Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, сущность и правовая характеристика приватизации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. История приватизации в России после распада СССР
Глава 2. Понятие, сущность и правовая характеристика приватизации
2.1. Приватизация как объект правового регулирования: понятие и способы
2.2. Предмет, метод и участники приватизации
Глава 3. Нормативно-правовая база приватизации в РФ
3.1. Становление и развитие приватизационных отношений в России
3.2. Юридические свойства приватизационного законодательства
Введение
Нельзя характеризовать право частной собственности как всеобъемлющее и абсолютное. В российских условиях необходимо частную собственность защитить от произвольного посягательства со стороны государства, и следовательно законодательством должна исключаться любая возможность произвольного лишения частной собственности со стороны государства.
В качестве одной из важных проблем урегулирования отношений собственности выступает проблема становления согласованного сочетания норм публичного и частного права. В России с начала важных экономических реформ в качестве одной из основных задач выступает реформирование отношений собственности для получения более эффективного хозяина на средства производства, собственника и иные объекты государственной собственности. Цель реформы собственности (более узко - приватизации) формулируется одним из авторов приватизационного законодательства А.Д. Радыгиным, как фундаментальный элемент системных реформ в переходной экономике и заключается в том, что для нормального функционирования рыночной системы необходимо обеспечение базовых условий».
В России приватизация производилась на основании указов Президента РФ, который по Конституции РФ не имел право управлять государственной собственностью.
Целью настоящей работы является исследование правовых основ приватизации в Российской Федерации.
Задачи настоящей работы:
- рассмотреть круг нормативно – правовых актов, регулирующих вопросы приватизации в России;
- исследовать приватизацию как объект правового регулирования,
- изучить юридические свойства приватизационного законодательства..
Объект исследования - правоотношения, которые на современном этапе складываются в приватизации.
Предмет исследования - институт приватизации, труды отечественных исследователей в данной области, а также правоприменительная практика.
Методологию и методику настоящего исследования составляют частные и общие методы научного познания, например, исторический, системный, комплексный, метод аналогии, анализа и синтеза, конкретно-социологический метод, метод сравнительного правоведения.
Нормативно-правовую базу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации, гражданское законодательство, подзаконные нормативные акты, а также материалы судебной практики. земля приватизация собственность жилой
Глава 1. История приватизации в России после распада СССР
Начальной точкой отсчета протекания процесса приватизации в Европейских развитых странах принято считать 1979—1981 гг., когда в Великобритании государство продало свои паи в нескольких крупнейших компаниях.
При этом следует отметить, что процесс приватизации рассматривается как достаточно длительный. Опыт Великобритании полностью подтверждает данный тезис. Так, процесс приватизации в Великобритании проходил в два этапа па протяжении 10 лет. На первом этапе (1979 — 1983) государство продало собственности на 1,44 млрд. фунтов стерлингов и практически сохраняло контроль над 50% приватизируемых предприятий[17,с.104].
Второй этан приватизации (1984 —1989) закончился продажей государственной собственности па сумму 14 млрд. фунтов стерлингов. В результате приватизации доля государственного производственного капитала в экономике страны составила около 8%.
Процесс приватизации проходил в различных формах. Наибольшее распространение получили следующие формы:
-продажа государственных предприятий физическим и юридическим лицам;
-либерализация деятельности различных сфер экономики (телевизионной сети, телекоммуникаций);
-концессии (общественный транспорт, уборка бытового мусора);
-безвозмездная передача предприятий в собственность работникам, запятым в них.
В качестве официальных причин, побудивших к проведению приватизации в стране, выступают следующие:
-свертывание государственного вмешательства в экономику;
-сокращение государственной финансовой помощи предприятиям и расширение использования кредитов на рыночных условиях;
-снижение потребности государственных служб в финансовых средствах;
-распространение акций среди широкого круга населения;
-увеличение заинтересованности граждан в результатах деятельности;
-поощрение конкуренции на всех уровнях в целях снижения цеп и повышения.
