Файл: Личностные деформации стрессового типа (Теории и модели психологического стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 246

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологические и психофизиологические исследования стресса разного характера и разной продолжительности позволили ученым выделить ряд форм адаптационной активности, которые можно рассматривать как субсиндромы стресса. При длительном течении стресса его субсиндромы могут чередоваться, повторяться или сочетаться друг с другом при поочередном доминировании отдельных симптомов. В условиях, когда на человека длительно действуют предельно-переносимые стресс-факторы, эти субсиндромы один за другим в определенном порядке становятся фазами развития стресса. Дифференциация этих субсиндромов становится возможной благодаря тому, что в ходе развития стресса при определенных условиях они становятся ярко выраженными и заметными как разные формы адаптационной активности. Можно увидеть, что при стресс-факторах, оцениваемых субъективно как максимально переносимые, смена манифестированных субсиндромов стресса свидетельствует о последовательном переходе от доминирования субсиндрома, знаменующего относительно низкий функциональный уровень адаптации, к субсиндрому, симптомы которого говорят о мобилизации иерархически более высокого уровня адаптации.

Сегодня выделены следующие субсиндромы:

✓ эмоционально-поведенческий синдром.

✓ вегетативный синдром (субсиндром превентивно-защитной вегетативной активности).

✓ когнитивный субсиндром (субсиндром изменения мыслительной активности при стрессе).

✓ социально-человеческий субсиндром (субсиндром изменения общения при стрессе).

Такое деление субсиндромов стресса условно. В данном случае выбраны преимущественно человеческие основания для анализа проявлений стресса, возникающих при относительно постоянном уровне субъективной экстремальности стрессора. Иные особенности стрессора либо иные основания анализа развития стресса просто приведут к другому структурированию феноменов его развития.

2.3 Изменения психических процессов при стрессе

Если говорить об изменениях психических процессов и социальнопсихологических функций при стрессе, то сразу следует отметить в качестве одного из первых проявлений возникновение экстатичной, либо дискомфортной окраски мысленных образов, представлений, намерений и т. д. под воздействием эмоций. Следует сказать, что и дальнейшее увеличение глубоких стрессовых изменений мышления, как правило, взаимосвязаны с эмоциями, сопряженными со стрессом. Можно отметить три типа изменения мышления:


– активизация мышления с адекватным отражением действительности в сознании субъекта;

– гиперактивизация мышления; «уход» от решения стрессогенных проблем.

Первый тип изменения мышления в большинстве случаев может проявляться в виде активизации дискурсивно-логического мышления. Может усиливаться интегративное осмысление информации, которой располагает субъект о текущем моменте, извлекаемой из фондов памяти как продукта ассоциаций и представлений, или дезинтегративное (дифференцирующее) осмысление такой информации. В первом случае происходит своего рода композиционная концептуализация стрессогенной ситуации – это приводит к возникновению в сознании сравнительно упрощенного схематизированного представления о ситуации с выделением главных, по мнению субъекта, аспектов и отсеиванием субъективно-малозначительных.

Во втором случае у человека при стрессе расширяется сфера осмысленной информации, поступающей к индивиду в текущий момент, извлекаемой из памяти. Оба вида стрессовой активизации мышления имеют адаптационно-защитное значение и направлены на обладание стрессогенной ситуацией.

Можно классифицировать активизацию мыслительных процессов при стрессе по направленности интересов личности: «вовне» или «в себя». Активизация первого вида – повышение интенсивности анализа стрессогенной обстановки в поисках выхода из экстремальной ситуации (социально положительная), только для себя, в ущерб другим, поиски способа мести (социально отрицательная). Активизацию мышления второго вида можно подразделить на положительную. углубить «в себя», которая сопровождает интенсификацию решения актуальных задач, творческую активность, обострение интуиции и т.д.; отрицательную; с «уходом» от решения стрессогенных проблем.

