Файл: Личностные деформации стрессового типа (Теории и модели психологического стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сегодня понятие стресса широко используется в разных областях знаний, интегрируя большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями, последствиями и воздействий внешней среды, конфликтами, сложнейшими производственными задачами, взрывоопасными ситуациями, глобальным экономическим кризисом, серьезными политическими и культурными проблемами.

Проблема стресса является одной из наиболее острых и, в то же время, мало изученных. Всемирная Организация Здравоохранения сравнивает стресс с эпидемией, охватившей все человечество. Из-за психических расстройств за последнее время на 13% возросло число инвалидов. Если не будут приняты соответствующие меры, то к 2020 году будет парализована экономическая жизнь как развитых, так и развивающихся стран[1].

В России ситуация осложняется увеличением числа невротических расстройств, связанных с алкоголизмом, бедностью и стрессами на работе. На сегодняшний день, в России нет точной статистики, но по приблизительным оценкам 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения - в состоянии сильного стресса.

    1. Научные концепции стресса

Стресс как как феномен объединяет в себе широкий круг явлений: психофизиологических, личностных, социальных и др. Существует ряд теорий и моделей стресса, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих. Во второй половине XIX века французский физиолог Клод Бернар впервые четко указал, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды. По утверждению учёного «постоянство внутренней среды служит условием свободной и независимой жизни».

Автором первоначальной концепции стресса стал канадский физиолог Ганс Селье. Основное содержание его теории может быть обобщено в ряде ключевых положений:

  • Все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего баланса или равновесия функционирования своих систем. Сохранение внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомеостазиса. Поддержаниегомеостазиса является жизненно необходимой задачей организма.
  • Стрессоры нарушают внутреннее равновесие;
  • Организм реагирует на любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифическим физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной;
  • Развитие стресса и приспособление к нему проходит несколько стадий. Время течения

и перехода на каждую стадию зависит от уровня резистентности организма, интенсивности и длительности воздействия стрессора;

  • Организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей предупреждению и купированию стресса, следовательно их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Стресс рассматривается, прежде всего, с позиций физиологической реакции организма на физические, химические и органические факторы (раздражители). По мнению физиологов при действии на организмы разнообразных раздражителей (бактериальных инфекций, травм, высокой и низкой температур, нервно-эмоционального потрясения и т.д.) наблюдаются не только специфические реакции, но и стандартная неспецифическая реакция. Эта реакция была оценена учёным как адаптивная, направленная на сохранение постоянства состава внутренней среды.

В 1936 г. обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать гипотезу о существовании общего адаптационного синдрома, получившего впоследствии название «стресс».

Общий адаптационный синдром - это усилие организма, направленное на приспособление к изменившимся условиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальных механизмов защиты.

Г. Селье предложил описание общего адаптационного синдрома, выделив его основные стадии:

  1. стадия тревоги (организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и

старается приспособиться к нему);

  1. стадия резистентности (происходит адаптация к новым условиям);
  2. стадия истощения (истощение «адаптационной энергии»)

Согласно данной теории, на всех стадиях ведущая роль принадлежит коре надпочечников, усиленно синтезирующей стероидные гормоны – глюкокортикоиды, которые выполняют адаптивную функцию.

Неспецифический адаптивный синдром, по мнению Г. Селье, имеет две формы: эустресс («полезный» стресс), дистресс (вредоносный стресс).

Также в своей концепции автор предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. «Поверхностная» - доступна сразу, по первому требованию и восполнима за счет другой – «глубокой». Последняя мобилизуется путем адаптационной перестройки гомеостатических механизмов организма. Ее истощение необратимо и ведет к гибели или к старению.

Под влиянием взглядов Г. Селье сформировалось значительное количество исследований, в которых основное внимание учёных фиксировалось на физиологических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых теорий и моделей, отражающих общебиологические, физиологические, психологические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития. Механизмы регуляции и пр. В работах современного исследователя проблемы психологического стресса В.А.Бодрова [2] предложена следующая классификация существующих основных подходов и моделей стресса: Генетически-конституциональная теория, суть которой сводится к положению, что способность организма сопротивляться стрессу зависит от предопределенных защитных стратегий функционирования вне зависимости от текущих обстоятельств. Исследования в данной области являются попыткой установить связь между генетическим складом и некоторыми физическими характеристиками, которые могут снизить общую индивидуальную способность сопротивляться стрессу.Модель предрасположенности к стрессу – основана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних факторов среды. Она допускает взаимное влияние предраспологающих факторов и неожиданных, сильных воздействий в развитии реакций напряжения.


Психодинамическая модель, основанная на положениях теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства:

а)сигнализирующая тревога (возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности);

б) травматическая тревога (развивается под воздействием бессознательного, внутреннего источника). Для описания результирующих симптомов этого состояния З.Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».

Модель Н.G. Wolff, согласно которой автор рассматривал стресс как физиологическуюреакцию на социально-психологические стимулы и установил зависимость этих реакций от природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведения индивида,

определенности ситуации и отношения к ней. Междисциплинарная модель стресса. По мнению авторов, стресс возникает под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у большинства индивидов или отдельных их представителей и приводит к ряду физиологических, психологических и поведенческих реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и приводящих к высшим уровням функционирования и новым возможностям регулирования.

Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отражают взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния напряжения в отношениях, сопровождающих групповые процессы. Основные причины напряжения связаны с необходимостью членов общества подчиняться его социальным нормативам.

Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой модели, является понятие и механизмы адаптации, которая определена автором как способ, которым индивид борется с ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией, и которая имеет два проявления:

1) преодоление (coping) – борьба с ситуацией,

2) защита (defence)– борьба с чувствами, вызванными ситуацией. Преодоление, «совладение» ситуацией определяется целенаправленным поведением и способностями в принятии индивидами адекватных решений при встрече с жизненными задачами и требованиями.

Стресс как поведенческие реакции на социально-психологические стимулы. Модель физиологического стресса (автор Н. Selye, модификация В.P. Dohrenwend) рассматривает стресс как состояние организма, в основе которого лежат как адаптивные, так и не адаптивные реакции. В числе стрессорных факторов, нарушающих (разрушающих) или угрожающих подорвать обычную жизнь индивида выделяются прежде всего социальные (например, экономические или семейные неудачи). Эти социально психологические стимулы, по мнению авторов не всегда являются негативными, а значит, не всегда ведут к объективному кризису.


Системная модель стресса отражает понимание процессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне системной саморегуляции и осуществляется путем сопоставления текущего состояния системы с его относительно стабильными нормативными значениями.

Интегративная модель стресса. Центральное место в модели занимает проблема, требующая от человека принятия решения. Возникновение проблемы (трудностей с ее решением) сопровождается напряжением функций организма, – если проблема не решается, напряжение сохраняется или даже нарастает – развивается стресс. По мнению авторов способности человека в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда факторов:

1) ресурсов человека – его общих возможностей по разрешению различных проблем,

2) личного энергетического потенциала, необходимого для решения конкретной проблемы,

3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения,

4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему,

5) типа выбранного реагирования – защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяет выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

    1. Теории и модели психологического стресса

В истории развития представлений о стрессе Р. Лазарус первым предложил не только отделять психологический стресс от физиологического, но и рассматривать его как особую трансакцию (взаимодействие) между человеком и средой. По мнению учёного изучение стресса как психологического явления отмечается там, где авторы применяют такие психологические понятия, как тревога, фрустрация, защитная реакция, конфликт.

Современный исследователь В.А. Бодров предлагает следующее определение: «психологический стресс – это функциональное состояние организма и психики, которое характеризуется существенными нарушениями биохимического, физиологического, психического статуса человека и его поведения в результате воздействия экстремальных факторов психогенной природы (угроза, опасность, сложность или вредность условий жизни и деятельности)».[3]

Решающим фактором, определяющим механизмы формирования этого психологического состояния, является не столько объективно существующая опасность, трудность ситуации, сколько её субъективная, личная оценка человеком. Следовательно, анализ психологического стресса требует учёта таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, её интенсивность и продолжительность, когнитивные процессы, личностные особенности. В целом, психологический стресс характеризуется включением сложной иерархии психических процессов, опосредующих влияние стрессора или стрессогенной ситуации на организм человека. При этом выделяются разные по качеству (например, импульсивная, тормозная, генерализованная) и (или) степени выраженности (например, реакции тревоги разной степени) виды ответной реакции. Наиболее типичными из них являются изменения в протекании познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), в эмоциональных реакциях, изменении мотивационной структуры деятельности, нарушениях двигательного и речевого поведения вплоть до его полной дезорганизации.


По мнению Л. А. Китаева-Смык специфическим и интегральным показателем характера ответа на воздействие является изменение поведения. Автор выделил две наиболее общие формы изменений поведенческой активности при кратковременных, но достаточно интенсивных стрессовых воздействиях: активно-эмоциональная, направленная на удаление экстремального фактора (агрессия, бегство), и пассивно-эмоциональная, проявляющаяся в ожидании окончания воздействия экстремального фактора (уменьшение активности, снижение эффективности защитных действий).

Анализируя структуру развития психологического стресса и проясняя его особенности важно обратить внимание особое внимание на такую опосредующую переменную как угроза. По сути, угроза представлена для личности в виде сведений, символов, предвосхищающих будущее столкновение человека с какой-то опасной для него ситуацией. Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуации и отношением к ней, осуществляются на основе преобразования текущей и прошлой информации об особенностях неблагоприятного события, предвосхищения характера его развития и проявления.

Различаются три типа стрессовых оценок:

  1. травмирующая потеря, утрата (реальная или ожидаемая) чего-либо, что имеет большое

личное значение (смерть супруга, потеря работы и т. п.);

  1. угроза воздействия, которая требует от человека способностей (возможностей),

превышающих те, которыми он владеет;

  1. сложная задача, проблема, ответственная и потенциально рискованная ситуация.

Особенность психологического стресса заключается и в том, что он может развиваться под воздействием не только реальных, но и вероятностных событий вызывая тревогу и страх у человека. Например, если во время полета на самолете человек испытал удушье, то одна мысль о предстоящем полете может вызвать у него сильную эмоциональную реакцию. Таким образом, на развитие психологического стресса влияет множество личностных факторов, важнейшими из которых являются:

  • эмоциональная стабильность личности;
  • локус контроля личности;
  • опыт преодоления подобных стрессовых ситуаций в прошлом;
  • особенности мышления, влияющие на восприятие стрессовой ситуации;
  • готовность человека обратиться за социальной поддержкой и др.

Личностные ресурсы в значительной степени определяются способностью к

построению интегрированного поведения, что позволяет даже в условиях фрустрационной напряженности сохранить психологическую устойчивость, соразмерно учитывать собственные потребности и требования окружения, соотносить немедленные результаты и отсроченные последствия тех или иных поступков и пр.