Файл: Личностные деформации стрессового типа (Теории и модели психологического стресса).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2.2 Нарушение адаптационных механизмов
2.3 Изменения психических процессов при стрессе
2.6 Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса
2.7 Стресс и психология терроризма: суть, виды, причины возникновения
2.8 Суицидальное поведение как проявление стресса
Общий анализ исследований психологического стресса в современной психологии позволил выделить следующие теоретические модели рассмотрения психологического
стресса:
- Бихевиоризм рассматривает психологический стресс через понятия обратной связи, так стресс, в первую очередь, характеризуется как результат взаимодействия личности и среды.
- В когнитивном направлении психологический стресс детерминированное когнитивными, личностными и поведенческими характеристиками, принимающее форму динамического процесса.
- Деятельностный подход видит истоки психологического стресса не внутри субъекта и не во внешних стрессовых факторах, а в деятельности, опосредующей связи личности с миром. Процесс совладания с психологическим стрессом описывается как деятельность, обусловленная уровнем развития сознания и жизненного мира человека.
- Системный подход изучает феномен психологического стресса как системное явление, представленное взаимодействием основных функционирования индивида. Наряду с этим рассматривается и деятельность, в которой осознанная, субъектная позиция в выборе стратегий поведения, приводит к успешному совладанию со стрессом и свидетельствует о личностном развитии.
- В гуманистической и экзистенциальной психологии психологический стресс рассматривается через проблему смысла напряжения и тревоги в бытии человека. Стресс рассматривается с его позитивных сторон, то есть с точки зрения его значения для развития и становления личностной зрелости. В преодолении стресса особое внимание уделяется необходимости «расширения, раскрытия границ восприимчивости и переживаний», ценности творчества, созидания человеком самого себя и пр.
Важное проявление стрессовых симптомов недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности. Замечая за собой негативные чувства или проявления, человек винит себя, у него снижается как профессиональная, так и личная самооценка. Он начинает переживать чувство собственной несостоятельности, безразличие к работе, а возможно, и утрату прежде значимых для него жизненных ценностей.
Поэтому, диагностика личностных качеств, клиента и совместный анализ выявленных параметров, может послужить первым этапом профилактической и коррекционной работы. Понятия «анализ», «самоанализ», «изучение личности» в последнее время стали заменяться единым термином - «диагностика». В психологическом словаре, психодиагностика определяется как психологии, которая разрабатывает методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности». Основными психодиагностическими средствами практического психолога являются наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, опрос.
Наблюдение - один из основных методов, заключающийся в систематическом и целенаправленном восприятии объектов, ситуаций, явлений. Цель наблюдения – изучение явлений и объектов, их изменений в зависимости от определенных условий и установление причин или смысла происходящих изменений. Наблюдение один из наиболее субъективных методов, и его результаты зависят от состояния, личностных качеств, ценностных ориентации, стереотипов, а также от опыта и уровня квалификации психолога-наблюдателя. При соблюдении следующих правил наблюдение можно сделать более объективным:
- четко установить цель и задачи наблюдения (например, целью может быть наблюдение за взаимодействием воспитателя детского сада с детьми группы, а задачей - наблюдение за особенностями взаимоотношений в различных педагогических ситуациях или режимных моментах);
- теоретически подготовиться к наблюдаемой ситуации (знать возрастные нормы, индивидуальные особенности и т. п.);
- разработать систему фиксации (особые знаки, сокращения) наблюдаемых явлений;
- разработать систему измерения и интерпретации наблюдаемых явлений. Измерения, как правило, проводятся по частоте проявления отдельных явлений, их длительности, интенсивности;
- обобщения и выводы производить после многократных наблюдений за сходными ситуациями, подтверждать результаты другими методами исследований.
Анкетирование - процесс получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации, представляющей опросный лист для ответов на заранее составленные вопросы. Вопросы для анкеты составляются самим психологом или группой специалистов.
К формулировке вопросов предъявляется ряд требований:
вопрос должен быть конкретным, не требующим обобщений, вычислений, воспоминаний;
- формулировка вопроса не должна включать в себя более 11 слов;
- вопрос не должен содержать длинных вводных фраз, незнакомых слов, речевых штампов;
- нельзя включать деликатные, интимные, тенденциозные вопросы или вопросы о фактах поведения;
- вопрос не должен содержать готового варианта ответа (или все варианты ответов или ни одного).
Опросник - вид анкеты, составленный для изучения и оценки отдельных свойств и проявлений личности. Отличительной особенностью опросника является наличие заранее составленных вариантов ответов на каждый вопрос. Результаты опросников, как правило, переводятся в особые стандартизированные баллы, что дает возможность сравнивать опрашиваемых друг с другом или с заранее установленной нормой.
Тестирование выступает в качестве одного из основных методов психологической диагностики, позволяющих получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых психологических свойств и состояний личности, необходимых теоретических знаний, практических умений и навыков.
Как к методу точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования: валидность, надежность, достоверность, социокультурная адапти рованность теста, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, ограниченное время выполнения тестовых заданий, тестовая норма.
Диагностика стрессовых симптомов и состояний должна быть направлена собственно на определение стресс-факторов и стрессогенных ситуаций, измерение уровня стресса и выявление лиц, переживающих выгорание. Она должна осуществляться психологами с соответствующей подготовкой и высокой степенью соучастия. По мнению специалистов стресс-менеджмента, на этапе диагностики необходимо:
- создать шкалы жизненных и профессиональных стрессов;
- разработать формы и способы определения симптомов хронической усталости или
- невротических расстройств;
- выявить лиц с наибольшей предрасположенностью к выгоранию;
- произвести «инвентаризацию» симптомов выгорания у руководителей разного уровня и у персонала, подвергающегося продолжительным воздействиям стресс-факторов на рабочем месте;
- периодически осуществлять аудит организационного стресса в различных подразделениях организации/корпорации; выявлять подразделения или рабочие места с наибольшим уровнем стресса и риском выгорания.