Развитие стрессовых трансформаций мышления может привести либо к «уходу» от решения стрессогенных проблем, либо к возникновению инсайтных форм мышления – переход от дискурсивно-логического к инсайтному мышлению опосредуется стадией мыслительной растерянности, эмоциональной подавленности и пр, что можно рассматривать как стадию «псевдоухода» от решения стрессогенной проблемы. Такая стадия необходима для возникновения мыслительного озарения, инсайтного решения задачи, казавшейся неразрешимой. Гиперактивацией мышления могут быть обусловлены навязчивые мысли и образы, возникающие при стрессе, бесплодное фантазирование в экстремальной ситуации и др. Со стрессовой гиперактивностью мышления связывают «гипернастороженность», проявляющуюся в виде бессонницы, боязливости. Ментальная стрессовая гиперактивность часто сопряжена с возрастанием в экстремальной ситуации гиперэмоциональности, гиперподвижности. Могут возникнуть неблагоприятные социально-психологические концепты: обидчивость, вспыльчивость, недоверчивость или, наоборот, избыточная доверчивость. После прекращения действия экстремальных факторов люди вспоминают эти негативные мыслительные акции, оценивая их как неадекватные имевшейся ситуации и неуместные.


«Уход» от решения стрессогенных проблем – «замещение» их решения решениями «побочных проблем», не имеющих отношения к стрессогенной проблеме разные формы уменьшения активности мышления. «Замещающее» действие, может, во-первых, уменьшать сформированную психологическую установку индивида к совершению неблагоприятного действия, во-вторых, побуждать индивида к позитивным действиям. Не разрешая критической проблемы, порождающей стресс, не уменьшая внешнего стресс-фактора, замещающее действие и мыслительная активность, связанная с ним, уменьшают предрасположенность субъекта к стрессу, снижают эффект внутреннего стресс-фактора. «Уход» от решения стрессогенных проблем, от борьбы со стрессором может происходить и путем уменьшения мыслительной активности – в чрезвычайных для субъекта ситуациях это может происходить за счет некоторых физиологических механизмов. Чрезвычайные стрессоры могут вызвать нарколепсии[16], обморочные состояния, и важную роль в возникновении этого играют физиологические процессы. Уменьшение умственной активности при стрессе может происходить в форме, которая воспринимается интерактивно как «застопорен-ность» мыслей, невозможность сдвинуться вперед по пути обдумывания проблемы.

При длительных экстремальных воздействиях могут возникнуть неблагоприятные проявления мыслительной активности, направленной «в себя», в виде снижения субъективной значимости контактов с реальным пространством и времени, со снижением производства полезной продукции. При этом возможны симптомы обеднения, распада личности. Человек начинает думать о прошлом больше, чем о настоящем, или мечтает о будущем, не делая ничего для достижения предмета мечтаний.

Стресс, возникший по причинам, не зависящим от общения, или даже когда сам акт общения оказывается стрессогенным, существенно меняет характер общения – может проявляться реальное многообразие его форм. Отличительной чертой общения при остром стрессе является эмоциональность, которая может резко усиливать или также резко подавлять активность взаимодействия, делать его приятным, желанным или мучительным, невыносимым. Стресс может пробуждать в людях гуманное отношение друг к другу или, наоборот, бесчеловечность. Можно выделить основные стадии развития общения, например, при групповой изоляции: ознакомления, дискуссий и ролевых ориентаций (не будем останавливаться на ней – это лежит, скорей, в области психотерапии или психокоррекции).

Вполне понятно: первое, что определяется человеком (и часто не вполне осознанно) – не опасно ли его социальное окружение и не требуется ли с его стороны мгновенных защитных действий. Второе – получение информации о перспективах развития общения в сложившихся стрессогенных условиях.


Вторая стадия развития общения при стрессе характеризуется увеличением интенсивности тех или иных проявлений общения или даже возникновением форм активного общения, несвойственных для данного человека вне экстремальных условий, т. е. при отсутствии у него симптомов стресса. Эта стадия развития общения иногда называется стадией личностной экспансии, подготавливающей установление ролевого статуса. Интенсификация общения, характерная для этой стадии, направлена на оптимизацию исходной социальной позиции для получения или захвата желаемой престижной социальной роли. Как правило, осознаваемая меркантильность при этом отсутствует. Направленность этой своеобразной экспансии, ее цель, «самовозрастание» интенсивности общения почти совершенно не осознается общающимися субъектами.

По окончании стадии личностной «экспансии» ролевые функции общающихся относительно стабилизируются. Это уже новая стадия развития при стрессе. Стабилизация ролевого статуса может происходить в эмоциональном плане монотонно или сопровождаться аффектами актами общения, как с положительной, так и отрицательной эмоциональной окраской.

