Файл: Инновационные бизнес модели предприятия (Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы заключается, прежде всего, в целесообразности не только разработки бизнес-модели организации, но и успешной ее реализации, возможности гибкого подхода в достижении поставленных главенствующих задач. Обоснование бизнес-модели раскрывают механизмы достижения поставленных задач.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что результат работы исследования и практические материалы могут быть использованы в организации и планировании инновационной бизнес-модели деятельности турфирмы.

Степень разработанности темы. Организацией бизнес-модели и выбора стратегии развития бизнеса посвящены труды отечественных и зарубежных ученых, таких как: Алимов А.Н., Васильев С.В., Виханский О.С., Гапоненко А.Л., Дресвянников В.А., Жукова М.А., Зуб А.Т., Мазур И.И., Орджоникидзе М.М., Покровский Н.Е., Томпсон А.А., Филоненко В.В.,Харченко В.Л. и других. В работах перечисленных авторов рассмотрены следующие проблемы:

  • методология бизнес-модели предприятий;
  • классификация бизнес-модели предприятий;
  • формирование бизнес-модели предприятий и др.

Вместе с тем анализ периодических публикаций и учебной литературы по вопросам бизнес-модели предприятий приводит к выводу о недостаточной проработке ее теоретической и методической базы, особенно в сфере туризма. Именно эти причины определили актуальность выбранной темы исследования в данной работе.

Объект исследования – туристическое агентство ООО «ВладТрансТур» г. Владимир.

Предмет исследования – инновационная бизнес-модель ООО «ВладТрансТур» г. Владимир.

Цель работы – разработать инновационную бизнес-модель на базе организации ООО «ВладТрансТур».

Достижение намеченной цели требует постановки и решения следующих задач:

1) усвоить теоретические основы разработки бизнес-модели организации;

2) провести анализ внешней и внутренней среды ООО «ВладТрансТур»;

3) разработать и обосновать бизнес-модель ООО «ВладТрансТур»;

4) оценить эффективность мероприятий по реализации инновационной бизнес-модели ООО «ВладТрансТур».

В работе использованы методы сравнительного анализа, стратегического анализа, PEST-анализа, SWOT-анализа, методики экспертных оценок.

Эмпирическую базу исследования составили: отчетные документы туристического агентства ООО «ВладТрансТур», материалы профессиональной периодической печати, справочные и аналитические ресурсы сети Интернет.


Теоретические аспекты бизнес -модели предприятия

Понятие бизнес- модели предприятия

Бизнес-модель - логическое схематическое описание бизнеса, призванное помочь в оценке ключевых факторов успеха компании. 
Бизнес-модель – это своего рода истина организации, разработать которую может только управленческая команда этой организации[1].

Целью бизнес моделирования является создание достоверного, наглядного и простого для понимания описания деятельности компании. Это может быть рисунок, схема, объемная модель, выполненные по тем или иным правилам. Самое главное – понятность и применимость. 
Модель бизнеса – это то, как компания выбирает потребителя, формулирует и разграничивает свои предложения, распределяет ресурсы, определяет, какие задачи она сможет выполнить своими силами и для каких придется привлекать специалистов со стороны, выходит на рынок, создает ценность для потребителя и получает от этого прибыль. Компании могут предлагать продукты, услуги или технологии, но это предложение основывается на комплексной системе действий и взаимоотношений, которая представляет собой бизнес-модель компании[2]

Бизнес-модель – это представление о том, как организация делает (или намеревается сделать) деньги. Бизнес-модель описывает ценность, которую организация предлагает различным клиентам, отражает способности организации, перечень партнеров, требуемых для создания, продвижения и поставки этой ценности клиентам, отношения капитала, необходимые для получения устойчивых потоков дохода. 

Бизнес-модель компании – это способ, который компания использует для создания ценности и получения прибыли. Пример, отражающий второй подход к определению бизнес-модели, в большей степени, ориентированный на внутренние процессы/роли, представлен ниже[3]

Инновационная бизнес-модель – это способ соединения факторов бизнеса (капитал, труд, материальные ресурсы) в цепочку создания стоимости нового продукта и компании как таковой.

Эмпирические исследования недвусмысленно свидетельствуют о том, что в инновационной бизнес-модели заложен куда больший потенциал успеха, нежели в инновационном продукте или процессе (рисунок 1.1)


Рисунок 1.1 - Новые бизнес-модели раскрывают дополнительный инновационный потенциал, помимо того что обусловливают появление инновационных продуктов и процессов

Разумеется, качественные продукты и процессы сохраняют, как и прежде, большую значимость, но они не определяют будущего успеха или неудачи компании. Мы обеими ногами вступили в эпоху инновационных преобразований бизнес-моделей, когда судьба компаний все больше зависит от их умения применить соответствующую инновационную бизнесмодель и выделиться среди посредственных конкурентов.

Следовательно, бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.

Разработка бизнес моделей

Сравним традиционный и новаторский подходы к построению бизнеса. 

Традиционный подход заключался в следующем:

• получение рыночной доли; 

• достижение прибыльности как результат высокой рыночной доли[4]

Новаторский подход — другой:

• определение того, что важно для потребителя, т.е. у кого можно получить прибыль; 

• выявление, где можно получить прибыль, где высокая зона прибыли; 

• определение того, как можно получить рыночную долю на выявленном направлении; 

• поиск способов организации, обеспечения и защиты высокой зоны прибыли[5]

Бизнес-идея играет роль миссии компании, когда старые идеи перестают работать. Ее разработка — сложная задача. 

