Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В трудовой деятельности работник должен делать всегда то, что хочет, но всегда то, что нужно для предприятия. Поэтому психологические методы менеджмента призваны обеспечивать формирование первичных трудовых коллективов в соответствии с индивидуальными способностями их членов, с учетом их склонностей, интересов. Одновременно важным условием является соблюдение психологической совместимости работников путем регулирования отношений между людьми, способность руководителя влиять на индивидуальную психологию отдельных работников.

2. Характеристика методов воздействия на служащих

2.1 Характеристика способов и методов воздействия  на служащих

Существует множество методов, которые широко используются при практическом воплощении мотивационного механизма: экономические, социальные, организационно-производственные, административные, морально-психологические. Поэтому мы видим, что спектр их распространения очень широк.

Люди по-разному реагируют на различные стимулы, и даже у одних и тех же людей реакция не всегда одинакова. Человек привыкает к стимулам и перестает на них реагировать, поэтому руководитель должен обладать арсеналом стимулов и постоянно обновлять их. Следует отметить, что работник хуже чувствует мотивацию, которая действует на него извне, так как часто рассматривает ее как средство, с помощью которого им манипулируют. Следовательно, необходимо пытаться перенести мотивационные акценты на направление формирования самостоятельной позиции работника, становится источником внутренней мотивации.

Для этого руководитель должен обладать определенным арсеналом мотивационных средств, основными из которых являются:

1) информирование о результатах труда;

2) мотивация методом обмена опытом и знаниями между руководителем и подчиненными;

3) мотив "первого дня работы";

4) раскрытие перспектив служебного роста;

5) справедливая оплата труда;

6) осознание важности выполняемой работы;

7) профессиональная гордость;

8) участие в принятии решений;

9) эластичность рабочего времени;


10) консультация;

11) умение пользоваться поощрением и взысканиями.

Данные мотивационные средства представляют собой систему психологических методов воздействия на работников, то есть система нематериального стимулирования. Но наряду с данной системой лежит и модель материального стимулирования, которая занимает более значительное влияние на наемного работника.

Модель материального стимулирования основывается на законодательно-нормативной базе, поскольку на ее основе реализуются основные положения организации заработной платы.

Опираясь на исследования как зарубежного, так и отечественного опыта, можно сказать, что ни один руководитель предприятия не ввел идеальный механизм стимулирования труда работников, который бы охватил все аспекты социальной, психологической, экономической, духовной, культурной сферы жизни человека.

Чтобы эффективно работал мотивационный механизм нужно обеспечить фактическое выполнение основных требований. Требования должны быть такими:

- создание системы объективной оценки работников;

- четкое изложение трудовых обязанностей работника;

- зависимость размера заработной платы от сложности и ответственности работы;

- возможность неограниченного роста оплаты труда с ростом индивидуальных качеств и возможностей работника;

Эффективная организация мотивации является важным фактором прогресса и развития предприятий. Эффективная система мотивации работников должна быть соответствующей общественным условиям. Рациональное обеспечение мотивации работников приведет к более эффективной деятельности самого работника, в психологического удовлетворения работника своей работой и возможностью удовлетворения собственных потребностей, а значит и к повышению эффективности деятельности предприятия в целом.

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это: заражение; внушение; убеждение; подражание.

Заражение данный метод наука психология изучила уже давно. Этот метод основан на передаче эмоционального состояния от одного человека к другому. Многие сейчас могут вспомнить ситуацию из своей жизни, когда человек с плохим настроением запросто портил настроение всем окружающим. Представим еще ситуацию: лифт остановился, и один паникер заставил паниковать остальных людей. Но также «заразиться» можно положительными эмоциями, например, смехом.

В отличии от первого метода, где в ход идет воздействие на эмоциональном уровне, внушение характеризуется такими чертами: слова, визуальный контакт, интонация голоса, авторитетность. Другими словами, человек убеждает вас действовать так или иначе, преследуя личные цели. Внушение обречено на провал, если манипулятор будет говорить неуверенным голосом.


Убеждение метод, основанный на логических доводах, взывает к разуму человека. Важно то, что данный метод плохо работает, если применять его относительно слаборазвитых людей.

Другими словами, глупо доказывать что-либо человеку, опираясь на логические доводы, если у него низкий уровень интеллекта. Ваши доводы оппонент не поймет.

Искусство убеждения зависит от совокупности некоторых факторов:

Отсутствие фальши в речи. Если оппонент почувствует нотки фальши, доверие будет потеряно, и цепочка убеждения оборвется.

Соответствие высказываний вашему образу. У человека, которого вы убеждаете, должно сложиться впечатление, что вы — сильная, авторитетная личность, тогда он вам поверит.

Всякое убеждение строится по принципу: тезис, довод, доказательство.

Если вы хотите убедить человека в чем-либо, важно соблюдать все вышеуказанные правила

Искусство убеждения оттачивается временем и не всем подвластно. Даже самые способные в этом деле люди иногда сталкиваются с упертыми собеседниками, которых убедить крайне сложно.

В ход идут различные приемы, которые помогают добиться желаемого результата. Рассмотрим некоторые из них:

Правило трех «да». Секрет этого правила состоит в том, чтобы ни на один ваш вопрос собеседник не смог ответить отрицательно. Таким образом вы подведете его к тому моменту, когда он примет положительное решение. Это правило успешно применяют консультанты сетевых компаний.

