Файл: Правовая охрана наименований места происхождения товара.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Фирменное наименование — одно из четырех средств индивидуализации, известных российскому праву. Оно индивидуализирует коммерческие юридические лица. Исключительное право на него, как и на другие исключительные права позволяет правообладателю самостоятельно использовать объект интеллектуальной собственности и запрещать его использование всем другим лицам. Но на самом деле правовое регулирование в этой области намного сложней. В этой статье мы детально разберемся с понятием фирменного наименования юридического лица, содержанием исключительного права на него и особенностями защиты.

Фирменное наименование — это средство индивидуализации коммерческих юридических лиц, представляющее собой название организации. Оно есть у каждого коммерческого юридического лица, что отличает его от всех других средств индивидуализации. Например, товарный знак принадлежит только лицам, которые зарегистрировали его в установленном порядке, коммерческое обозначение требует как минимум наличия у предпринимателя предприятия — объекта недвижимости, а наименование мест происхождения товаров встречается вовсе редко. Подчеркну, что некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели права на фирменное наименование не имеют. Наименование некоммерческой организации буквально охраняется законом, что следует из ФЗ «О некоммерческих организациях», но суды в защите права на него, как правило, отказывают.

Объект исследования – интеллектуальные права.

Предмет изучения – право на фирменное наименование.

Цель работы состоит в изучении правовых основ охраны фирменного наименования.

Для достижения цели работы перед нами поставлены следующие задачи:

- дать определение права на фирменное наименование,

- изучить сущность права на фирменное наименование.

- ознакомиться с субъектным составом права на фирменное наименование,

- изучить основы охраны права на фирменное наименование.

Теоретическую базу исследования составили труды Андреев В. К., Агапов А. Б., Белых B. C., Гаврилов Э.П., Голофаев В.В., Белов Д. А., Данилова Е.Н., Еременко В.И., Зыков И. В., Орлов В. В., Сергеев А. П., Удинцев В.А., и др.

Методологическую базу исследования составили общенаучные методы сбора и анализа информации, а также эмпирический метод.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

1.1 Понятие права на фирменное наименование

С точки зрения отечественного гражданского законодательства фирменное наименование следует трактовать в качестве названия любой коммерческой организации. Под этим названием она участвует в гражданском деловом обороте, иными словами осуществляет свою непосредственную коммерческую деятельность. Оно должно фиксироваться не только в учредительных документах определенного конкретного предприятия, а также должно быть зарегистрировано в соответствующем реестре регистрации фирменных наименований государственным органом. Оно дается только единожды в момент организации предприятия, и соответственно сопровождает его на всем протяжении периода непосредственного функционирования предприятия в качестве юридического лица. Фирменное наименование обязательно должно включать полную форму и в отдельных случаях – сокращенную. При всем, изменение любого фирменного наименования может осуществляться только по уважительной причине. Помимо прочего оно должно отражаться в учредительных документах. К таким случаям можно отнести изменение правовой формы организации или изменение состава учредителей, которые захотят отразить это и в наименовании действующего субъекта. [3]

В случае, если говорить иными словами, то фирменное наименование любого юридического лица – это, в первую очередь, название некоторой фирмы, которое состоит из двух частей. Данное наименование ему придумывают его учредители. Первая часть наименования указывает на его правовую форму предприятия, например, ЗАО. Вторую часть наименования учредители придумывают сами. При этом учредители должны обязательно соблюсти ряд определенных условий. В фирменном наименовании не следует указывать полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также их производных, помимо этого не должно быть названий госорганов России и других организаций, перечень которых установлен Гражданским кодексом. Также из него должны быть исключены обозначения, которые могут противоречить общественным интересам и моральным принципам. В то же время оно должно быть ярким, броским и легко запоминающимся, иметь отличительные признаки, позволяющие исключить смешение одной фирмы с другой. Только в таком случае можно достичь определенных результатов в области маркетинга, сделав название предприятия легко узнаваемым в среде потенциальных партнеров и потребителей продукции. [5]


Следует сказать, что фирменное наименование по своей сути относится к непосредственным объектам интеллектуальной собственности, которые в свою очередь защищаются нормами гражданского законодательства. Фактически - это средство индивидуализации, которое позволяет предприятию выделяться з числа конкурирующих предприятий. Но в данную категорию попадают только наименования коммерческих организаций. Стоит отметить, что для многих потребителей фирменное наименование компании, на котором был изготовлен тот или иной продукт, является гарантией его качества. В таком случае может возникнуть необходимость регистрации товарного знака, который в скором времени, возможно, станет легко узнаваемым брендом.

Непосредственно право на само фирменное наименование может иметь только его правообладатель, и поэтому его следует отнести в категорию исключительных прав. Рассматриваемое право нельзя передать во временное пользование, равно как и на основании лицензионного договора. Только правообладатель имеет права выпускать продукцию, задействовав название вашего предприятия. Оно может изменить правообладателя, только в случае продажи или передачи предприятия в целом.

Реализация права на фирменное наименование производится через указание названия компании на вывесках, счетах, а также в фирменных бланках и иной документации компании. Помимо того в рекламных объявлениях и на упаковках товара. Можно задействовать все способы, которые не противоречат закону.

