о взаимном обеспечении сохранности секретной информации (2004). Правовой основой деятельности государства в сфере оборота государственных секретов является право каждой суверенной страны самостоятельно защищать свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивать законность и правопорядок. Вмешательство законодателя в этой сфере социального регулирования неизбежно, поскольку требуется максимальная правовая определенность не только с точки зрения публичных интересов, но и с точки зрения защиты индивидуальных прав и свобод. Правовое понимание тайны дуалистично. Это одновременно и сведения определенного характера, к которым ограничивается доступ, и механизм их защиты от неправомерного распространения. Вследствие этого регулирование отношений, связанных с тайнами, объективно носит межотраслевой характер и осуществляется нормами разных отраслей права.
Регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением защиты государственной тайны, в государствах — членах ОДКБ имеет свои исторические корни. Эти государства образовались в результате распада СССР, в котором «в целях упорядочения чекистской терминологии и обеспечения единообразного её понимания и употребления всеми работниками органов государственной безопасности» единым понятием «государственные секреты» охватывались «сведения, составляющие государственную, военную и служебную тайну, а также иные сведения по политическим, военным, экономическим, научно-техническим и другим вопросам, специально охраняемые государством в целях предотвращения нанесения противником ущерба безопасности СССР». [30]