Файл: Основные функции в системе менеджмента (Характеристика основных функций управления и их особенности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 3
Введение
С целью верного построения системы управления конкретной организацией, установления ее структуры, степени, как централизации, так и децентрализации, определения круга, как прав, так и обязанностей подразделений и некоторых работников существенное значение имеет определение функций управления, а также их четкая, обоснованная классификация.
Тем самым функции управления вытекают из содержания деятельности определенной организации, назначаются собственными как объектами, так и составом решаемых задач. Любая из определенных функций управления предоставляет целевое влияние на тот либо иной объект. Так, происходит обособление разнообразных функций, таких, как управление кадрами, финансами, техническим обеспечением и т.д. Особенность управляемого объекта назначает содержание данных функций. Функции управления представляют характерные виды деятельности, которые располагают единством цели, характера исполняемых работ, а также операций, которые направлены на определенную часть управляемого объекта с целью достижения назначенной цели.
С целью исполнения функций управления основывается аппарат управления, а отдельные структурные подразделения — с целью выполнения той либо иной определенной функции (либо ряда функций). Лишь в совокупности функции предоставляют нормальное как функционирование, так и развитие управляемого объекта.
Целью курсовой работы является исследование функций теории менеджмента.
Объектом курсовой работы служит управление, а предметом – ее функции и функциональная структура.
Для того чтобы главная цель курсовой работы была достигнута, необходимо выполнить такие задачи как:
- дать характеристику основным функциям управления;
- изучить особенности функций управления: планирование, организация, контроль исполнения, мотивация и координация;
- раскрыть характеристику функциональной структуры управления;
- рассмотреть сферу использования функциональных структур управления.
Методологической основой курсовой работы являются методы, примененные в работе, с целью раскрытия темы курсовой, а метод анализа и синтеза.
Практическая значимость работы заключается в возможности наиболее глубокого изучения темы, а именно функциям и функциональной структуре управления.
Структура работы содержит в себе такие части как введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Характеристика основных функций управления и их особенности
1.1 Общая характеристика менеджмента
Менеджмент — это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное — скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет [3, с. 69].
Перейдем непосредственно к теоретическим понятиям менеджмента.
Управление — это понятие широкое, чем менеджмент. Существует различные виды управления рисунок 1.
Рисунок 1 Виды управления
Менеджмент — это управление в социальных системах. Менеджмент — это процесс, направленный на достижение целей организации посредством упорядочения преобразования ресурсов в требуемый результат. Менеджмент — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу. Определение, данное М. Поллет: менеджмент — это обеспечение выполнения работ при помощи других людей [2, C. 69].
Менеджер (от англ. "to manage" — управлять) — наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению. Задачи менеджера показаны на рисунке 2.
Рисунок 2 Задачи менеджера
Основные требования, предъявляемые профессиональной компетенции менеджера:
- Умение понять природу управленческого труда и процессов менеджмента;
- знание функциональных и должностных обязанностей менеджмента, методов достижения целей и уметь повысить эффективность работы фирмы;
- уметь пользоваться современными информационными технологиями и средствами коммуникации, которые необходимы в управлении;
- владеть искусствами управления людскими ресурсами;
- уметь налаживать внешние связи;
- уметь делать правильную самооценку и правильные выводы;
- постоянно повышать квалификацию;
Главным фактором повышения результата современного менеджмента является разбивка труда менеджеров. К примеру, разделить всех менеджеров по видам деятельности, разграничить их полномочия и права и круг ответственности. Существует два вида разделения всей работы: горизонтальное и вертикальное. Менеджеры так же подразделяются по вида деятельности, на линейные (отвечают за все функции управления) и функциональные (отвечают за одну конкретную функцию).
Анализируя постоянное изменение ситуаций в мире и на рынке производителя потребителя и т. д. необходимо постоянно быть готовым к изменениям что бы идти со временем не отстать от конкурентов необходимо знать и уметь применять особенности современного менеджмента.
Современный менеджмент это управление в постоянно изменяющиеся условия рынка.
Особенности современного менеджмента:
-
- В мире существует три механизма взаимодействия между людьми:
- Первая — иерархия. Она актуально когда осуществляется общественное производство и для этого необходима координация действий людей;
- Вторая — идеология, обычаи (у казахов соблюдение 7 покаление родства), нравы, организационная культура, моральные установки и т. д.;
- Третья — это рыночные отношения, партнерские отношения.
- Учитывая быстрые темпы развития науки, техники и повышения требований к качеству продукции, необходимо повысить заинтересованность работников в качественном выполнении их работы.
- Высокая ценность рабочего времени, влечет за собой необходимость четкой организации работы.
- Повышение роли потребителя, вызывает необходимость изучить их спросы.
