Файл: Понятие и виды государственных пенсий (Виды и порядок назначения государственных пенсий).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Понятие и условия назначения государственных пенсий
1.1. Понятие государственной пенсии
1.2 Условия назначения государственных пенсий
Глава 2 Виды и порядок назначения государственных пенсий
2.1 Пенсия по старости: новые правила исчисления
2.2 Место трудовой пенсии по инвалидности в системе мер социальной защиты инвалидов
Скажем сразу, проблема эта существует, и не только в Дагестане. Просто у нас значительная часть трудоспособного населения задействована в сфере предпринимательства, потому и бросается эта проблема сразу в глаза. Сегодня работать "честно" - реально выгодно. Предприниматели часто проявляют несознательность в этом отношении, не уплачивая установленные для них, как для страхователей, страховые взносы. Они упускают из виду, что эти страховые взносы идут в их же расчетный пенсионный капитал, будут влиять на их право на пенсию и ее размер. Кстати, в обсуждаемом нами законопроекте предусмотрено снижение тарифа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. C 2014 г. его расчет производится из одного минимального размера оплаты труда (МРОТ). Что касается застрахованных лиц, за которых работодатель не уплачивает или в недостаточной мере уплачивает страховые взносы, они могут ознакомиться со сведениями, содержащимися в выписке из лицевого счета, и требовать от работодателя уплаты страховых взносов, так как должны осознавать, что без уплаты страховых взносов периоды работы не могут быть включены в страховой стаж.
Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, - 22% от фонда оплаты труда работника. 6% тарифа страховых взносов в систему ОПС идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% являются индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по вашему выбору, могут или полностью направляться на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.
При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие "годовой пенсионный коэффициент", которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чтобы было понятнее - он равен отношению суммы уплаченных работодателем страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу - у человека (1967 года рождения и моложе) есть это право. 10% или 16% - к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10. Если работник откажется от формирования пенсионных накоплений в системе ОПС, а происходит это чаще всего по незнанию собственных прав, то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%.
Если же выбор состоится в пользу 6% на формирование накопительной части пенсии, то на формирование страховой части пенсии будет направляться страховые взносы по тарифу 10%. Важно знать, что предельный годовой заработок, то есть фонд оплаты труда, с которого работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС, ежегодно устанавливается федеральным законом. Проще говоря: чем выше зарплата, тем выше и значение годового пенсионного коэффициента. Годовой пенсионный коэффициент при равной зарплате всегда будет выше у гражданина, который отказался от формирования пенсионных накоплений. При его расчете учитывается только официальная зарплата до вычета налога на доходы физических лиц, известные всем нам 13%.
Сложный вопрос - различие категорий наших граждан с учетом разного исполнения своего долга, а также вопрос о стаже с учетом таких социально значимых периодов жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет. Все это, конечно же, учитывается. К примеру, за период срочной воинской службы начисляется 1,8 пенсионного коэффициента - за каждый год срочной воинской службы.
Периоды ухода за детьми до 1,5 лет на каждого ребенка также засчитываются в стаж. И здесь есть очень важные аспекты. Так, за каждого ребенка начисляются: 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска - за первого ребенка, 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска - за второго ребенка, 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска - за третьего ребенка. Например, матери, родившей троих детей после 01.01.2015 г., может быть начислено более 16 индивидуальных пенсионных коэффициентов, это больше половины требуемой суммы коэффициентов для приобретения права на трудовую пенсию по старости в 2025 г. Это очень важная информация для нашего региона, где демографическая ситуация - одна из лучших по стране. Такие нововведения должны только стимулировать наших женщин, что называется, "продолжать в том же духе". Как видите, со стороны государства дело не ограничивается только материнским семейным капиталом. Отпуск по уходу за ребенком не только учитывается, но и поощряется при будущем расчете страховой пенсии.
Скажем однозначно, по новым правилам выходить на пенсию позднее общеустановленного пенсионного возраста будет выгодно. Это самое главное преимущество данного законопроекта. За каждый год более позднего обращения за пенсией после достижения 60 и 55 лет (соответственно мужчинами и женщинами) страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если гражданин проработает после достижения пенсионного возраста три года без обращения за пенсией, то размер пенсии будет увеличен на 24 процента, если 8 лет - на 90 процентов. Ну и те, у кого общий стаж к 2025 г. будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией, соответственно женщины в 60 лет, мужчины - в 65. Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе, где он проживает.
Кстати, есть категории граждан, для которых условия назначения пенсии остаются прежними - по инвалидности и по случаю потери кормильца. Имеющим трудовой стаж гражданам - инвалидам I группы, гражданам, достигшим 80-летнего возраста, гражданам, работавшим или проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия будет назначаться в повышенном размере за счет увеличенного размера фиксированной выплаты либо применения так называемых "северных" коэффициентов.
