Файл: Теоретическое исследование законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое исследование законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.1. Характеристика законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.2. Особенности законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны на территории СНГ
Глава 2. Анализ законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
2.1. Проблемы реализации законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
ВВЕДЕНИЕ
Государственная тайна — согласно определению, принятому в российском законодательстве, защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства [1].
Доступ к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну [1].
В современных условиях в государстве возрастает значение информации, которая связанна с ее созданием, обработкой и передачей, что свидетельствует о переходе от индустриального общества, к информационному. Высокая роль информации в государстве, привела к появлению и развитию социальных отношений, в сфере информационных процессов. Как показывает, анализ правового регулирования, с сфере защиты информации, что существует проблемы нормативно-правового регулирования. Как отмечает ученый, Антопольский А. А., «что роль информации в XX веке существенно отразился на правах и свободах человека. Принцип свободы мысли и слова развит и дополнен правом искать, получать, передавать, производить и распространять информацию» [6].
Также в сфере нормативно-правового регулирования использования информации в государственном управлении, важное место занимает защита сведений, составляющую государственную тайну. В связи с этим, актуальность приобретает разработка новых административно-правовых норм, в области государственной тайны, которые должны соответствовать императивам сегодняшнего времени. Недостатком вопросов связанных с правовым регулированием на сегодняшний день в Российской Федерации, является отсутствие органа, который занимается правовым обеспечением защиты тайн. Необходимо создание органа исполнительной власти, в ведении которого, находилась бы координация нормативно-правового регулирования в сфере защиты государственной тайны Российской Федерации. Создание данного органа решило бы проблему толкования положений Закона РФ «О государственной тайне», например, отнесение к государственной тайне той или иной информации; при определении отдельных пунктов, составляющих государственную тайну; при определении степени секретности конкретных сведений или их групп, а также структуры самого перечня сведений.
Актуальность данной курсовой работы заключается в необходимости рассмотрения основ законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Объект исследования общественные отношения, возникающие в ходе применения норм, регулирующих институт законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Предмет исследования - особенности, присущие институту законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Цель написания данной курсовой работы - выявление содержания института законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Достижение поставленной цели может быть реализовано посредством следующих задач:
1. Рассмотрение общетеоретических основ института законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны;
2. Анализ института законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны.
Методы, используемые в работе - сравнительно - сопоставительный, логический методы, а также методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Теоретическое исследование законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
1.1. Характеристика законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны
Принятый Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485–1 «О государственной тайне» [1] разрешил вопросы, по отнесению сведений к государственной тайне, также засекречивание или рассекречивание, связанное с защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Но все-таки, существует ряд проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием. Серьезным минусом данного закона, является громоздкая система сведений относящейся к государственной тайне. Это обусловлено, тем, что разработка и согласование, законом возлагается на большое количество инстанций. Законодательством не урегулирован вопрос, по четко установленному кругу лиц, которые наделяются правом отнесения сведений к государственной тайне.
Это может привести, к постоянному росту инстанций, связанных с разработкой перечней. В данном случае необходимо опираться на опыт зарубежных стран. Например, страны США и ФРГ успешно построили свою защиту государственной тайны без ее конкретизации в Конституции, не применяя в законодательстве конкретного и подробного перечня сведений, составляющих государственную тайну. В этих зарубежных странах используются более широкие критерии степени секретности сведений, составляющих государственную тайну [17].
Рассматривая вопрос, по отнесению сведений, составляющих государственную тайну к степеням секретности, на сегодняшний день остается актуальным вопрос материального ущерба. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 04.09.1995 № 870 «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности», закрепляет, что «количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны» [13].
Таким образом, возникает вопрос, имеет ли место наличие данных методик, т. к. среди общедоступных актов ведомств их нет, можно предположить, что засекречивание этих актов не конституционно, т. к. общество должно знать, каким образом будет оцениваться материальный ущерб, в связи с распространением им государственной тайны. В целях совершенствования законодательства в сфере государственной тайны, необходимо принять нормативный акт об оценке размера ущерба, при незаконном распространении сведений, составляющую государственную тайну. Цель принятия данного акта способствовала бы, объективной оценке ущерба принесенному государству, судами при рассмотрении дел в области утечки государственной тайны Российской Федерации.
Правовой режим допуска физических и юридических лиц к сведениям, составляющим государственную тайну Российской Федерации регламентируется Законом «О государственной тайне». Закон закрепляет понятие «допуска к государственной тайне», под которым понимается «процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ с использованием таких сведений» [1].
