Файл: Основные функции в системе менеджмента (Характеристика основных функций управления и их особенности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
Таким образом, выделяют пять функций управления, а именно: «управлять, обозначает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». Тем самым выделение функций управления располагает огромной значимостью и выступает результатом как горизонтального, так и вертикального разделения труда в организации. При этом распределение функций по вертикали назначает структуру организации и штаты, помогает улучшению управленческого процесса, как обобщению, так и передаче управленческого опыта. Исследование функций управления предоставляет понимание сущности управленческой деятельности. Итак, раскрывается тесная взаимосвязь, а также взаимообусловленность структуры организации и функций управления.
Отметим, что функции управления выступают видом управленческой деятельности, которые характеризуются обособленным комплексом как задач, так и осуществляются специальными приемами, а также способами. Наряду с этим функции должны иметь четко выраженное содержание, процесс осуществления и структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Основополагающими характеристиками функций управления выступают такие характеристики как: [17, С. 182]
- однородность содержания работ, исполняемых в рамках одной функции;
- целевая направленность данных работ;
- обособленный комплекс исполняемых задач.
Различают такие управленческие функции как:
1. Общие функции обязательны к выполнению во всякой организационной системе (рис.1): планирование, организация, мотивация, контроль, координация. Спецификами общих функций управления являются: всегда используются комплексно ко всему спектру управленческих действий, не зависят от объекта управления, имеют разнообразный удельный вес в структуре деятельности руководителей разнообразных уровней, между функциями нет жестких однозначных границ.
Рисунок 5 Основные функции менеджмента
2. Специальные функции, которые отображают особенность той либо иной организационной системы. Выделение данных функций управления надобно с целью организации управления, формирования штатов и организационной структуры. Специальные функции появляются в результате наложения общих функций управления на специфику объектов управления, и их перечень во многом зависит от перечня объектов управления, ресурсов, процессов и результатов (рис.1). Согласно данной точки зрения организация исследуется как совокупность входов, выходов, а также процессов преобразования ресурсов на входе в результаты на выходе. В данном случае выделяются такие специальные функции как: [9, С. 1306]
- функции управления процессами; в организации протекает множество процессов, главнейшими из которых выступают снабжение, производство и сбыт продукции, соответственно, выделяют – управление материально-техническим снабжением, управление сбытом, управление основным производством, управление вспомогательным производством и пр.;
- функции управления результатами; к результатам (выходам системы) относятся: прибыль рентабельность, объемы производства и реализации, затраты, качество продукции и пр., соответственно, выделяют функции: управление качеством, управление производительностью, управление затратами и пр.
Глава 2 Характеристика функций менеджмента
2.1 Особенности функций управления: планирование, организация, контроль исполнения, мотивация и координация
Управление предприятием представляет собой набор функций, которые реализуются в назначенном порядке: [3, С. 69]
1. Планирование представляет собой выработку программы действий, которая послужит в последующем основанием формирования производственной системы либо средством поддержания ее эффективного существования. Также планирование является интерактивным процессом предварительного принятия решений на основании системы взаимозависимых расчетных параметров производства, которые назначают цели предстоящей деятельности, а также средства их достижения, способы и сроки исполнения работ. Тем самым планирование, как функция управления, исследуются согласно уровню, согласно времени, по целям. Таким образом, различают:
- стратегическое планирование – создает систему решений, которые охватывают существенный период времени, относится к долгосрочному комплексному планированию, определяющему важнейшие цели организации, а также способы и методы ее действия, порядок приобретения, распределения и применения ресурсов с целью достижения определенных целей;
- тактическое планирование – процесс разработки дифференцированных согласно исполнителям, а также согласно времени планов применения ресурсов, назначенных стратегическим планом, обладает характером как среднесрочного, так и краткосрочного планирования.
Отметим, что анализ функции планирования удостоверяет о том, что предприятия составляют долгосрочные как стратегические, так и краткосрочные оперативно-тактические планы (рис.2). Планирование исследуется как функция управления на высшем уровне руководства и реализовывается во всех звеньях управления в пределах компетентности, отвечающей уровню иерархии. Любой уровень управления, реализовывая планирование собственной деятельности на назначенную перспективу, получает входную информацию из плана наиболее высокого уровня этой системы и выдает информацию в качестве исходных данных с целью составления плана нижеследующего уровня. При этом задачами планирования являются: [1, С. 7]
− предоставление целенаправленного развития организации;
− перспективная ориентация, а также раннее распознавание проблем развития;
− координация деятельности структурных подразделений и персонала;
− формирование объективной основы с целью эффективного контроля;
− стимулирование трудовой активности персонала;
− информационное обеспечение работников организации.
Для того чтобы в результате планирования учесть вероятные изменения во внешней среде применяют методы прогнозирования. Прогноз представляет собой научное предвидение вероятного состояния экономики, общества, организации в будущем. Тем самым прогнозирование представляет собой обусловленную систему вероятностной оценки характера изменений, как целей, так и направлений развития объекта управления в сопряжении с материальными ресурсами. Так, прогнозы в бизнесе согласно сложным социально-экономическим проблемам разрабатываются, в основном, на долгосрочный и среднесрочный период. Зачастую прогнозы применяются в стратегическом планировании.
