Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (на примере ООО "Запчасть Плюс").pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие организационной культуры предприятия
1.1 Характеристика и функции организационной культуры
1.2 Виды организационных культур
1.3 Методы формирования и поддержания организационной культуры на предприятии
ГЛАВА 2. Анализ организационной культуры на примере ООО «Запчасть Плюс»
2.1 Краткая характеристика ООО «Запчасть Плюс»
2.2 Организационная культура в ООО «Запчасть Плюс»
ГЛАВА 3. Пути совершенствования организационной культуры на предприятии
Подробный анализ ответов работников предприятия, позволил выявить узкие места и показатели, по которым они определили тот или иной уровень. Были получены следующие результаты:
- работникам предоставляется полная возможность овладеть своей специальностью, развить умения и навыки, приобрести необходимый опыт;
- система коммуникаций достаточно развита: подчиненные могут непосредственно общаться со своим руководителем, получают информационные распечатки;
- половина опрошенных не ощущают себя вовлеченными в процесс принятия решений, считают деятельность предприятия плохо организованной. Остальные имеют противоположное мнение;
- взаимоотношения работников друг с другом, их кооперация находятся на низком уровне, что является негативным моментом для трудового коллектива.
Таким образом, основываясь на проведенном исследовании, можно сказать, что для усиления и воздействия корпоративной культуры на деятельность ООО «Запчасть Плюс» необходимо произвести некоторые изменения.
ГЛАВА 3. Пути совершенствования организационной культуры на предприятии
Паспорт проекта по развитию корпоративной культуры исследуемого организации представлен в таблице 6.
Таблица 6 – Паспорт проекта по развитию корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»
Наименование проекта |
Проект совершенствования корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» |
Цель проекта |
Целью проекта является совершенствование корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» в направлении отношения к работе на данном предприятии, систем обучения, норм поведения и ряду других ценностей |
Задачи проекта |
Задачи проекта: – утверждение корпоративных ценностей и этических принципов; – совершенствование принципов делового взаимодействия на предприятии; - повышение уровня межличностного общения |
Ожидаемые результаты |
Реализация проекта позволит: – повысить качество управления за счет развития ключевых компетенций персонала; – выявить как движущие, так и тормозящие факторы развития организации; – проработать реальные проблемы организации; – корректировать сознательные установки и бессознательные динамики в процессе работы, что ведет к повышению лояльности персонала по отношению к руководству и предприятию; – снизить естественное сопротивление руководителю со стороны персонала; – определить возможности и ограничения каждого из участников; – выявить особо талантливых людей, способных к выполнению лидерской функции; – выработать рекомендации для руководителя организации по оптимальному использованию потенциала сотрудников; – сформировать единый внутрикорпоративный язык и взаимопонимание. |
На данном этапе развития ООО «Запчасть Плюс» сложившаяся в ней корпоративная культура недостаточно отвечает миссии и целям организации. Учитывая темпы развития ООО «Запчасть Плюс» и отрасли, руководству ООО «Запчасть Плюс» необходимо проводить диагностику основных параметров культуры организации и вносить изменения в ее структуру.
К ведущим факторам, определяющим корпоративную культуру ООО «Запчасть Плюс» относятся ценности, указываемые высшим руководством. Имеется в виду отношение к работе, расширение своих полномочий, системам обучения, нормам поведения и ряду других ценностей.
Предлагаются следующие мероприятия по изменению корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс»:
а) организация конкурсов профессионального мастерства среди работников ООО «Запчасть Плюс», установление особого ритуала поощрения лучших по профессии, возможно определение «человек года» ООО «Запчасть Плюс». Главное здесь – система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи;
б) установление льгот и поощрений для сотрудников, проработавших в ООО «Запчасть Плюс» определённое число лет;
в) расширение ассортимента услуг, оказываемых службами ООО «Запчасть Плюс» (психологической, информационной, технической, транспортной и др.) своим сотрудникам;
г) поддержка сотрудников в формировании их страховых и пенсионных фондов;
д) создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников ООО «Запчасть Плюс» (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).
Важным направлением совершенствования корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» является проведение мероприятий по командообразованию.
Командообразованию способствует проведение корпоративных праздников. В общих чертах любая организация корпоративного праздника складывается из следующих составляющих: место проведения, питание, оформление и программа. Эти базовые элементы могут включать в себя более конкретные виды корпоративных мероприятий.
Первым среди них является «тимбилдинг». К этому разряду относятся разнообразные банкеты, фуршеты, праздники и все корпоративные мероприятия, направленные на сплочение коллектива. Кроме того, существуют корпоративные протокольные мероприятия. Примерами могут быть вручение наград, премий и прочие поощрения среди собственных сотрудников. Они могут быть, как чисто внутренними, так и так и внешними, если предполагается присутствие или участие нескольких компаний.
Помимо этих корпоративных мероприятий для сотрудников ООО «Запчасть Плюс», возможно проведение и детских праздников.
Корпоративные праздники в жизни ООО «Запчасть Плюс» выполняют целый ряд важных функций:
- фиксация успеха (в отличие от простой процедуры подведения итогов праздник подчеркивает достижения, успехи предприятия с позитивной направленностью);
- адаптация (помощь новичкам во вхождении в коллектив);
- воспитание (приобщение людей к значимым для предприятия ценностям);
- групповая мотивация (процесс формирования и регулирования отношений в коллективе протекает в неформальной запоминающейся позитивной эмоциональной обстановке);
- рекреация (необходимое отвлечение от трудового процесса, отдых, переключение внимания, развлечение);
- сплочение (на основе эмоционального сближения) и др.
