Файл: Правовая охрана наименований места происхождения товара.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВА НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ
1.1 Понятие права на фирменное наименование
1.2 Содержание права на фирменное наименование
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ
2.1 Субъекты прав на фирменное наименование
2.2. Основные положения регистрации и прекращения права на фирменное наименование
В законопроекте указано, что незаконное использование фирменного наименования влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Поскольку в действующем уголовном и административном кодексах соответствующих положений нет, то, очевидно, потребуется их дополнить.
Гришаев С.П. говорит, что «это обстоятельство принято во внимание в статье, посвященной рассмотрению споров, связанных с применением закона о фирменных наименованиях. По общему правилу, определенному проектом закона, эти споры рассматриваются судами в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном российским законодательством. К ним, в частности, отнесены споры о нарушении исключительного права на фирменное наименование; заключении и исполнении договора коммерческой концессии на использование фирменного наименования; предоставлении правовой охраны фирменному наименованию». [3]
В административном порядке споры могут рассматриваться, только если каким-либо законом будет специально установлен такой порядок.
Возвращаясь к вопросу об ответственности, следует указать, что законопроект устанавливает дополнительные средства гражданско-правовой защиты. Помимо требований о прекращении нарушения или взыскания причиненных убытков она может быть осуществлена путем публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего, а также путем удаления с товара или его упаковки, иного материального носителя незаконно используемого фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, и (или) уничтожения изготовленных изображений фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения, либо изъятия товара или иного материального носителя из гражданского оборота в случае невозможности удаления с него незаконно используемого фирменного наименования или обозначения, сходного с ним до степени смешения.
Законопроект содержит статью, посвященную правам иностранных обладателей фирменных наименований. В соответствии с ней они пользуются предусмотренными законом правами наряду с обладателями фирменных наименований Российской Федерации. Это обеспечивается либо положениями международных договоров Российской Федерации, либо в силу реализации принципа взаимности с той или иной страной.
В статье, посвященной переходным положениям, установлено, что закон применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу. Если к моменту вступления закона в силу правоотношения уже существовали, то закон будет применяться к тем правам и обязательствам, которые возникнут после вступления его в силу. [2]
Кроме того, специально указано, что юридические лица, зарегистрированные до вступления закона в силу, обязаны в течение шести месяцев со дня вступления его в силу привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями, установленными этим законом к фирменному наименованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фирменным наименованием признается наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, под которым оно выступает в коммерческом обороте.
Это наименование - обязательный атрибут учредительных документов названных юридических лиц.
Общие правила о фирменном наименовании установлены статьями 54 и 138 ГК РФ. Специальные правила предусмотрены в статьях ГК РФ, регулирующих образование отдельных юридических лиц (например, ст.69 п.3, ст.82 п.4, ст.95 п.2, ст.116 п.3 и др.), а также в законах об образовании и деятельности хозяйственных товариществ и обществ.
Содержание фирменного наименования должно отвечать определенным требованиям. В его структуру включены две основные составляющие: сведения об организационно - правовой форме юридического лица, объем которых конкретизируется в соответствующих нормативных актах (в частности, для определенных видов организаций требуется указание предмета деятельности, других характеристик), и собственно наименование. Наряду с полным фирменным наименованием допускается также сокращенная форма наименования в виде логотипа и т.п.
Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица отнесено ГК РФ к объектам интеллектуальной собственности. Исключительное право на охраняемое фирменное наименование действует на всей территории РФ. В качестве такого наименования может быть использовано любое оригинальное слово или словосочетание за установленными изъятиями, касающимися, например, таких наименований, как Россия, Российская Федерация, Москва и образованных на их основе слов, и словосочетаний, применение которых требует соблюдения специальных правил либо вообще запрещено.
Главное требование к фирменному наименованию - обладание отличительными признаками, исключающими смешение его правообладателя в хозяйственном обороте с другими коммерческими организациями и предпринимателями, осуществляющими аналогичную деятельность.
В противном случае фирменное наименование не может выполнять свою основную функцию - средства индивидуализации юридического лица.
Вместе с тем следует иметь в виду, что исключительное право юридического лица на фирменное наименование ограничивается предметом его деятельности. Следовательно, организации, занятые в различных областях хозяйственной деятельности или выпускающие различную продукцию, могут выступать в обороте под одним и тем же наименованием.
В целях более полной защиты фирменного наименования (практика тому подтверждение) оно может быть одновременно и защищено как товарный знак в качестве словесного знака - логотипа, повторяющего фирменное наименование, и включено в состав охраняемого товарного знака. Последний имеет более надежную защиту, поскольку его регистрация предусматривает обязательную проверку на новизну, которая включает сравнение со всеми тождественными и сходными до степени смешения обозначениями, охраняемыми на территории России.