Указ об ускорении приватизации госсобственности российский президент Ельцин подписал 29 декабря 1991 года, тогда же российское правительство обнародовало основные принципы ее приватизации. В июне 1992 года глава правительства Ельцина Егор Гайдар развернул первый этап мер по экстренному реформированию экономики, это была "шоковая терапия", ставшая в том числе официальным началом приватизации. Предполагалось, что, отпустив цены и ускорив приватизацию госимущества, благодаря мгновенным реформам молодое правительство, возникшее после распада Советского Союза, сумеет осуществить переворот в общественном сознании, получит всеобъемлющую поддержку народа и укрепит основы нового режима.
Российские реформаторы тех лет полагали, что частная собственность – основа западного общества, они верили, что приватизация станет панацеей и для России, пологая, что приватизация в короткое время поможет избавиться стране от бюрократического контроля в экономике. Были и такие, которые выдвинули грандиозные планы по "продаже России", собираясь все принадлежащее государству, от винта до ядерных реакторов, передать в частные руки.
Однако результаты были слишком далеки от тех целей, которые были поставлены. Приватизация не смогла стимулировать рост доходов, она оказалось абсолютно неэффективной и спровоцировала рост социального неравенства. В результате приватизации 1992-2002 годов 10 процентов богатых россиян получили 32,9 процента от всех доходов населения, то время как на 10 процентов российских бедняков пришлось 2,3 процента. Приватизация была беспорядочной, и случилось так, что акции 500 крупнейших российских предприятий, реальная стоимость которых превышала 200 миллиардов долларов, были проданы за 7,2 миллиарда долларов.
Десять лет российской приватизации не только не смогли обеспечить рост благосостояния российского народа, но ухудшили положение ряда российских предприятий. Приватизация не смогла привлечь иностранные инвестиции, по ее результатам наполняемость российского бюджета значительно сократилась, в равной мере не удалось достичь и социальной справедливости. Подвоя итоги: приватизация тех лет нанесла ущерб безопасности государства и стабильности общества, она стала лишь трамплином для становления класса российских олигархов.
Владимир Путин, ставший президентом в 2000 году, жестко взял власть в свои руки, сказав финансовой олигархии громкое "нет". Он ясно дал понять, что передача частным лицам полномочий контроля над имеющими стратегическое значение секторами – это серьезная ошибка, которая должна быть незамедлительно исправлена.
Вслед за этим Путин, нанося точные удары, уничтожил одного за другим медиамагната Гусинского, "крестного отца Кремля" Березовского и богатейшего человека России Ходорковского – чтобы другим неповадно было. В процессе борьбы с олигархическими структурами, чтобы не допустить дискредитации и манипулирования СМИ с их стороны, он даже прибегал к помощи службы безопасности и силовых структур. И после нескольких раундов борьбы он наконец-то научил этих, размахивавших руками на российской политической арене, олигархов молчать.
Стратегия "новой национализации", которую проводил Путин последние несколько лет, снова привела к созданию крупных государственных предприятий практически во всех стратегических отраслях. Это укрепило ведущую роль государства в экономике, а также эффективно сказалось на ее стабильности. Согласно последним подсчетам, российское правительство имеет долю в 5500 компаний, прямо или косвенно контролирует 45-50 процентов ВВП страны, это в среднем на 30 процентов выше общемирового показателя.
Внезапно разразившийся международный финансовый кризис в 2008 году снова привел к сильнейшим экономическим потрясениям в России, в результате - дефицит – первый за последнее десятилетие.