Не менее известным и популярным средством неформального корпоративного общения и сплочения коллектива является сегодня тимбилдинг (в пер. с англ. team building – построение команды). Поскольку на практике организовать тимбилдинг предлагают не только компании, специализирующиеся на проведении внутрифирменных тренингов, но и компании, занимающиеся корпоративными праздниками, то тимбилдингом часто называют и сессии стратегического планирования, и дискуссионные командообразующие тренинги, и «веревочные курсы», и игровые развлекательные программы, и корпоративные праздники. Но в отличие от развлекательных мероприятий, тимбилдинг является развивающим тренингом, направленным не только на эмоциональную разгрузку, но и на развитие деловых и личных качеств участников. Основные блоки тимбилдинг-тренинга, как правило, включают:
- совместное планирование и распределение ответственности в команде;
- умение договариваться;
- видение общей цели;
- ролевое распределение в команде;
- эффективное исполнение командных задач;
- рациональное использование командного ресурса.
Командообразование как комплексный метод морального стимулирования персонала ООО «Запчасть Плюс» направлен на улучшение взаимодействия между сотрудниками и сплочение коллектива. Программы командообразования позволяют участникам выявить свои скрытые возможности, в непривычной обстановке по-новому взглянуть на своих коллег, получить эмоциональную разрядку.
Основными целями проведения командообразующих программ в ООО «Запчасть Плюс» являются:
- сплочение коллектива;
- построение эффективных коммуникаций в коллективе (группе);
- получение опыта позитивного командного взаимодействия;
- разрешение конфликтных ситуаций и улучшение взаимодействия в рамках подразделения или всего предприятия;
- развитие горизонтальных и вертикальных неформальных связей, навыков командной работы.
Достижение этих целей обеспечивается за счет комплекса психологических и динамических упражнений, направленных на активное взаимодействие внутри команды, специальной организации пространства проведения программы, обеспечения ситуации включения всех участников в единую команду и обеспечения принятия командных решений.
Специфика заданий, игр и упражнений, проводимых на программах тимбилдинга, позволяет в игровой форме смоделировать и отработать ситуации, возникающие в реальной деятельности предприятия. Структура проведения командообразующей программы позволяет организаторам проследить особенности взаимодействия участников в различных ситуациях и скорректировать их.
Основным результатом, которого смогут добиться руководители ООО «Запчасть Плюс» от участия коллектива в тренинге командообразования –повышение общей эффективности работы коллектива.
Одним из значимых методов морального стимулирования является официальное признание заслуг посредством награждения лучших работников (коллективов) за отличия в труде, значимые для деятельности ООО «Запчасть Плюс» и поэтому поощряемые публично и официально.
Главная цель награждения в ООО «Запчасть Плюс» как метода стимулирования персонала – сформировать в коллективе положительное отношение к тем или иным формам достижений, создать и культивировать образ желаемого трудового поведения работников, целевым ориентиром которому служит инициатива, творческий подход и трудовая активность.
В числе важных функций награждения в ООО «Запчасть Плюс» следует назвать:
- стимулирующую функцию (отразить ценности общества, предприятия, коллектива и отождествить человека, получившего награду, с тем идеальным образом, именем, которое носит награда);
- дифференцирующую функцию (отличить заслуженного члена общества от прочих);
- воспитательную функцию (способствовать формированию определенной модели трудового поведения).
Необходимым условием эффективности этого метода стимулирования является наличие системы правовых, нравственных, философских взглядов руководителей на развитие предприятия и его персонала, на содержание, формы и методы стимулирования и формирование подлинной, глубокой заинтересованности работников в активной трудовой деятельности.
Также в целях развития корпоративной культуры ООО «Запчасть Плюс» необходимо проводить мероприятия по развитию взаимоотношений на предприятии.
Межличностные и межгрупповые отношения – это система моральных установок, ожиданий и стереотипов, через которые работники ООО «Запчасть Плюс» воспринимают и оценивают друг друга.
Состояние социально-психологического климата в коллективе ООО «Запчасть Плюс» характеризуется эффективностью профессиональной деятельности, состоянием трудовой дисциплины и характером движения кадров. Установлено, что между состоянием социально-психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности его членов существует положительная связь.
Оптимальное управление социально-психологическим климатом в трудовом коллективе ООО «Запчасть Плюс» требует специальных знаний и умений от руководящего состава. Регулирование социально-психологического климата в коллективе осуществляется мерами социального и психологического планирования, управления организационной культурой, управления конфликтами. В качестве специальных мер для ООО «Запчасть Плюс» предлагается:
- продуманный и грамотно проведенный подбор кадров на управленческие позиции в ООО «Запчасть Плюс»;
- обучение и периодическая оценка профессионализма, управленческих инициатив, деловых и личных качеств руководящих кадров;
- комплектование подразделений с учетом фактора психологической совместимости;
- применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия.
В своей деятельности по регулированию социально-психологического климата руководству ООО «Запчасть Плюс» следует чаще использовать силу убеждения, внушения, личного примера, опираться на наиболее активных, сознательных, авторитетных членов коллектива.
В целях совершенствования корпоративной культуры исследуемого предприятия необходимо также осуществлять мероприятия по улучшению организации обучения персонала.
Очевидно, что даже преуспевающие компании с сильной корпоративной культурой нуждаются в постоянном поддержании и развитии своих культурных ценностей, так как факторы внешней среды, отбор и прием новых сотрудников, высвобождение сотрудников, выход на новые отраслевые и особенно национальные рынки, изменение статуса и т.п. – все это способствует изменению корпоративной культуры. Миссия, цели, принципы – факт их существования большой плюс, а то, что о них знают немногие – это значительный минус. Необходимо размещение стендов с декларацией миссии, целей, принципов по отделам компании.
При изменении корпоративной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей компании.