1.2 Содержание права на фирменное наименование

Как мы уже отметили выше, право на фирменное наименование предприятия выступает исключительным правом. Любая коммерческая организация как правообладатель имеет полное право свободно использовать сове фирменное наименование в качестве способа индивидуализации, в том числе, руководствуясь принципами деятельности компании, совершать под ним гражданско-правовые сделки, а также иные юридические действия, как и равносильно защищать свои интересы и права, а том числе нарушенные или оспариваемые. Помимо всего описанного также любая фирма-правообладатель имеет право помещать свое фирменное наименование не только на вывесках, бланках, счетах, но и использовать его в иных материалах рекламного характера, а также объявлениях и т.п. Не стоит забывать, что правообладатель имеет полное право требовать от любых третьих лиц отказаться от любых действий, которые так или иначе направлены на неправомерное использование права на фирменное наименование. Например, он вправе пресекать использование каких-либо наименований тождественного либо сходного наименования до любой степени смешения с непосредственным фирменным наименованием иными лицами. [7]


В настоящее время практика правоприменения двигается строну признания фирменных наименований в качестве тождественных, в том случае если имеется коллизия интересов правообладателей в результате их полного совпадения, либо потребители могут быть введены в заблуждение. Указанных последствий, чаще всего, не возникает, тогда, когда деятельность компаний происходит на различной территории или же касается разных деловых сфер. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в письме от 29 мая 1992 г.: [8]

"Не является нарушением права на фирменное наименование его упоминание без разрешения правообладателя любыми заинтересованными лицами (например, в информационных и аналитических публикациях, в прессе, в обобщениях судебной практики и т.п.)".

Любое юридическое лицо имеет право только на обладание одним фирменным наименованием. Помимо того, его обязанностью выступает участие в гражданских правоотношениях под этим фирменным наименованием. Указанные требования нацелены на то, чтобы избежать заблуждения со стороны других участников товарно-экономического оборота, а также потребителей.

Право на фирменное название является бессрочным, и действует до тех пор, пока данное предприятие продолжает сове существование и осуществляет свою деятельность этим наименованием. Внесение изменения в фирменное наименование следует рассматривать как обусловленное волеизъявлением учредителей юридического лица, а также в случае его реорганизацией.

Фирменное наименование любого предприятия всегда составляют несколько частей. Чаще всего из двух, которые являются обязательными и третьей - факультативной. Так, особенности их использования регламентированы и Гражданским кодексом Российской Федерации, и иными нормативными актами, в частности ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «Об организации страхового дела». Рассмотрим указанные составные части подробнее: [9]

- корпус фирмы представляет собой обязательную часть фирменного наименования, указывающая непосредственно на организационно-правовую форму фирмы. Вариантами корпуса фирмы выступают: ООО, ОАО, АО, ПК, ПТ, ГУП, МУП и тому подобное. Корпус фирмы при любых обстоятельствах должен быть действительным и достоверным, иными словами соответствовать действительной организационной и правовой форме юридического лица;

- добавление или как ее именуют в теории вспомогательная часть. Она включает в себя один обязательный элемент, которое и выступает собственно названием предприятия, например, «Эврика» или «Мосфильм».


Факультативный элемент как правило указывает на непосредственную область деятельности предприятия, например, юридическая контора, научно-производственная компания, группа банков, страховая компания. Как правило, использование факультативных элементов не является обязательным, но при этом иногда оно запрещено. Например, фирма без соответствующей лицензии банка не может именоваться банком, дабы не вводить в заблуждение потребителей.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что фирменное наименование предприятия (юридического лица) представляет собой совокупность корпуса фирма и элемента добавления. [6]

Непосредственно само исключительное право на фирменное наименование образуется только в момент его государственной регистрации, иными слова в момент регистрации коммерческого предприятия в качестве юридического лица. Однако это общее правило считается полностью верным только для российских организаций. Что касается прав иностранных фирм, то они возникают согласно зарубежному законодательству, нормы которого, стоит отметить, разнятся. Так в отдельных странах право на фирменное наименование предприятия (юридического лица) считается приобретенным не в силу регистрации, а в силу начала использования его как средства индивидуализации.

Многие отмечают, что достаточно простой регистрации юридического лица. Однако этого не всегда достаточно для возникновения права на фирменное наименование как одного из исключительных прав. Возможность использования исключительного права складывается в зависимости от двух дополнительных обстоятельств.

С одной стороны, название должно соответствовать законодательству. И с другой, оно должно быть уникальным, иными словами обладать низкой различительной способностью. Отечественное гражданское законодательство устанавливает запрет на использование в наименовании:

• официальные наименование государств и производные от них обозначения (АО «Великобритания»);

• названия органов государственной и муниципальной власти (ООО «Роспатент»);

• названия международных и межправительственных организаций (ООО «СНГ»);

• наименования общественных объединений;

• противоречащие морали и нравственности обозначения;

• указания на некоторые виды деятельности без специального разрешения (банк, микрофинансовая организация, биржа и т.д.).

Требование различительной способности вытекает из доктрины, судебной практики и здравого смысла. Конечно, требования к различительной способности фирменного наименования намного ниже, чем к различительной способности для регистрации торговой марки, но все равно они негласно существуют, и это надо учитывать при учреждении юридического лица. [5]