Для упрощения ее можно разделить на ряд промежуточных этапов — прототипов будущей бизнес идеи[6]:

• Этап 1 — анализ стратегической ситуации. Сначала проводится анализ исходной ситуации отрасли и компании, оценивается ее положение, т.е. стратегическая позиция, которую та занимает. 

• Этап 2 — выявление проблем. Постепенно выявляются проблемы развития компании и отрасли в целом, выделяются важнейшие из них. 

• Этап 3 — выяснение противоречий развития. Далее выясняются противоречия их развития, описываются противоположные оценки, мнения, подходы к решению. 

• Этап 4 — аккумулирование и изучение сигналов решений. Аккумулируются и анализируются различные течения, различный опыт, различные направления, имеющие отношения к решению установленных проблем. Все это можно назвать сигналами решения. 


• Этап 5 — зарождение идеи бизнеса. После этого начинает вырабатываться идея нового бизнеса, затем она формулируется. 

• Этап 6 — разработка концепции реализации новой идеи. Это позволяет перейти к разработке концепции реализации бизнес-идеи. 

• Этап 7 — формулировка бизнес-идеи. Формулировать бизнес-идею желательно после того, как намечены ориентиры ее реализации. Это последний этап разработки бизнес-идеи. 

Следовательно, проанализировав подходы к построению бизнеса можно сделать вывод, что новаторский подход в настоящее время является более актуальным. Бизнес-модели имеют несколько этапов при разработки. Многие этапы достаточно объемны и сложны.

Виды бизнес моделей

Сегодня выделяют следующие виды бизнес моделей:

• Франчайзинг — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона за определенную плату передает другой право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель. 

• Прямые продажи — продажа потребительских товаров и услуг, осуществляемая от человека к человеку вне стационарных точек розничной торговли. 

• B2B (Business-to-Business — бизнес-для-бизнеса) — вид информационного и экономического взаимодействия, классифицированного по типу взаимодействующих субъектов (юридические лица). Компании поставляют товары и услуги для других компаний, а не для конечного потребителя. Например, изготовление рекламной продукции для другой компании, которая занимается продвижением товара или услуги. 

• B2C (Business-to-Consumer — бизнес-для-потребителя) — форма электронной торговли, целью которой являются прямые продажи. Эффективный способ устранения географической отдаленности между крупными и малыми городами за счет унификации ценовой политики и деятельности служб доставки. 

• B2G (Business-to-Government — бизнес для правительства) — коммуникация между бизнесом и государством. Система характеризует электронную коммерцию и применяется, например, в организации госзакупок. 

• G2B (Government-to-Business — правительство для бизнеса) — набор программных и правительственных средств для онлайн-взаимодействия исполнительной власти и коммерческих структур (сайты правительственных органов, госзакупки и т.д.)[7].

Вывод по первой главе.

Бизнес-модель — это описание предприятия как сложной системы с заданной точностью. В рамках бизнес-модели отображаются все объекты (сущности), процессы, правила выполнения операций, существующая стратегия развития, а также критерии оценки эффективности функционирования системы.


Проанализировав подходы к построению бизнеса можно сделать вывод, что новаторский подход в настоящее время является более актуальным.

Бизнес-идея играет роль миссии компании, когда старые идеи перестают работать. Ее разработка — сложная задача. 

Бизнес-модели имеют несколько этапов при разработки. Многие этапы достаточно объемны и сложны.

Анализ ООО «ВладТрансТур»

Краткая характеристика ООО «ВладТрансТур»

ООО «ВладТрансТур» – туристическая компания, работающая на рынке туристических услуг г. Владимира более 16 лет. Компания организована в 1999 году в форме общества с ограниченной ответственностью и с тех пор успешно зарекомендовала себя в качестве надежного поставщика тур услуг.

Основной целью деятельности ООО «ВладТрансТур» выступает расширение рынка туристических товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Для достижения поставленных целей ООО «ВладТрансТур» вправе приобретать права, исполнять обязанности и осуществлять действия в соответствии с Уставом и законодательством РФ.

Штат компании составляет 6 человек. Стиль руководства в турагентстве демократический – все сотрудники тепло отзываются в адрес руководства агентства и довольны условиями труда.

Структура управления ООО «ВладТрансТур» представляет собой линейно-функциональную форму (рисунок 1.1), для которой характерно то, что орган управления – директор руководит всеми звеньями нижестоящего уровня непосредственно. Одновременно с этим заместитель директора, находясь в прямом его подчинении, непосредственно руководит деятельностью менеджеров по туризму, а также активно взаимодействует с главным бухгалтером и секретарем/менеджером по кадрам.

Директор ООО «ВладТрансТур»

Заместитель директора по туризму

Менеджеры по туризму

Главный бухгалтер

Секретарь / менеджер по туризму и кадрам

Рисунок 1.1 – Структура управления ООО «ВладТрансТур»

В заключение отметим, что структура организации и управления турагентством определена задачами его развития. Она нацелена на эффективное взаимодействие с внешней средой, продуктивное и целесообразное распределение и направление усилий сотрудников на оказание конкурентоспособных услуг.