Исходя из определения видно, что законодатель разделил порядок допуска физических и юридических лиц к сведениям, составляющую государственную тайну. Наиболее важную проблему, административно-правового регулирования в сфере государственной тайны, составляет порядок доступа должностных лиц и граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, который регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2010 г. № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке доступа должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» [14]. При оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну необходимо установить обязательное ознакомление должностным лицом или гражданином с инструкциями, регламентирующими правила работы со сведениями, составляющими государственную тайну.
После изучения и ознакомления с необходимым объемом правил и инструкций должностным лицом или гражданином необходима сдача квалификационного экзамена в виде собеседования или тестирования, по итогам которого, руководителем учреждения, организации или предприятия принимается решение о предоставлении права на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. Что касается допуска предприятий, учреждений, организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющую государственную тайну, то законодатель закрепил обязательный режим лицензирования деятельности предприятий, учреждений, организаций, связанной с использованием ими сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий или оказанием услуг по защите государственной тайны.
Общий порядок и условия допуска предприятий, учреждений, организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющую государственную тайну, регламентируются в Законе «О государственной тайне». Правоотношения, связанные лицензированием деятельности предприятий, учреждений, организаций, в сфере государственной тайны, конкретизируется Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» [5].
Регламентирован порядок выдачи лицензии, органом осуществляющим лицензирование, так, выдача лицензии осуществляется на основании результата специальной экспертизы предприятия и государственной аттестации руководителей, которые ответственны за защиту секретных сведений. В предмет экспертизы предприятия входит: проверка соблюдений требований документаций, связанные с режимом секретности, меры по противодействию международным техническим разведкам и соблюдение других условий. Законодательство устанавливает, общий срок действия лицензии — 5 лет, в зависимости от специфики деятельности может предусматриваться иной срок. Целесообразным было бы сделать данные лицензии бессрочными, но при условии, что в отношении организаций осуществляющих работу, со сведениями, составляющую государственную тайну, должны будут осуществляться ежегодные проверки (аудит). По итогам проведения ежегодной проверки (аудита) необходимо составление заключения, или акта о проведения ежегодной проверки, который бы отражал состояние секретного делопроизводства в организации, а также выполнение всех необходимых норм по защите государственной тайны.
В случае выявления грубых нарушений требований по защите сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации, организации-нарушители, должны будут понести ответственность (например, административная ответственность). В целях предупреждения нарушений организациями и предприятиями режима секретности, необходимо увеличение штрафных санкций, а при выявлении грубых нарушений режима секретности, следует лишать лицензии организацию осуществляющую работу со сведениями, составляющую государственную тайну и только после приведения в соответствие всех необходимых норм, проводить повторное лицензирование. В настоящее время остро стоит вопрос об образовании в данной сфере, поскольку отсутствие специального учебного заведения, который бы осуществлял подготовку специалистов, приводит к кадровому голоданию в данной отрасли. Должностные лица и специалисты, работающие ежедневно со ведениями, составляющую государственную тайну, как правило не обладают в полной мере определенными знаниями, в области защиты сведений, составляющих государственную тайну.
Для этого необходима разработка стандарт образования по направлению специальной подготовки, переподготовки и повышению квалификации специалистов, работающих со сведениями, составляющими государственную тайну. Возможно, решить данную проблему можно с помощью создания на базе высших учебных заведений специальных кафедр, которые будут заниматься подготовкой и/или переподготовкой, повышением квалификации сотрудников, работающих с государственной тайной. Здесь важно учесть специфику той или иной отрасли, например, на базе политехнических университетов, возможно открыть кафедру, осуществляющую обучение должностных лиц, работающих с секретной информацией, в отрасли машиностроения, военной техники и др. На базе экономических университетов открыть кафедру, которая будет осуществлять обучение экономистов, главных бухгалтеров или руководителей организаций, работающих в соответствующей отрасли. На основании вышеизложенного, следует сделать вывод, что анализ законодательства в сфере защиты государственной тайны, в современных условиях, нуждается в совершенствовании института государственной тайны, с учетом всех сфер жизнедеятельности государства и общества. Совершенствование механизмов правового регулирования государственной тайны, должно быть реализовано от объема относимых к ней сведений при гарантии оперативного их рассекречивания и надежной охраны с использованием организационно-административных, юридических и экономических средств.