Фирменное наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, определяется в его учредительных документах и регистрируется путем включения в Государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации самого юридического лица (ст.51 п.1 ГК РФ).
Исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица и действует на всей территории РФ (прекращается с его ликвидацией).
Следовательно, проводимый контроль новизны фирменного наименования (до принятия закона о регистрации юридических лиц и создания единого Государственного реестра) не исключает регистрацию тождественных или сходных фирменных наименований разными хозяйствующими субъектами, например, в Самаре и в Москве.
В этой ситуации возможна коллизия между правами на зарегистрированные фирменные наименования, принадлежащими различным фирмовладельцам, занимающимся аналогичной хозяйственной деятельностью.
Для разрешения возникшей коллизии следует исходить из общего принципа охраны исключительных прав, в данном случае защиты преимущественного приоритетного права на то наименование, которое было зарегистрировано ранее.
Особый режим использования фирменных наименований (в отличие от товарных знаков) выражается в том, что передача права на фирменное наименование другим лицам не допускается, за исключением случаев, установленных ГК РФ (ст.1027, 1031).
Такая санкция прямо не предусмотрена действующим законодательством. В соответствии со статьей 54 пункт 4 ГК РФ правообладатель может потребовать прекращения неправомерного использования принадлежащего ему фирменного наименования и возмещения причиненных ему убытков. Приведенное положение конкретизирует общие правила о защите гражданских прав, установленные статьей 12 ГК РФ. Вместе с тем не вызывает сомнения, что лицо, обязанное судом прекратить использование зарегистрированного им фирменного наименования, должно совершить все необходимые для этого действия, и прежде всего внести соответствующие изменения в свои учредительные документы, что должно быть отражено в регистрационном реестре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- России. ( 12.12.1993) (с , Законами РФ о к РФ от N 6-ФКЗ, от N 7-, от N 2-ФКЗ, от N 11-) // Плюс г.
- Гражданский (части , и ) (с изм. и доп. от 03.08.2018 г.) // обращения г.
- Гришаев С.П. Наименование места происхождения товаров// Законодательство. – 2015. – № 1. – С. 21.
- Бузанов В.Ю. Генезис фирмы в российском праве // Журнал российского права. – 2016. – № 6. – С. 45.
- Тимонин Д.А. О сущности фирменного наименования // Юрист. – 2015. – № 5. – С. 23.
- Закурдаева О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. – 2016. – № 11. – С. 24.
- Гришаев С.П. Правовая охрана фирменных наименований // Законодательство. – 2015. – № 9. – С. 24.
- Тимонин Д.А. Возникновение права на фирменное наименование: исторический аспект // История государства и права. – 2016. – № 6. – С. 24.
- С.А Соотношение и реституции как защиты прав. / // Хозяйство и . 2015. - № 5.
- Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении. Практические вопросы. / К.И.Скловский // Юрист. 2017. - №5.
- Вельяминов,Г. М. Международное экономическое право и процесс: Академический курс: учеб. / Г. М. Вельяминов. - М.: Волтерс Клувер, 2014. - 496 с
- Клейменова,М. Нормативное регулирование защиты права на фирменное наименование / М. Клейменова // ИС. Промышленная собственность. - 2016. - № 2. - С. 25 - 33.
- Белова,Д. А. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений в Российской Федерации: дисс. канд. юрид. наук / Д. А. Белова. - М., 2014. - 184 с.
- Волков,А. В. Гражданско-правовая санкция за нарушение запрета злоупотребления правом / А. В. Волков // Законы России: опыт, анализ, практика.-2016.-N9.-С. 97-103
- Кудаков, А. Д. Ценные мысли: Инновации и интеллектуальная собственность для физиков и других не юристов / А. Д. Кудаков. - М.: Ленанд, 2014. - 248с.
- Еременко,В. И. О правовой охране фирменных наименований в России / В. И. Еременко // Законодательство и экономика. - 2016. - N 5. -С. 18-28.
- Городов, О. А. Недобросовестная конкуренция: Теория и правоприменительная практика / О. А. Городов. - М.: Статут, 2015. - 216с.
- Громорушкин, С. А. Совершенствование правовой охраны фирменных наименований // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2017. - № 12. - С. 68 - 77.
- Вацковский, Ю.Ф. Доменные споры. Защита товарных знаков и фирменных наименований / Ю. Ф. Вацковский. - М.: Статут, 2014. - 100 с.
- Сергеев,А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник / А. П. Сергеев. - М.: Проспект, 2014. - 752 с.