Файл: Личностные деформации стрессового типа (Теории и модели психологического стресса).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
2.2 Нарушение адаптационных механизмов
2.3 Изменения психических процессов при стрессе
2.6 Развитие пограничных невротических состояний как следствие интенсивного переживания стресса
2.7 Стресс и психология терроризма: суть, виды, причины возникновения
2.8 Суицидальное поведение как проявление стресса
Немецкий психолог М.Буриш (1994) полагает, что развитие синдрома эмоционального выгорания идет таким образом: сначала возникают значительные энергетические затраты – как следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует отметить, что развитие эмоционального выгорания индивидуально и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. М. Буриттт выделяет следующие стадии или фазы.
1. Предупреждающая фаза
а) Чрезмерное участие:
• чрезмерная активность;
• отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;
• ограничение социальных контактов
б) Истощение:
• чувство усталости;
• бессонница;
• угроза несчастных случаев.
2. Снижение уровня собственного участия
а) По отношению к сотрудникам, пациентам:
• потеря положительного восприятия коллег;
• переход от помощи к надзору и контролю;
• приписывание вины за собственные неудачи другим людям;
• доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам – проявление негуманного подхода к людям.
б) По отношению к остальным окружающим:
• отсутствие эмпатии;
• безразличие;
• циничные оценки.
в) По отношению к профессиональной деятельности:
• нежелание выполнять свои обязанности;
• искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;
• акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.
г) Возрастание требований:
• потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;
• чувство переживания того, что другие люди используют тебя;
• зависть.
3. Эмоциональные реакции
а) Депрессия:
• постоянное чувство вины, снижение самооценки;
• безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.
б) Агрессия:
• защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;
• отсутствие толерантности и способности к компромиссу;
• подозрительность, конфликты с окружением.
4. Фаза деструктивного поведения
а) Сфера интеллекта:
• снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;
• ригидность мышления, отсутствие воображения.
б) Мотивационная сфера:
• отсутствие собственной инициативы:
• снижение эффективности деятельности;
• выполнение заданий строго по инструкции,
в) Эмоционально-социальная сфера:
• безразличие, избегание неформальных контактов;
• отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу;
• избегание тем, связанных с работой;
• самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.
5. Психосоматические реакции и снижение иммунитета
• неспособность к релаксации в свободное время;
• бессонница, сексуальные расстройства;
• повышение давления, тахикардия, головные боли;
• боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;
• зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.
6. Разочарование и отрицательная жизненная установка
• чувство беспомощности и бессмысленности жизни;
• экзистенциальное отчаяние.
Согласно М. Буришу, сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.
2.5 Стресс в семье
Переживание горя – процесс неизбежный в жизни каждого человека – это цена, которую мы платим за отношения с близким человеком, родными, добрыми друзьями, значащими для нас людьми. Процесс этот имеет личностный характер и множество индивидуальных особенностей, оттенков, частностей, но психологи все же выявляют общие типы реагирования на известие о беде, свершившейся или только приближающейся.
Сегодня нам известно, что горе – комплексный феномен, охватывающий эмоциональную и соматическую сферы, сферу повседневной деятельности и общения (где горе создает трудности адаптации, изоляцию, утрату работоспособности и т. д.). Пережить горе – значит не только испытать соответствующие эмоции, но и преодолеть их. Чтобы пережить горе, необходимо прочувствовать, выразить и принять все эмоции, которые оно вызывает. Хотя горе болезненно, однако это нормальное и неизбежное жизненное переживание; горе преодолимо, более того, оно дает возможность нового личностного роста, а знания о протекании процесса горя оказывают терапевтический эффект на скорбящего человека.
Единой общепринятой классификации периодов процесса переживания горя пока не существует, но общие клинические явления его замечены. Большинство исследователей отмечают пять основных психологических реакций горюющего человека: шок, отрицание, агрессия, депрессия и принятие. Однако мнения ученых расходятся в вопросе о пути развития горя. Заметим, что клиника острого горя очень схожа у разных людей. Существует сходство в реакциях на утрату в разных обществах – переживание утраты одинаково практически для всех культур, независимо от религии, духовных или бытовых представлений – различается лишь внешнее выражение эмоций.
