Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, сущность и правовая характеристика приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, смыслом аукциона является предложение наивысшей цены за товар. Процедура предложения такой цены сама по себе может происходить гласно, т.е. участниками аукциона предложения о цене заявляются открыто. Такой аукцион ведется аукционистом в присутствии уполномоченного представителя продавца, обеспечивающим при проведении торгов порядок, участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки.

Как следует из самого названия формы закрытого проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, ее суть сводится к тому, что предложения о цене (числом и прописью),которые изложены на русском языке и подписаны участником, подаются в запечатанных конвертах, что не позволяет участникам аукциона заранее знать об остальных предложениях. Вскрывая конверты, прежде всего продавцом имущества проверяется их целостность, затем рассматриваются поступившие предложения. Необходимо отметить, что в отличие от открытой формы аукциона, проводя аукцион с подачей предложений о цене имущества в закрытой форме, подтверждать начальную цену нет необходимости. Одновременно предложения, которые содержат цену ниже начальной цены продажи, не рассматриваются. В дальнейшем процедура может также происходить гласно, в связи с тем, что оглашая предложения, кроме участника аукциона, предложение которого рассматривается, могут присутствовать как остальные участники аукциона так их представители, а также представители средств массовой информации (с разрешения продавца). Решение продавца об определении победителя, как и при аукционе в открытой форме, оформляется протоколом об итогах аукциона, который является документом, удостоверяющим право на заключение договора купли-продажи имущества победителя (п. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе).

Учитывая это, аукцион является разновидностью торгов, при котором участники между собой конкурируют, предлагают за товар наиболее высокую цену, участие в аукционе лишь одного участника такой аукцион такой аукцион делает бессмысленным. На основании этого, законодателем установлено императивное правило о том, что аукцион, в котором принял участие единственный участник, является несостоявшимся. Необходимо обратить внимание, что, во всех случаях, в сущности, когда аукцион признается несостоявшимся, он теряет свою главную особенность - конкурентность. Например, в случае отсутствия заявок или если после троекратного объявления начальной цены продажи ни одним из участников аукциона в открытой форме не была поднята карточка, аукцион считается несостоявшимся. Во всех случаях признания аукциона несостоявшимся продавцом составляется соответствующий протокол.


2.2. Предмет, метод и участники приватизации

Полномочия по решению о приватизации собственности, которая принадлежит субъектам Российской Федерации, и определению способа приватизации определяются согласно государственным программам приватизации субъектов Российской Федерации. Такие решения, в зависимости от значимости объектов приватизации принимаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в компетенции которых находятся полномочия на распоряжение и управление государственным имуществом субъектов Российской Федерации. Мингосимуществом России органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации могут наделяться полномочиями своих территориальных органов. В данном случае они осуществляют полномочия по распоряжению и управлению федеральной собственностью, в т.ч. при ее приватизации, согласно положению, утверждаемым Мингосимуществом России. Также органы по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации по поручению Мингосимущества России вправе осуществлять отдельные полномочия на приватизацию федерального имущества. Порядок принятия решения о приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления.

Следовательно при отчуждении акций, которые принадлежат Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям, можно говорить о переходе обязательственных либо корпоративных прав, а не вещных прав, который производится в особом порядке, установленном для уступки удостоверенных таким образом прав. На основании этого, в качестве уточнения понятия «приватизация» применительно к акциям можно определить как переход в вышеуказанном законодательством о приватизации порядке принадлежащих публично-правовым образованиям (Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) акций открытых акционерных обществ или удостоверенных ими прав.

Приватизационные отношения характеризуются особым объектом данного отношения и особым составом участников отношения. В целях определения границ и условий приватизации важно выделить объект приватизации - избыточную публичную (как государственную, так и муниципальную) собственность.

В качестве объекта приватизации может выступать лишь имущество второго вида.


В условиях сложившейся рыночной экономики имеются причины, по которым государство включается в производство частных товаров и услуг (реализация крупных проектов, например в области энергетики; предотвращение банкротства предприятий, имеющих большое значение для национальной или региональной экономики; неспособность частного капитала своими силами справиться с задачей технической модернизации производства и др.). В данном случае частные товары и услуги приобретают статус условно-общественных.

Следовательно, в роли объекта регулирования со стороны приватизационных правовых норм выступают общественные отношения, которые возникают на основании формирования и отчуждения избыточной публичной собственности.

Чтобы осуществлять приватизационное общественное отношение необходимо наличие определенной совокупности правовых норм, выраженных, например, в законах о приватизации публичной собственности. Правовые нормы, которые содержатся в ст. 216, 217, 218, 224, 235, 236 Гражданского кодекса РФ, можно рассматривать в качестве общей части института приватизации. Они применяются в целях регулирования главных гражданско-правовых отношений, складывающихся при приватизации, отражая однородность данных отношений и выступая объединяющим началом для всех субститутов, одним из которых является приватизация государственного и муниципального жилищного фонда. Одновременно наличие специальных законов о приватизации имущества, которое находится в государственной либо муниципальной собственности, не противоречит этому, в связи с тем, что нормы Гражданского кодекса РФ могут применяться в субсидиарном порядке (ст. 217 Гражданского кодекса РФ).

