Файл: Правовая охрана наименований места происхождения товара.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как правило, ученые включают в содержание исключительного права правомочие по распоряжению им. Применительно к фирменному наименованию это правомочие отсутствует. Исключительным правом на рассматриваемое средство индивидуализации распорядиться нельзя. Отсюда можем говорить, содержание исключительного права на фирменное наименование сводится к правомочию самостоятельного использования и правомочию запрещать такое использование третьим лицам. При этом содержание исключительного права ограничено только теми сферами деятельности, в которых фирма (юридическое лицо) реально осуществляет свою непосредственную предпринимательскую деятельность. [4]

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ

2.1 Субъекты прав на фирменное наименование

Актуальным является вопрос о субъектах права на фирменное наименование, иными словами кто из субъектов всего гражданского оборота и гражданского права обладает непосредственным правомочием в отношении фирменного наименования. В настоящее время в законодательстве четко указано, что обладателями фирменного наименования могут быть только правообладатели, коими выступают коммерческие предприятия (юридические лица). Указанное правило регламентировано п. 4 ст. 54 ГК РФ. [2]

Стоит отметить, что первоочередно из законодательства вытекает тот факт, что фирменным наименованием имеют право пользоваться исключительно организации, но ни коим образом не граждане. Гражданин уже имеет свои собственные имя и фамилию, под которыми он и осуществляет свои права и обязанности. Указанная норма установлена п. 1 ст. 19 ГК РФ [2]. Рассматриваемое правило равносильно распространяется в том числе на граждан, которые являющихся индивидуальными предпринимателями.

Не менее важным является тот факт, что право на фирменное наименование может получить только лицо, которое зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном российским законодательством порядке.


Стоит отметить, что не могут обладать фирменным наименование также и филиалы, и представительства предприятий (юридических лиц), равно как иные обособленные подразделения таких организаций. Все структурные элементы юридического лица выступают в гражданском обороте только от имени образовавшего их предприятия, но не в коем случае не от своего имени. [9]

Как уже было отмечено фирма, для того чтобы стать правообладателем фирменного наименования должна являться зарегистрированным юридическим лицом. Но это право не единственное. Помимо указанного обстоятельства организация должна иметь статус коммерческого предприятия. стоит отметить, что в таком случае конкретный вид деятельности не будет иметь никакого значения, равносильно, как и тип самого предприятия, будь то государственное, муниципальное или частное. Необходимым объединяющим всех их признаком является предпринимательство, т.е. самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Поэтому учреждения, выполняющие функции некоммерческого характера и полностью или частично финансируемые собственником, общественные и религиозные организации, потребительские кооперативы, фонды, ассоциации и союзы юридических лиц и другие организации, не занимающиеся предпринимательством, фирменных наименований не имеют.

Их индивидуализация в обороте обеспечивается с помощью официального наименования, которое должно содержать указание на их организационно-правовую форму и быть отражено в их учредительных документах.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что на территории Российской Федерации наряду с отечественными фирмами правом на фирменное наименование обладают и иностранные предприятия (юридические лица). При этом на них распространяется действие норм отечественного гражданского законодательства. [8]

2.2. Основные положения регистрации и прекращения права на фирменное наименование

Непосредственная регистрация фирменного наименования по отечественному законодательству не требуется. Право на него возникает автоматически при регистрации коммерческий фирмы (юридического лица). Регистрация фирменного наименования может потребоваться в том случае, когда возникает необходимость в изменения устава или иного учредительного документа предприятия (юридического лица).


Изменение фирменного наименования необходимо зарегистрировать в налоговой службе, после чего у учредителя возникает исключительное право на новое фирменное наименование. фирменный наименование право

Что касается регистрации фирменного наименования иностранных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, то она также не требуется. Речь в данном случае идет о в возникновении права на фирменное наименование у иностранного коммерческого лица на территории России. Указанное обстоятельство фактически следует из норм Парижской конвенции по охране промышленной собственности. стоит отметить что такой же позиции придерживается и судебная инстанция в России, что прямо отражено в Постановлении Пленума ВС и ВАС №5/29 от 26.03.2009). [9]

Сегодня довольно часто ст. 1474 ГК РФ трактуется довольно ограниченно, поэтому возникают ситуации узкого трактования норм об использовании фирменного наименования. Так чаще всего устанавливается запрет на использование фирменного наименования только в названия фирм, созданных позднее. Использование этого средства индивидуализации другими способами законом не запрещено [2]. Но стоит отметить, что само по себе право на фирменное наименование как исключительное право значительно шире в понимании. К числу форм нарушений права на фирменное наименование можно отнести следующие формы:

регистрация организации (юридического лица) с тождественным названием и непосредственным осуществлением под таким названием схожей предпринимательской деятельности;

• регистрация, равно как и использование товарного знака, тождественного с фирменными наименование;

• использование фирменного наименования в рекламе или документах, исходящих от предпринимателя;

• использование сходного коммерческого (торгового) обозначения.