К так называемым субъектам процесса переживания горя мы отнесем:
– людей, утративших близкого человека;
– родственников терминальных больных (больных, умирающих дома).
Родственники терминальных больных переживают почти такие же психологические реакции в ответ на стресс приближающейся смерти, как и сами больные, однако следует подчеркнуть, что здесь есть своя специфика переживания.
Вообще, переживание горя может быть вызвано любой утратой… Если это так, то часто любые изменения в жизни могут рассматриваться как утрата прежнего состояния, что и подразумевает переживание горя. Но уж потеря близкого человека – самый стрессовый поворот судьбы, величайшая потеря из всех, какие можно понести. В течение жизни человек постоянно что-то приобретает и что-то теряет – таков закон нашего бытия. На Востоке к рождению и смерти относятся как к традиции. Этому способствует идея реинкарнации – круговорота рождения и смертей, постоянных перевоплощений. Кстати, исследования показывают, что умирающие люди не обязательно находятся в депрессии, часто это самые жизнерадостные люди, с прекрасным чувством юмора. Их жизнь, ощущения максимально сжаты, сконцентрированы, они способны наслаждаться каждым моментом жизни. Кончено, мы должны помнить, что не только смерть вызывает у людей переживания утраты. К утратам относятся разводы, аборты, потеря материальных ценностей, социального статуса (понижение в должности, увольнение), увечья, невозможность что-то сделать и т. д. При любом виде утраты, человек переживает одни и те же стадии горя или реакции на утрату (будь то разбитая машина или умерший родственник).
В случае только известий, сведений о тяжелой болезни, плохих супружеских отношениях, только еще готовясь к эмоциональному разрыву, люди переживают то, что мы назовем чувством предпотери, предварительного горя. А после того, как произошла утрата, психика должна с этим справиться. Процесс таких изменений называется реакцией на утрату – горем. Реакция утраты считается завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как самость, личность – без того, что он утратил. Ряд специалистов попытался сформулировать то, что можно назвать этапами переживания реакции утраты:
• реакция неизбежности;
• отчаяние;
• гнев;
• смирение;
• поиск новых значимых отношений;
• сожаление;
• создание новых связей, отношений;
• прощание с этим человеком.
Отмечаются и физические показатели утраты:
– кишечные расстройства: тошнота, боль в желудке, чувства напряжения, сжатия, метеоризм;
– напряжения в шее, позвоночнике, в горле;
– повышенная чувствительность к шуму;
– чувство нереальности происходящего;
– нехватка воздуха, удушье, желание часто дышать, сопровождаемая страхом задохнуться (гипервентиляция);
– мышечная слабость, отсутствие энергии, общая слабость;
– сухость во рту;
– головная боль, боль в сердце, повышение артериального давления, тахикардия;
– нарушение сна;
– нарушение аппетита (отказ от пищи или переедание);
– другие физические проявления.
К эмоциональным, поведенческим проявлениям реакции утраты отнесем:
– печаль, слезы;
– двигательные реакции;
– раздражение, гнев, аутоагрессия;
– агрессивность:
– чувство вины и самообвинения;
– тревога, беспокойство;
– переживание одиночества;
– чувство, что мир рухнул;
– чувство беспомощности;
– тоска;
– утомление и усталость, апатия или бесчувственность;
– шок. Оцепенение в фазе шока;
– чувство освобождения (если чувства к утраченному человеку были противоречивыми (амбивалентными);
– безотчетные действия;
– избегание социума;
– оберегание вещей умершего;
– избегание всего, что напоминает об умершем;
– поиск и призыв к умершему;
– активность без устали;
– частое посещение памятных мест, забота о могиле.
Как нарушения в интеллектуальной сфере выделим следующее:
– рассеянность мыслей;
– неверие в произошедшее;
– спутанность мыслей и забывчивость;
– навязчивые мысли;
– ощущение присутствия, умершего;
– галлюцинации;
– сны об умершем.