Функции менеджмента очень разнообразны, но основные показаны на рисунке 3
-
- Учитывать, что повысился образовательный уровень работников и качество их жизни. (Повысить материальную мотивацию, социальный пакет)
- Развитие малого и среднего бизнеса, влечет за собой необходимость большого количества руководителей.
Принципы современного менеджмента, сформулированные Питером Друкером показаны на рисунке 4.
Рисунок 4 Принципы современного менеджмента
Рассматривая все рисунки модно сделать вывод, что для оценки эффективности менеджмента требуются разнообразные средства, а также результаты менеджмента достигаются вне самого предприятия.
В любой конкретной ситуации современного менеджмента имеются множество воздействующих факторов, которые необходимо уметь найти свой оптимальный способ управления. И это достигается путем постоянного пополнения знания по менеджменту, постоянного анализа результатов предприятия и изучение зарубежного опыта.
1.2 Сущность функций менеджмента
Функция представляет собой широко распространенное понятие, используемое в философии, биологии, математике и иных науках. Тем самым функцией в менеджменте именуют особенный вид управленческой деятельности, при помощи которой субъект управления влияет на управляемый объект.[12, С.531]
Процесс менеджмента представляет собой совокупность, а также непрерывную последовательность взаимосвязанный действий управленческих работников по осуществлению функций менеджмента, реализовываемых по назначенной технологии, ориентированных на достижение целей социально – экономической системы.
Функция менеджмента отображает содержание процесса управления, а также вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы. Наряду с этим конечным результатом управления выступает выработка управленческого влияния, команды, приказа, которые ориентированы на достижение назначенной цели. Один работник может исполнять несколько функций, несколько работников могу исполнять одну функцию. Всякая функция менеджмента - это сфера действия назначенного процесса управления, а система управления определенным объектом либо видом деятельности представляет собой совокупность функций, которые связаны единым управленческим циклом.
Отметим, что Анри Файоль разработчик теории административного управления в начале ХХ века при этом выделил пять исходных функций административного процесса, а именно: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.
Предвидеть означает изучать будущее, определять программу действий. Организовывать обозначает строить двойной организм предприятия (материальный и социальный). Распоряжаться – это приводить в действие персонал предприятия. Согласовывать – связывать, объединять, сочетать все как действия, так и усилия. Контролировать означает наблюдать, что бы все происходило согласно определенным как правилам, так и отданным распоряжениям.
Тем не менее, в течение ХХ столетия содержание функций, а также наименование отдельных претерпело значительные изменения в сопоставлении с теми, которые приведены в работах А. Фойля. Это определено изменениями, как в экономике, так и в социальной структуре общества. [4, С.131]
Тем самым все функции менеджмента можно подразделить согласно двум главным признакам, а именно: согласно содержанию процесса управления (основные функции) и согласно направленности влияния на объекты управления (специфические либо определенные функции). Итак, основные функции выступают главными всего процесса менеджмента в целом, а специфические функции отображают специфики определенной управленческой деятельности работников. Они исследуются специальными дисциплинами, а именно:
- товароведение, организация коммерческой деятельности, бухгалтерский учет, планирование, правоведение и др.
Так, более полное содержание менеджмента как процесса отображают основные функции. Они выступают общим условием управления как социальными, так и социально - экономическими процессами.
Таким образом, основными функциями менеджмента выступают:
1.Предвидение представляет прогнозирование, целеполагание, стратегическое планирование.
Прогнозирование – это предвидение результатов деятельности предприятия.
Целеполагание представляет собой как постановку, так и создание целей в соответствии с надобностью общества в производимой конкретным предприятием продукции (услугах), в обеспечении ресурсообеспеченности целей, а также реализуемости.
Цели представляют определенные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в ходе собственной деятельности.
Однако цели могут быть самые разнообразные, а именно: экономические, социальные, маркетинговые и др.
Социально-экономические и в особенности производственно-хозяйственные системы выступают многоцелевыми.
Главная задача менеджеров – добиться реальных конечных результатов деятельности. При этом менеджеры должны, верно, назначить, уяснить собственные цели, поставить цели персоналу с тем, чтобы как назначить, так и уточнить исходные данные, выяснить сильные, а также слабые стороны системы и эффективно их использовать. Менеджер должен постоянно контролировать цели и результаты их достижения. В ходе управления реализовывается постоянный процесс согласования, а также определение взаимного соответствия целей и результатов.
1.3 Характеристика основных функций управления
Основополагающие функции управления характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью, а также универсальностью применения в разнообразных сферах деятельности. Основная их особенность состоит в том, что всякая главная функция управления представляет собой отдельный процесс управления по выработке как методов активизации, так и средств влияния на персонал, а также его деятельность с целью достижения общих результатов социально-экономической системы.
Процесс управления представлен как исполнение совокупности взаимосвязанных действий – управленческих функций.