В указанных случаях важнейшим обстоятельством выступает приоритет средства индивидуализации. Отсюда можно говорить, что нарушителем всегда будет выступать лицо чье право на фирменное наименование возникло позже. Стоит отметить, что каким по общему праву определения вины: не знание факта о наличии иного средства индивидуализации не снимает ответственности с лица, нарушившего это право. Но нельзя забывать, что по отечественному законодательству гражданско-правовая ответственность предпринимателей по сравнению с другими лицами повышенная. [3]

Обычно прибегают к следующим способам защиты фирменного наименования:

  • требование о смене названия юридического лица, нарушающего исключительное право;
  • запрет использования обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с наименованием. Например, запрет использования коммерческого обозначения.
  • признание недействительной правовой охраны товарного знака;
  • возмещение убытков, причиненных незаконным использованием.

Этот способ защиты используется крайне редко, поскольку по делам о нарушении прав на интеллектуальную собственность сложно доказать точный размер убытков.

Это перечень не является исчерпывающим. В зависимости от обстоятельств дела защита фирменного наименования может осуществляться другими способами.

В чем сходства и отличия прав на фирменное наименование и товарный знак. Вопрос действительно актуальный, ведь с сугубо утилитарной точки зрения главное отличие состоит в том наименование охраняется в силу регистрации юридического лица, а для охраны товарного знака необходимо соблюсти длительную, сложную и часто дорогостоящую процедуру. А нужно ли это делать? Или достаточно просто зарегистрировать юридическое лицо? Давайте разберемся.

Товарный знак и фирменное наименование являются средствами индивидуализации и часто используются одинаковыми способами, а именно на вывесках, на упаковках, в документации, рекламе, на сайтах (кстати, сайты охраняются авторским правом). Теми же способами правообладатель вправе запрещать использование средства индивидуализации другим лицам. Более того, на практике часто одно и то же слово охраняется одновременно как фирменное наименование и товарный знак. Однако отличия тоже существенны. [4]

Фирменные наименования в соответствии со ст. 138 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены к объектам интеллектуальной собственности. Отношения, связанные с правовой охраной и использованием практически всех объектов интеллектуальной собственности, помимо общих норм ГК РФ, регулируются специальными законами. Среди них – Патентный закон, законы Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О селекционных достижениях». [7]

В отношении фирменных наименований действует лишь ряд норм ГК РФ (положения ст. 2, 51, 54, 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113, 115, 128, 132, 138, глава 54), а также ст. 2, 4, 7, 11, 60 федерального закона «Об акционерных обществах» и ст. 2, 4, 12 федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Они относятся к весьма ограниченному кругу аспектов правовой охраны фирменных наименований и их использования. Большинство же вопросов правового регулирования не имеет.

Так, нет положения о том, что собственно является фирменным наименованием, как оно по общему правилу должно формироваться. Действующая нормативно-правовая база прямо не указывает на особенности предоставления правовой охраны фирменному наименованию, обусловленные ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности: «фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака». [3]


ГК РФ не раскрывает содержания исключительного права на фирменное наименование, что представляется справедливым, поскольку это должно регламентироваться специальным законом. Подтверждение тому, например, положения Патентного закона и Закона о товарных знаках.

Перечень вопросов, связанных с фирменными наименованиями и не урегулированных законодательно, можно продолжить. Однако представляется, что наличие проблемы доказывать не нужно. Достаточно часто мы сталкиваемся с коллизиями прав на товарные знаки и фирменные наименования. Недавно к ним присоединились проблемы, связанные с использованием индивидуализирующих обозначений в Интернете. И не всегда возможно найти выход из создавшегося положения из-за отсутствия соответствующего правового регулирования.

Необходимость разработки закона о фирменных наименованиях назрела давно. В 80-е гг. даже предпринимались попытки его разработать.

В конце 2000 г. Правительство Российской Федерации включило в план подготовки проектов федеральных законов на 2001 г. проект федерального закона «О фирменных наименованиях». Разрабатывался он Роспатентом совместно с Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Министерством юстиции. В июне 2001 г. законопроект был представлен в Правительство Российской Федерации для последующего внесения в Государственную думу.

При подготовке законопроекта использовался опыт многих европейских стран, США, государств СНГ. Безусловно, учитывалась и российская специфика органов, уполномоченных предоставлять правовую охрану фирменным наименованиям и прекращать ее. Принимались во внимание положения законодательных актов как отечественных, так и зарубежных, регулирующих правоотношения со сходными объектами – товарными знаками и знаками обслуживания.

Что и как предполагает регулировать проект федерального закона «О фирменных наименованиях»?

Исходя из того, что фирменные наименования, так же, как и товарные знаки, являются средствами индивидуализации, законопроект, следуя концепции Закона о товарных знаках, дает определение фирменного наименования: «это наименование коммерческой организации, являющееся средством индивидуализации, призванное отличать одну коммерческую организацию от другой коммерческой организации при осуществлении ими предпринимательской деятельности».

Из приведенного определения видно, что оно основано на положении ст. 54 ГК РФ, установившей, что «фирменное наименование может принадлежать только коммерческой организации». Из этого определения следует и отличие роли товарного знака от роли фирменного наименования. В первом случае средство индивидуализации призвано отличать однородные товары и услуги разных производителей (разных субъектов), во втором – самих производителей (субъектов, производящих товары или оказывающих услуги).