Потеря близкого человека, смерть напоминает процесс сепарации, то есть отделения от родителей. Но в отличии от сепарации, утрата происходит обычно внезапно, когда человек к этому не готов, у него не достаточно ресурсов, чтобы с этим легко справляться.
И еще один важнейший вопрос – горе и стресс ребенка (не только при утрате/смерти родного человека)… Развод!
Когда родители решают развестись, зачастую они не задумываются, каким образом это может сказаться на ребенке. Межу тем, согласно научным исследованиям, проведенным в разных странах, выяснилось, что последствия развода могут иметь для ребенка серьезнейшие негативные последствия, как бы цивилизованно и спокойно он не осуществлялся – ребенок страдает при любом сценарии самого развода. Данные исследований противоречат популярному представлению о том, что хороший развод обходится для ребенка без эмоциональных последствий, без стресса. Часто дети думают, что родители расходятся, потому что перестают их любить. Развод вообще связан с невероятным стрессом для всех, кого он так или иначе затрагивает. Люди реагируют на него обилием разнообразных эмоций, таких, как чувство гнева, злости, вины, греха, печали, страха, облегчения, неизбывной тоски. Но мы вынуждены заметить, что, хотя для большинства детей развод является серьезной травмой, исследования свидетельствуют – в конечном итоге, он не обязательно приводит к длительному эмоциональному стрессу или ущербу. В большинстве случаев на то, как ребенок приходит в себя после такого болезненного и тяжелого события, влияет фон, на котором происходит развод.
В течение первого года или года с небольшим после развода или расставания родителей большинство детей проявляют различные признаки стресса: зло, уныние и растерянность – вот основные эмоции, которые они обычно испытывают в этот период.
Дети могут злиться на обоих родителей за то, что они не сохранили семью. Они могут злиться на самих себя за то, что их непослушание привело к разрыву между папой и мамой или за то, что они не предприняли ничего для того, чтобы родители не расстались. Ребенок может опасаться, что если проявит злость в отношении родителя, покинувшего семью, то может быть окончательно отвергнут и лишен возможности посещать его. Он также может думать, что если будет слишком усердствовать в выражении своей злости по отношению к родителю, с которым остался, то тоже может оказаться отвергнутым этим родителем.
Иногда детская злость может выплеснуться на школьных друзей и учителей или проявиться в деструктивном, вызывающем поведении. Это – так называемый феномен «пинка кошке».
Печаль, подавленное состояние – практически постоянный спутник развода.
Печаль может сочетаться с ощущением своей неадекватности и низкой самооценкой. Ребенок может думать, что он никчемное, скверное существо и ничего нормального хорошего не способен сделать.
Порой детская печаль или подавленность может принять форму пассивной самоизоляции. Ребенок может хандрить, утратить всякий интерес к школе, друзьям или к тому, что прежде доставляло ему радость, удовольствие. Иногда эти настроения принимают форму сверхактивности.
В бракоразводной карусели и неразберихе ребенок обычно чувствует себя заброшенным и забытым. Часто и самим родителям бывает трудно совладать со своими собственными, захлестывающими их чувствами. Это очень пугает ребенка, который старается предпринять отчаянные усилия для того, чтобы получить больше внимания.
Дети часто фантазируют по поводу ушедшего отца или матери. Они могут нарисовать в своем воображении идеализированный образ родителя, которого редко видят, что в действительности неизбежно оборачивается для них сокрушительным разочарованием.
Иногда бывает, что чем слабее и беззащитнее родитель, тем больше его идеализирует ребенок. Это объясняется тем, что было бы невыносимо тяжело признать, как жалок и далек от совершенства был, например, отец на самом деле; вместо этого создается его фантастический образ в воображении. С другой стороны, довольно легко признавать недостатки сильного родителя, так как ребенок знает, что даже при некоторых его недостатках он достоин любви и уважения и что на него можно положиться.