Стоит также напомнить, что накопительная пенсия - это ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов ваших работодателей и дохода от их инвестирования. Сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% - на формирование страховой пенсии, а могут - по выбору гражданина - все 22% идти на формирование страховой пенсии. Если человек старше 1967 года рождения, то его пенсия по старости не будет содержать накопительную часть пенсии, потому что его работодатели отчисляют весь объем страховых взносов только на страховую часть. Если же гражданин родился в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 г. у него будет возможность выбрать тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии: либо 6% как сегодня, либо вообще отказаться от формирования пенсионных накоплений, тем самым сделав упор на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.
Люди должны понимать - если они отдают предпочтение формированию накопительной пенсии, то уменьшаются пенсионные права на формирование страховой части, и наоборот. Кому какой вариант выгоднее. В первом случае страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню не ниже инфляции. Во втором - накопительная пенсия - это пенсионные накопления, которые передаются из ПФР в управление негосударственному пенсионному фонду или управляющей компании, не индексируется государством, а инвестируются ими на финансовом рынке. Доходность пенсионных накоплений зависит исключительно от результатов их инвестирования, следовательно, могут быть и убытки. В этом случае гарантируется лишь выплата суммы уплаченных страховых взносов на накопительную часть пенсию.
По новым правилам расчета размер накопительной пенсии также будет выше, если обратиться за назначением пенсии позднее общеустановленного пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет
- для женщин. Этот фактор будет учтен при назначении социальных выплат. Нет никакого секрета - чем выше зарплата и продолжительнее общий стаж, тем выше будет размер пенсии по старости.
В заключение следует упомянуть о самом задаваемом вопросе по новой пенсионной реформе: будет ли повышен пенсионный возраст или нет? Этот вопрос часто задают и в наших территориальных подразделениях, и на встречах, которые проводят наши работники в городах и районах. Итак, пенсионный возраст повышаться не будет. Общеустановленный пенсионный возраст прежний - 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин. При этом, как уже было сказано, создаются серьезные стимулы для более позднего выхода на пенсию [2]. По новым правилам обращаться за назначением пенсии позже пенсионного возраста будет выгодно. За каждый такой год страховая часть и фиксированная выплата будут увеличиваться на соответствующие коэффициенты.
2.2 Место трудовой пенсии по инвалидности в системе мер социальной защиты инвалидов
Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей. Данная норма конкретизируют положение Основного Закона о том, что Россия является социальным государством. Все иные нормативно-правовые акты, в том числе и о пенсионном обеспечении инвалидов, основываются именно на Конституции. Кроме того, конституционно закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В Российской Федерации основополагающим является Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Им определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов, установлены правовые основы обеспечения жизнедеятельности инвалидов и др. Положения данного закона развиваются и конкретизируются в иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение инвалидов трудовыми пенсиями производится на основании закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пенсионной реформой в России, проведенной в беспрецедентно короткий срок (впервые идея о накопительной пенсионной системе возникла в 2001 г., а с 2002 г. она уже начала функционировать), был кардинально изменен сам принцип пенсионного обеспечения - путем замены обязательной коллективно-распределительной (точнее, перераспределительной) системы пенсионного обеспечения наемных работников и членов их семей на обязательную индивидуально - накопительную систему обеспечения данных работников.
Суть коллективной распределительной пенсионной системы состояла в солидарности бывших, настоящих и будущих работников (солидарность поколений). При такой системе все средства, уплачиваемые за счет работающих граждан в виде обязательных пенсионных страховых взносов, распределялись между пенсионерами с учетом их трудового вклада (продолжительности трудовой деятельности, длительности уплаты страховых взносов и уровня оплаты труда). Подобные системы функционируют во всех странах Европы, в США, Канаде, Японии. Эту систему, по мнению М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой [1], можно считать системой коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, смерть кормильца). Надежность этой системы обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых уплачиваются в обязательном порядке страховые платежи в соответствующие фонды обязательного социального страхования, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет этих средств. При этом пенсионное обеспечение гарантируется трудом, доходами занятого в общественном производстве трудоспособного населения и соответствующими вычетами из этого дохода на выплату пенсий.
Суть индивидуально-накопительной пенсионной системы, введенной в России с 2002 г., состоит в том, что, помимо выплаты базовой части трудовой пенсии, пенсионное обеспечение осуществляется в пределах общей суммы уплаченных каждым гражданином (или за него) страховых взносов, которая отражается на индивидуальном лицевом счете работника. Накопительные системы действуют во многих странах мира, но не как обязательные, а как дополняющие гарантированные распределительные системы. Введение подобных добровольных накопительных систем не взамен, а в дополнение к распределительным - следствие экономической зрелости указанных стран, достаточно высокого уровня доходов населения, стабильности развития и устойчивого финансового положения предприятий, а также - доверия граждан государству, его властным структурам [2].
Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введена именно накопительная система пенсионного обеспечения. Данный закон устанавливает виды пенсий, условия их выплаты, размер и структуру. В тесном взаимодействии с ним с соответствующими отсылками на статьи закона о трудовых пенсиях действует и Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.