Файл: Правовая охрана наименований места происхождения товара.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следуя российской и мировой практике, а также учитывая положения действующего законодательства, законопроект указывает на обязанность коммерческой организации иметь полное фирменное наименование на русском языке и на ее право иметь на русском языке сокращенное фирменное наименование.

Кроме того, дополнительно указывается на право коммерческой организации иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках. Вероятно, реализация этого права будет зависеть от того, на каком рынке работает субъект права на фирменное наименование.

Как отмечал Гришаев С.П., «известно, что в некоторых странах организации могут иметь несколько фирменных (или торговых) наименований. Вероятно, со временем и Россия может к этому прийти, но на сегодняшний день законопроектом предусмотрена возможность иметь только одно полное и одно сокращенное фирменное наименование на русском языке». [3]

Законопроектом установлено общее правило, из которого следует, что к сокращенным фирменным наименованиям применяются соответственно положения, установленные законом для полного фирменного наименования.

В отношении иностранных коммерческих организаций особо оговорено, что на них не распространяется обязанность иметь фирменное наименование на русском языке при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Более того, в законопроекте указано, что в состав фирменного наименования иностранной коммерческой организации могут включаться сведения, установленные законодательством страны, ее учредившей.

Анализ действующего российского законодательства показывает, что в нем содержатся положения, регламентирующие порядок формирования (создания) фирменных наименований коммерческих организаций отдельных видов, но общего правила такого формирования нет, что вряд ли можно признать правильным. Именно поэтому ст. 2 законопроекта, посвященная составу фирменного наименования, прежде всего устанавливает это общее правило, а затем уже переходит к характеристике составов отдельных фирменных наименований.

По общему правилу фирменное наименование состоит из указания на организационно-правовую форму коммерческой организации и словесного обозначения или словесных обозначений, выбранного или выбранных по усмотрению коммерческой организации. При этом установлено, что в сокращенном фирменном наименовании указание на организационно-правовую форму может быть приведено в виде аббревиатуры (первых букв слов, обозначающих организационно-правовую форму). Законопроектом установлено также, что в случаях, определенных законом и иными правовыми актами, в фирменное наименование включается указание на вид коммерческой организации, характер ее деятельности и иные характеристики. Речь, например, может идти о банках, биржах, торговых или строительных организациях, об организациях, использующих в своем фирменном наименовании слово «Россия» или слова, производные от него.


Законопроект, определяя отдельные составы фирменных наименований, безусловно, исходит из положений ГК РФ и действующих федеральных законов, не вносит никаких новаций и лишь слегка унифицирует формулировки определений.

Одна из важнейших статей законопроекта посвящена возникновению правовой охраны фирменного наименования. Этот вопрос является не очень простым, поскольку ст. 8 Парижской конвенции предусмотрено предоставление правовой охраны фирменному наименованию без какой-либо регистрации, а ст. 54 ГК РФ [2] устанавливает, что «на зарегистрированное фирменное наименование его обладателю предоставляется исключительное право». Исходя из этого законопроектом установлено, что «правовая охрана фирменного наименования, в том числе сокращенного, осуществляется после государственной регистрации коммерческой организации или в силу международных договоров Российской Федерации с начала использования фирменного наименования на территории Российской Федерации».

Так же, как и Закон о товарных знаках, проект закона о фирменных наименованиях не только указывает, что «на фирменное наименование предоставляется исключительное право, но и раскрывает его содержание, срок действия, указывает на документы, подтверждающие наличие у субъекта права на него». В качестве такого документа для российской коммерческой организации указан учредительный документ, а для иностранной – документ, установленный законодательством страны, учредившей эту организацию.

Обладатель права на фирменное наименование вправе его использовать, разрешать его использование другим лицам на основе договора коммерческой концессии, а также запрещать его использование третьим лицам.

Бузанов В.Ю. отмечает, что «в рамках исключительного права на фирменное наименование законопроект указывает на возможность его изменения, если при этом в течение пяти лет одновременно с использованием нового фирменного наименования будет указываться на преемственную связь с прежним фирменным наименованием. Дополнительно установлено, что право изменять фирменное наименование не может использоваться чаще, чем один раз в пять лет. И еще одно ограничивающее правило, действующее в некоторых странах в отношении товарных знаков: право на фирменное наименование может быть передано другому лицу только одновременно с передачей самого предприятия как имущественного комплекса или части предприятия. На наш взгляд, такое ограничение в отношении фирменных наименований, индивидуализирующих сами предприятия, представляется справедливым, обеспечивающим интересы потребителей». [4]


Законопроектом установлено, что право на фирменное наименование может действовать в течение срока деятельности коммерческой организации.

Выше отмечалось, что одним из правомочий, составляющих исключительное право на фирменное наименование, является его использование. Каким же образом оно может быть реализовано? С использованием фирменного наименования могут совершаться гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляться личные неимущественные права, защищаться нарушенные или оспариваемые права.

В рамках рассматриваемого правомочия правообладатель вправе использовать свое фирменное наименование на вывесках, официальных бланках, счетах, в рекламе, печатных изданиях, иных формах и иными способами.

Законопроект содержит новацию, очень интересную с позиции использования русского языка в предпринимательской деятельности. Она сводится к тому, что при использовании российской коммерческой организацией фирменного наименования не на русском языке оно должно также указываться на русском языке, а при использовании иностранной коммерческой организацией своего фирменного наименования на иностранном языке – в транслитерации буквами русского алфавита.