2.4 Профессиональный стресс

Профессиональный стресс можно попытаться определить как многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную трудовую ситуацию. Такой подход позволяет выделить следующее:

1) определить, какие изменения (параметры) данного феномена соответствуют рассматриваемому виду трудовой деятельности;

2) выявить «желательные области» (как с точки зрения субъективных, так и объективных реакций рабочего) в каждом из исследуемых измерений;

3) стандартизировать отклонения, с тем, чтобы соотнести реакции в каждом из изучаемых измерений. В идеале эти отклонения отразят паттерны реагирования, а также величины и длительность этих отклонений;

4) определить «вес» каждого из исследуемых измерений

Главным в исследованиях профессионального стресса сегодня является понятие контроля (то есть оценки и коррекции) способов и результатов профессиональной деятельности. Так, существует гипотеза о том, что переживание стресса возникает при взаимодействии между двумя факторами – ответственностью и контролем («широта работы» и «психологические требования»). Высокую напряженность имеет такая работа (профессия), в которой индивид при большой ответственности имеет недостаточный контроль за способами и результатами выполнения заданий. «Активные» профессии предъявляют большие требования, но также дают большую степень контроля (врачи, адвокаты, руководители). Есть и профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отдаленной по времени реализацией) – ученые, архитекторы, ремонтники – они считаются наименее стрессовыми. Пассивные профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля, но предъявляют и низкие психологические требования к работнику.


Существует ряд моделей профессионального стресса, среди которых наиболее известной является так называемая Мичиганская модель (и ее варианты), созданная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США). Эта модель стресса, вызванного социальным окружением, отражает особенности восприятия человеком факторов этого окружения и его реакций, а также возможные последствия влияния этого состояния на здоровье индивида.

Индивидуальные различия и элементы социального окружения могут изменять эти отношения.

Согласно другой модели источником стресса, как и в модели социального окружения, является объективная (реальная) ситуация, которая посредством механизма ее оценки воспринимается как субъективно отраженная. Эта оценка переходит в фазу принятия решения о проявлении специфической реакции, которой является, главным образом, сознательное поведение, а не сочетание поведенческих, физиологических и психологических реакций, как в модели социального окружения. Хотя эти две модели и согласуются между собой, они отличаются типом конечных результатов.

Общая модель профессионального стресса отражает содержание и характер взаимосвязи основных компонентов. В целом, факторы системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для здоровья и работы.

Представители когнитивного подхода считают, что рассогласование между требованиями деятельности и когнитивными ресурсами субъекта инициирует активность одного из управляющих контуров, обеспечивающих уменьшение рассогласования. Первый контур включает такие стратегии, как «работать напряженнее» (в краткосрочном, оперативном плане) или приобретение новых навыков (в долгосрочном плане). Это попытки активной адаптации – они направлены на снятие рассогласования с помощью управляющего решения усилить использование когнитивных ресурсов. Два других контура также направлены на снятие рассогласования, но путем изменения оценки уровня требований и (или) целей деятельности (второй контур) или управления внешними условиями труда (третий контур). Последнее возможно только для тех видов трудовой деятельности, где высок уровень субъективного контроля. Все эти три варианта регуляции стресса характеризуются различными уровнями затрат ресурсов. В первом случае (прямой когнитивный контроль) деятельность сохраняется на должном уровне ценой возросшего усилия и физиологической активности. Во втором (когнитивная переоценка) – стабильность психического состояния индивида достигается ценой снижения эффективности деятельности. В третьем (косвенный когнитивный контроль) эффективная деятельность может быть сохранена без дополнительных усилий путем, например, более целесообразного планирования или лучшей организации труда. В контексте этой модели напряженность определяется как затруднения в сохранении (удержании) целей деятельности и связана с использованием прямого когнитивного контроля. Напряженность возникает чаше всего при высокой нагрузке (когда усилия и так достаточно высоки), особенно в условиях, когда низкий субъективный контроль за деятельностью не дает свободы в выборе стратегии. Напряженность связана с активной поведенческой адаптацией и включает высокие субъективные усилия, активацию и компенсаторную регуляцию деятельности. При этом напряженность и усилия не тождественны.