Применение тестов всегда связано с выполнением определенных этапов тестирования.
Обычно их выделяют три:
- выбор методики,
- непосредственный процесс тестирования,
- интерпретация результатов исследования.
1. Этап выбора методики обследования. Выбор тестовой методики зависит от целей и задач, которые ставит психолог в своей психодиагностической работе; адекватности психологической теории, в рамках которой работает психолог; возможности исследования особенностей проявления психических свойств, состояний; информативности и соотношения различных взаимодополняющих друг друга методов; соответствия возрастным и другим условиям. Методы психодиагностики, используемые для исследования учителей, воспитателей, должны быть личностно и социально-ориентированными, жизненно значимыми, учитывали их образовательные роли, не отнимали слишком много времени, были предпочтительно индивидуальными.
Если цель тестирования - помощь в активизации личностных потенций профессионального роста личности, то задачи предстоящей работы могут быть следующими:
- выявление резервов внутренней активности, ценностных ориентации, мотивов
- деятельности, самооценки;
- выявление внутренних конфликтов, причин затруднений, защитных механизмов;
- помощь в осознании собственных возможностей и потребностей, принятие
- профессиональной деятельности как наиболее целесообразной, рациональной сферы
- самореализации;
- помощь в самооценке, саморегуляции психических состояний и т. п.
2. Непосредственное тестирование. Специалисты отмечают, что существуют
определенные строгие правила, которые следует соблюдать при проведении тестирования:
1. Подробное знакомство с тестовой методикой.
2. Оценка соответствия теста общеустановленным требованиям: валидность, надежность, адаптированность, достоверность.
3. Оценка соответствия теста поставленным целям.
4. Проверка теста на самом себе или другом человеке.
5. Установление положительного эмоционального контакта и мотивации на выполнение тестового задания.
6. Проведение тщательного инструктажа для испытуемых, разъяснение целей и задач тестирования, результатов, которые могут быть получены и их использования.
7. Контроль за самостоятельной работой испытуемых, соблюдением инструкций.
8. Наблюдение за поведением обследуемого в ходе выполнения задания (движения, мимика, пантомимика, тембр голоса, темп речи, словарь) дает возможность дополнить психологической информацией данные, полученные непосредственно в результате обследования.
3. Интерпретация результатов психодиагностического исследования. Необходимо отметить, что каждая тестовая методика должна сопровождаться обоснованной и выверенной программой обработки и интерпретации результатов тестирования. Если такая программа отсутствует, применение данной методики недопустимо.
Цель анализа и интерпретации данных - дать по возможности наиболее точную оценку свойствам, состоянию и уровню психического развития, достигнутого индивидом или группой. Интерпретация диагностических данных может осуществляться либо как процесс количественной оценки, когда полученные результаты сравниваются с определенной нормой, либо в виде качественного анализа, при котором полученные данные сравниваются
с рядом эталонов, значение которых точно определено (к примеру, установление корреляционных связей между различными показателями психологических свойств личности).
Интерпретация результатов исследования имеет следующие уровни: непосредственный - это формальная оценка результата исследования по определенному критерию сразу после работы испытуемого с методикой; опосредованный - более сложный уровень, когда полученные данные включаются в сложную систему интерпретации, где сопоставляются разные теоретические подходы для анализа полученных результатов.
Психологические методики субъективной оценки состояния и личностных характеристик – это опросники личности, предназначенные для получения данных со слов испытуемых.
Среди личностных характеристик, влияющих на эффективность адаптации, на первом месте, по мнению многих авторов, стоит тревожность.
Ч. Д. Спилбергер различает три различные понимания тревоги: тревога как преходящее состояние; тревога как сложный процесс, включающий компоненты стресса и угрозы; а также тревога (тревожность) как личностное свойство. По Спилбергеру, стресс порождает состояние тревоги. Л. И. Афтанас считает, что тревожность – черта личности, которая характеризует устойчивую степень выраженности восприятия угрозы своему «Я» в различных ситуациях и склонность реагировать на них усилением состояния тревоги.
Тревога – результат возникновения или ожидания фрустрации и облигатный механизм психического стресса; сигнал, свидетельствующий о нарушении адаптации и активирующий адаптивные механизмы. Л. Е. Панин и В. П. Соколов рассматривают тревожность как свойство личности, тесно связанное с ее устойчивостью к стрессовым ситуациям, как форму адаптации организма в условиях острого или хронического стресса.
Для определения тревожности как личностного качества чаще всего пользуются Шкалой ситуативной (реактивной) и личностной тревожности Ч. Спилбергера в адаптации Ю. Л. Ханина и Личностной шкалой проявления тревоги Дж. Тейлор в адаптации Т. А.
Немчина и В. Г. Норакидзе. Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера позволяет дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. Субъективно реактивная тревожность переживается как нервозность, напряжение, озабоченность, беспокойство.
Для определения личностных характеристик испытуемых психологи используют:
1) многофакторные методики, дающие возможность оценить и другие свойства личности, такие как:
а) опросник СМИЛ (MMPI) позволяет получить широкий спектр компонентов личности, таких как: мотивационную направленность, самооценку, стиль межличностного взаимодействия, черты характера, когнитивный стиль, тип реагирования на стресс, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, и др.;