В результате планирования разрабатывается целый комплекс мер, который назначает последовательность достижения определенных целей с учетом более эффективного применения ресурсов всяким производственным звеном. Так, крупные организации, в основном, планируют сверху вниз. Планирование реализовывается на высшем уровне управления, а также обладает характером директивы для низовых уровней управления. Тем самым высшее звено назначает цели, главные направленности и основные хозяйственные задачи развития организации. На дальнейшем уровне они конкретизируются с учетом возможностей следующего нижестоящего уровня. Планирование состоит как из отдельных этапов, так и процедур их реализации, которые находятся в обусловленной логической связи и реализовываются в постоянно повторяющейся последовательности, при этом образуя на конкретном предприятии специфический плановый цикл. Тем самым процесс планирования содержит три основных этапа таких как: [18, С. 94]
− постановка задачи планирования (содержит формирование цели и анализ проблемы планирования);
− разработка плана предусматривает создание вероятных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование вероятных последствий их осуществления для организации, оценку вариантов и принятие планового решения;
− реализация планового решения состоит в доведении решения до исполнителей в виде плановых заданий, нормативов, показателей.
2. Организация представляет собой устойчивую формальную социальную структуру, которая берет ресурсы из окружающей среды и обрабатывает их для того, чтобы произвести продукцию. В области организационной структуры протекает весь управленческий процесс. При этом организация как функция менеджмента создает структуру предприятия, улучшает ее, разрабатывает режимы функционирования, формирует механизмы адаптации к изменениям как внешних, так и внутренних связей в системе управления.
Структура дает возможность установить место любого работника в организации, распределить должностные обязанности, а также реализовать координацию задач. Структура организации представляет логически обоснованную систему взаимоотношений, как уровней управления, так и функциональных областей, которая дает возможность более эффективно достигнуть цели организации. При этом функция организации ориентирована на формирование надобных условий с целью достижения назначенных целей. Основополагающими задачами организации являются: [23, С. 249]
− создание структуры организации, исходя из размера предприятия его целей, технологии, персонала и др.;
− определение конкретных параметров, режимов работы подразделений, отношений между подразделениями;
− обеспечение ресурсами (человеческими, материальными, финансовыми, информационными).
В результате построения организационной структуры нужно осуществить следующую последовательность действий, а именно:
− создание горизонтальной структуры, отвечающей главнейшим направленностям деятельности по реализации стратегии;
− формирование вертикальной структуры, которая связывает деятельность высшего уровня организации с деятельностью среднего и низшего звеньев (процесс создания иерархии);
− установление видов деятельности для линейных и штабных (аппаратных) подразделений;
− делегирование полномочий, а именно передача задач и прав лицу, которое принимает на себя ответственность за них;
− определение соотношения полномочий разнообразных должностей;
− установление должностных обязанностей как совокупности назначенных задач и функций и поручение их исполнения определенным лицам.
Отметим, что организация назначает организационную структуру управления, закрепляет способы формирования подразделений, организацию и координацию их деятельности, распределение как прав, так и обязанностей работников, которые ответственны за принятие решений. Однако организация как функция управления должна предоставить соответствие имеющейся системы новым целям, определенным в плановых заданиях.
Тем не менее, в случаях несоответствия формируются новые системы либо реорганизуются старые в целях придания им качеств, надобных с целью достижения назначенных целей. Основополагающий показатель высокого уровня организации – быстрая реакция на изменение факторов внешней среды.
Так, организация предоставляет предприятию все то, что нужно для его благополучного функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом и т. п. С технического точки зрения главными элементами организации выступают: капитал, рабочая сила, внешняя среда.
В ходе производства организация преобразует первичные факторы производства: капитал и рабочую силу, окруженные внешней средой в изделия и услуги. Как изделия, так и услуги применяются окружающей средой, которая поставляет дополнительный капитал, а также рабочую силу как входы в цепи обратной связи.
Также организация выступает и социальной структурой и представляет собой собрание многих социальных элементов. При этом организационная структура предприятия отображает важнейшие свойства предприятия. Проект организации предприятия содержит в себе организационное планирование, в которое входит: [12, С. 530]
− установление видов требуемой производственной деятельности;
− распределение, как прав, так и обязанностей в соответствии с должностями и функциями, которые предусмотрены избранной системой управления;
− обеспечение работников всех уровней системы управления информацией.
При помощи организационной структуры управления руководитель конкретного предприятия реализовывает исполнение функций управления с целью гармонизации деятельности всех подразделений. Выделяются две главные концепции организации управления, а именно:
− единовластие – владельцы собственности распоряжаются ею единовластно и могут вводить всякие формы управления, при этом, не считаясь с мнением коллектива;
− партисипативное (соучастное) управление – в принятие стратегических решений существенную роль играет коллектив; любой член коллектива обладает правом ведать финансовое положение, цели, высказывать собственное мнение и предложения. Тем самым партисипативное управление предоставляет организации существенное преимущество, благодаря привлечению специалистов к принятию решений, и, наряду с тем, что оно выступает сильным мотивирующим фактором, потому как сказывается на психологическом климате коллектива, вырабатывает чувства ответственности, причастности к общему делу, помогает самоутвердиться.