Приватизационным правом на первый взгляд возвращается обсуждение правомочий собственника к норме п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ, дублируя данную норму и норму п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Одновременно создается впечатление, что единственным новым моментом в ст. 217 Гражданского кодекса РФ выступает отсылочная норма о специальном приватизационном законодательстве. Но такой взгляд на содержание нормы ст. 217 Гражданского кодекса РФ необходимо признать не совсем корректным. Так, если в ст. 217 Гражданского кодекса РФ законодатель возвращается к правомочиям публичного собственника, то такое возвращение приобретает новую суть: законодатель вводит новый контекст осуществления основных правомочий публичным собственником - «эпоху перехода к социально ориентированной рыночной экономике». Тем самым подводится недвусмысленная черта под прежними правоотношениями и указывается в праве собственности на качественные изменения.


Возникновение и включение приватизационного законодательства в общую систему гражданского законодательства оказывается возможным при наличии ряда условий. Приватизация как объективное право опирается на ряд нормативно-правовых предпосылок, на которые явно или неявно указывает ст. 217 Гражданского кодекса РФ и которые вместе с нормами этой статьи образуют «юридическую субстанцию» приватизационного права.

Приватизацией выполняется важная функция по обновлению института собственности, обеспечивая переход к единой, нормальной реализации классической триады правомочий собственника. Происходит перестройка института права собственности.

Следовательно, приватизацией как категорией вещного права выражается важная особенность основного института вещного права - права собственности:

а) единство структуры и характера права публичной и права частной собственности;

б) наличие различий в содержании и объеме, а также порядке реализации правомочий двумя разными субъектами права собственности;

в) возможность перехода публичного имущества в частную собственность.

Глава 3. Нормативно-правовая база приватизации в РФ

3.1. Становление и развитие приватизационных отношений в России

После введения в действие части первой Гражданского кодекса РФ порядок приобретения и прекращения права собственности при приватизации не был урегулирован соответствующим законом о приватизации. Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» вступил в действие с 28 июля 1997 г., когда большая часть государственных предприятий уже была приватизирована. Необходимо сказать, что уже после выхода вышеуказанного Закона в некоторых случаях приватизация осуществлялась с его нарушениями. Федеральным законом от 2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» был значительно усовершенствован порядок приватизации. Данный Закон вполне свободен от следов «сознательной рефлексии» и отличается более выверенными юридическими формулировками. Приватизация теперь определяется в формате сугубо коммерческого предприятия: как (продажа) возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности коммерческих и (или) физических коммерческих лиц. Одновременно все фактически предусмотренные способы приватизации муниципального либо государственного имущества (исключения составляют внесения его в уставные капиталы открытых акционерных обществ) сводятся к скрытой либо прямой продаже. Приватизация государственной собственности как самоцель не должна рассматриваться, так как рост эффективности производства не будет обеспечен только из-за смены собственника. Приватизация представляет собой только один из элементов единой государственной политики по управлению государственным имуществом, ее целью после приватизации является повышение эффективности работы предприятий. Особое внимание при приватизации необходимо уделить достоверности и законности источников средств, которые направляются на оплату приватизируемого имущества. Одновременно важно не допускать в последние годы распространенных формы постприватизационного перераспределения собственности, в частности:


а) агрессивную или согласованную скупку разных по размеру пакетов акций на вторичном рынке;

б) лоббирование конкретных сделок с пакетами акций, остающихся у федеральных и региональных властей (доверительное управление, остаточная приватизация и т.д.);

в) административно-принудительное либо добровольное вовлечение в финансово-промышленные группы и холдинги. Также необходимо иметь в виду, что уже миновал этап массовой приватизации; если в 1993 г. было приватизировано около 30 тыс. предприятий, то в 1999 г. - всего 700. Как результат, по мнению С.В. Степашина, приватизации была решена: сформировались новые рыночные институты: рынок ценных бумаг, акционерные общества, система институциональных инвесторов, страховые компании, банки, почти 60 процентов предприятий стали частными, а сами приватизационные мероприятия при относительном минимуме социальных конфликтов прошли. И ряд предприятий, особенно в сфере обслуживания, металлургической отрасли, пищевой промышленности, сельхозпереработки работают весьма эффективно.

В настоящее время в собственности государства находится около 3500 пакетов акций разных предприятий, но лишь четвертая часть данных пакетов приносит дивиденды. И по утверждению специалистов-профессионалов, количество государственного имущества довольно велико, попросту ими нельзя управлять эффективно.

Несмотря на совершенные ошибки при приватизации, ни в коем случае нельзя пересматривать их итоги, ибо это вызовет не только экономический, но и политический, правовой кризис, обострит криминальную ситуацию в нашей стране.

Cчитается, что неполнота и недостаточность законодательной базы не выступает в качестве основания для пересмотра или отмены итогов приватизации 1993 - 2003 годов. Согласно общепризнанным международно-правовым принципам за негативные последствия приватизации ответственность полностью лежит на публичной власти. Эта позиция, кстати, неоднократно изложена в решениях Конституционного Суда РФ. Но дело ЮКОСа свидетельствует о том, что пересмотреть итоги приватизации нереально. 23 декабря 2004 года на пресс-конференции тогда экс-Президент РФ В.В. Путин, одобрил покупку государственной компанией «Роснефть» «Юганскнефтегаза», подчеркнул несправедливость приватизации многомиллиардной собственности многими участниками рынка. Одновременно он считает, что в этом случае

государство использовало определенно легальные рыночные механизмы, тем самым обеспечивая свои интересы. СМИ это высказывание Президента критикуют, впрочем и сам факт покупки государственной компанией частной компании. До настоящего времени частные собственники считались эффективными, а неэффективным - государство, так как в противном случае в нашей стране не рухнул социализм. По мнению ряда авторов, в сущности произошла, национализация, что является опасным прецедентом.