Глава 2. Понятие, сущность и правовая характеристика приватизации
2.1. Приватизация как объект правового регулирования: понятие и способы
Гражданским кодексом РФ при определении признаков осуществления приватизации не раскрывается юридическое содержание этого понятия, особенно, сопоставляя с иными понятиями, которые затрагивают и сопровождают процесс приватизации, такими как коммерциализация, разгосударствление, денационализация и т.д. Понятие приватизации рассматривается как в широком, так и в узком смысле. Э.С. Савас утверждал, что в юридической литературе в 1983 г использовалось появление термина «приватизация» для обозначения процесса преобразования собственности отдельного предприятия либо общественной формы правления либо отрасли в частную. По его мнению в широком же смысле, приватизация- это проведение разных мероприятий по уменьшению масштабов деятельности государства либо по усилению роли частного сектора во владении фондами либо в предпринимательской деятельности. По мнению Герберта Бинера, в широком смысле приватизация – это выделение общественных услуг в частный сектор, всеобъемлющая передача прав собственности от государства к его гражданам, а также отказ от активной деятельности государственных органов, для того чтобы был простор частной инициативе. С точки зрения права наиболее точно дает определение С.И. Комарицкий: «Приватизация- это правовой институт, который относится в сфере правового регулирования права собственности и означает прекращение права собственности на определенное имущество и возникновение права частной собственности, то к подобным отношениям присущ публичный элемент». Это вызывает необходимость разработать ряд общих, публично установленных правил такого перехода права собственности. В этом случае как итог в специально установленном порядке приватизации происходит переход права собственности на объекты приватизации, находящиеся в муниципальной собственности либо собственности государства в частную собственность.
Одновременно производный способ приобретения права собственности находится вне рамок правовой регламентации Гражданского кодекса РФ.
Важно иметь ввиду Гражданским кодексом РФ устанавливается возможность передачи имущества: в каком порядке, на каком основании, на каких условиях, какого имущества, на каких условиях, в том числе бесплатно либо за плату- все указанные вопросы являются предметом правовой регламентации специального законодательства. В зависимости от условий передачи муниципального либо государственного имущества, определяемых законодательством могут или применяться с существенными ограничениями или подлежат применению.
Основными признаками приватизации являются:
- Осуществление передачи имущества в собственность частных субъектов права - юридических лиц и граждан;
- Нахождение имущества в собственности публичных субъектов права - Российской Федерации, субъектов Федерации, а также муниципальных образований;
- Приоритет специальных норм о приватизации по отношению к положениям Гражданского кодекса РФ;
- Соблюдение процедуры передачи имущества специально установленной федеральным законом.
Иными признаками приватизации Гражданский кодекс РФ не располагает. Одновременно законы о приватизации могут устанавливать такие дополнительные признаки приватизации, как безвозмездность либо возмездность передачи муниципального либо государственного имущества, а также вид подлежащих приватизации объектов права.
В законодательство о приватизации включен комплекс административных норм и частно-публичных норм, главная задача которых сводится к подготовке частноправных субъектов права, создаваемых в порядке приватизации к участию в гражданском обороте. Основной вопрос в данном случае состоит в определении момента вхождения в данный оборот субъекта права, образуемого в порядке приватизации как полноправного субъекта гражданского оборота, в отношении которого не действуют особенности установленные законодательством о приватизации.
Ненадежность и нестабильность таких участников гражданского оборота выступили предпосылкой внесения изменения в статью 181 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает по недействительным сделкам сроки исковой давности.
Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества выступает продажа такого имущества на аукционе.
Аукцион может проводится в двух его формах: закрытой и открытой, смысл которых заключается в том, что форма подачи предложений о цене может быть либо открытой либо в запечатанных конвертах. Не является произвольным выбор формы проведения аукциона, в соответствии с законодательными требованиями, четкая форма проведения аукциона определяется в решении об условиях приватизации имущества. Что касается государственного и муниципального имущества, данное решение принимается согласно решений органами власти субъектов РФ и муниципальными органами власти соответственно, а в отношении государственного имущества- согласно решений прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества. При чем включение вопроса о форме проведения аукциона в условия приватизации имущества - принципиальный.