Правило сильных аргументов. К процессу убеждения следует заранее готовиться. Необходимо выделить сильные, средние и слабые аргументы. В процессе убеждения сначала стоит выдвинуть сильный аргумент, затем два-три средних и закончить опять сильным аргументом. Слабые аргументы не следует применять совсем.

Не унижайте личность собеседника. Человек не согласится с вашим мнением, если вы будете пытаться открыто или косвенно принижать его достоинство, авторитет, личность. Приводя доводы, опирайтесь только на поступки, действия, мысли, факты, но не переходите на личности.

Следите за мимикой собеседника при убеждении. Если вы заметили, что после определенного аргумента у собеседника дернулся глаз или изменилась мимика, продолжайте раскрывать этот аргумент.

Не отрицайте все сказанное оппонентом. Хорошо действует на человека такой прием, когда в чем-то с ним соглашаются. Тогда человек сделает вывод, что с его мыслями соглашаются, а значит, он будет готов и сам прислушаться к вашим.

Подражание данный метод, как и вышеперечисленные, имеет важное значение при воздействии на психику человека. Особенно метод подражание действует на детей и в дальнейшем влияет на формирование личности.


Подражание подразумевает осознанное или неосознанное желание человека походить на другого: поступками, поведением, внешним видом, образом жизни и мыслей. к сожалению, подражают не всегда положительным героям.

Объект подражания должен соответствовать идеалам подражателя всегда, тогда желание быть похожим будет поддерживаться на постоянном уровне.

Подражание. Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения. Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным. То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

Психическое воздействие на человека имеет свою цель – желание заставить человека сознательно или бессознательно подчиняться определенным установкам, нормам, законам или требованиям.

Требование имеет силу распоряжения. В связи с этим оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом. В других случаях этот прием может оказаться бесполезным или даже вредным. Во многих отношениях категорическое требование идентично с запрещением, выступающим в виде легкой формы принуждения[3].

2.2. Особенности управления персоналом работников с разным типом темперамента

Прежде всего, важно понимать, что типы темперамента разделяются по двум критериям: степень эмоциональной устойчивости и экстраверсия-интроверсия.

Степень эмоциональной устойчивости говорит нам о том, насколько человек способен преодолевать состояния чрезмерного эмоционального возбуждения и сохранять ровный эмоциональный настрой. Наибольшая эмоциональная устойчивость у сангвиников и флегматиков, а наименьшая – у меланхоликов и флегматиков. Это означает, что последним двум типам тяжело сохранять эмоциональное равновесия, они подвержены частым перепадам настроения, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов.

Критерий экстраверсия – интроверсия говорит нам об общей направленности сотрудника: он может быть направлен на общение с окружающим миром(экстраверт) или же он может быть в большей степени сосредоточен на своем внутреннем мире (интроверт). Естественно, наилучшим образом для работы в розничной сети более подходят экстраверты.


Этот тип людей получает удовольствие от общения с людьми, они лучше понимают окружающих и имеют, как правило, более развитые навыки общения. Интроверты реже показывают себя успешно в продажах, так как часто постоянное общение их утомляет, вызывает эмоциональный дискомфорт. В жизни они, как правило, избегают общения с новыми, незнакомыми людьми, допуская в круг общения только небольшое количество проверенных друзей.

Особенности сангвиников

Жизнерадостный, чаще всего в ровном хорошем настроении. Перепады настроения не свойственны.

Темп речи быстрый, движения быстрые. Сангвиников часто характеризуют словом «расторопный, сообразительный, активный, шустрый». Производит хорошее впечатление на значительную часть клиентов.

Информацию усваивает быстро, без серьезных усилий. Однако может быстро терять интерес к изучаемой теме или учить поверхностно.

Сангвиники легко воспринимают перемены (новое руководство, стандарты, товар).

Сангвинику не свойственна педантичность, часто он может забывать о мелочах, стараясь выполнять только самое важное/строгое.

Важно знать при работе с сангвиниками:

Это потенциально самый подходящий тип для салонов с оживленной торговлей и большим количеством клиентов.

Необходимо контролировать качество знаний товаров, так как сангвиник часто не считает нужным изучать их подробно и глубоко, надеясь «заговорить» покупателя. Его частые фразы: «я что-нибудь расскажу», «язык у меня подвешен, что-нибудь придумаю».

Необходимо поддерживать интерес к обучению и работе, так как сангвиники могут быстро потерять интерес к деятельности. Это те самые ситуации, когда успешный изначально стажер теряет активность, понимая, что это слишком скучная и трудоемкая работа.

Особенности холериков

Очень активные сотрудники, с первого взгляда имеют много общего с сангвиниками. Их отличием является большая эмоциональность, и склонность к перепаду настроений. Это те сотрудники, которые могут неожиданно резко отреагировать на замечание старшего продавца или покупателя.

Холерики чрезвычайно активны и эмоциональны. Это может быть как плюсом (активность в продажах, инициативность), так и минусом (конфликтность, обидчивость). В данном случае большое значение будет иметь мотивация и степень самоконтроля сотрудника.

Также как и сангвиник, быстро осваивает новый материал, и точно также может быстро терять к нему интерес.

Холерики легко воспринимают перемены (новое руководство, стандарты, товар).