Второе правомочие, составляющее исключительное право на фирменное наименование, – возможность предоставления правообладателем разрешения другим лицам использовать фирменное наименование на основе договора коммерческой концессии. Как известно, условия такого договора и порядок его регистрации определяются ГК РФ, поэтому законопроект не повторяет положений Кодекса, а отсылает к ним. [5]

Вместе с тем в законопроекте имеется одно положение, касающееся правоотношений в связи с действием договора коммерческой концессии.

В соответствии с ним при использовании фирменного наименования по договору коммерческой концессии пользователь обязан осуществлять предупредительную маркировку о том, что фирменное наименование используется по договору коммерческой концессии, а также указывать свое фирменное наименование или наименование.

Законопроект содержит положение, в определенной степени регламентирующее пределы реализации правомочия использования фирменного наименования. Направлено оно на предотвращение недобросовестной конкуренции и сводится к следующему: «в случае, если использование фирменного наименования может привести к недобросовестной конкуренции, в частности, вследствие воспроизведения в нем фирменного наименования (или его части) другой коммерческой организации либо охраняемого в Российской Федерации товарного знака или обозначения, сходного с ним до степени смешения, федеральный антимонопольный орган либо суд могут ограничить использование фирменного наименования».


Третье правомочие, составляющее исключительное право на фирменное наименование, – право обладателя фирменного наименования запрещать его использование третьим лицам. Содержание этого правомочия очевидно, поэтому хотелось бы остановиться лишь на одном. Законопроект содержит положение, устанавливающее, что право на фирменное наименование не дает оснований запрещать третьим лицам использование фирменного наименования для индивидуализации его обладателя.

Как и любое исключительное право на любой другой объект интеллектуальной собственности, право на фирменное наименование в определенных случаях прекращается. Действующее законодательство не содержит перечня таких оснований, законопроект их устанавливает. Это:

• ликвидация коммерческой организации-правообладателя;

• отказ правообладателя от имеющегося фирменного наименования с заменой его на другое фирменное наименование;

• вступление в силу решения суда о прекращении правовой охраны фирменного наименования вследствие:

• несоответствия действительности содержащегося в фирменном наименовании указания на организационно-правовую форму коммерческой организации;

• воспроизведения в фирменном наименовании официального названия государства, названия официальной государственной резиденции, сокращенного или полного наименования государственной, муниципальной, международной, межправительственной, общественной организации (такое название может быть включено в фирменное наименование, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа, организации);

• воспроизведения в фирменном наименовании фамилии, имени, псевдонима известного лица или производного от них без согласия такого лица, его наследников, соответствующего компетентного органа, если указанные обозначения являются достоянием истории и культуры Российской Федерации;

• способности фирменного наименования либо его части ввести потребителя в заблуждение относительно обладателя фирменного наименования, предмета его деятельности или страны происхождения;

• воспроизведения элементов, использование которых противоречит общественным интересам, принципам гуманности и морали;

• воспроизведения фирменного наименования, право на которое возникло ранее у другого лица, занимающегося сходной деятельностью, или его существенной части, помимо указания на организационно-правовую форму, или обозначения, сходного с ними до степени смешения, без согласия этого лица;


• воспроизведения элементов, использование которых ограниченно законом или иным нормативным правовым актом.

Очевидно, что приведенный перечень имеет много общего с перечнем оснований прекращения права на товарный знак. И это опять-таки объясняется их общей природой как средств индивидуализации.

Всем известно, насколько сейчас актуален вопрос о нарушении прав на объекты интеллектуальной собственности. Не остаются в стороне от покушений и фирменные наименования. Вопрос же о том, что является нарушением права на фирменное наименование, действующим законодательством не решен. [7]

В законопроекте этому вопросу посвящена отдельная статья. В соответствии с ней нарушением права на фирменное наименование признается не санкционированное его обладателем использование фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении сферы деятельности, сходной со сферой деятельности обладателя права на фирменное наименование. Законопроект конкретизирует действия, которые могут быть признаны нарушением: не санкционированное его обладателем изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью изображения фирменного наименования или изображения обозначения, сходного с ним до степени смешения, используемых в сходной сфере деятельности.

По мнению Закурдаева О.Ю. «в законопроекте есть еще одно положение, содержание которого основано на практике использования товарных знаков, а также на рекомендациях ВОИС. В соответствии с ним нарушением права на фирменное наименование признается также не санкционированное его обладателем использование фирменного наименования (или его части) в Интернете, в том числе в наименовании домена, локальных компьютерных сетях, если вследствие этого лицо, имеющее право пользоваться наименованием домена, получило или могло получить доходы, приобрело или могло приобрести какие-либо преимущества в гражданском обороте». [6]

Помимо действий, которые могут быть признаны как нарушения права на фирменное наименование, законопроект определил действия, которые таковыми признать нельзя. Так, нарушением прав обладателя фирменного наименования не является: использование товарного знака, воспроизводящего охраняемое фирменное наименование либо обозначение, сходное с ним до степени смешения, в отношении сходной сферы деятельности или однородных товаров, если право на товарный знак получено ранее права на фирменное наименование, а также использование фирменного наименования третьими лицами для индивидуализации его обладателя.