Файл: Роль управления стоимостью проекта в системе управления (Методы исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. В современных быстро меняющихся рыночных условиях одним из ключевых факторов конкурентоспособности организации становится стоимость компании.

Успешные современные компании характеризуются тем, что в них корпоративное управление направлено на трансформацию работника из пассивного элемента производственной структуры в главную движущую силу производства, фактор конкурентоспособности компании на рынке.

При этом прослеживается влияние корпоративного управления на стоимость компании.

Цель исследования состоит в разработке модели оценки стоимости компании.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:

  • Рассмотреть концепцию управления стоимостью;
  • Изучить модели оценки стоимости компании;
  • Определить особенности развития Группы «МБК» и определить стоимость компании;
  • Построить регрессионную модель оценки стоимости компании;
  • Разработать рекомендации по повышению стоимости Группы

«МБК» на основе регрессионной модели;

  • Провести оценку экономической эффективности предлагаемых рекомендаций.

Объект исследования - Группа «МБК».

Предмет исследования – стоимость Группы «МБК».

Гипотеза исследования: для Группы «МБК» реализация рекомендаций по изменению корпоративного управления позволит повысить стоимость компании.

Методы исследования:

  • Формализованные методы анализа внутренних документов компании;
  • Социально- психологические методы ( наблюдение, опрос,

Тестирование, интервью);

  • Методы стратегического анализа.

Информационной базой практической части исследования являлась отчетность компании, внутренние документы, сведения об объекте исследования, доступные из СМИ и Интернет.

В качестве теоретической базы использованы результаты научных исследований в области менеджмента и управления персоналом таких авторов, как Барт, М.Е., М.Б. Клемент, Дж. Фостер, Р. Казник и другие.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы управления стоимостью компании


Концепция управления стоимостью

Концепция управления стоимостью компании появилась в США в 90-е годы ХХ столетия. Причина лежит на поверхности, классические показатели оценки деятельности компаний имеют ряд ограничений и не позволяют выстроить систему управления предприятием, направленную на повышение благосостояния акционеров компании. К ограничениям традиционной финансовой отчетности можно отнести то, что финансовые показатели являются отстающими показателями, а не опережающими; они не позволяют оценить устойчивость финансовых результатов и не показывают, что происходит со стоимостью предприятия. В условиях кризиса, когда бизнес- модели стремительно меняются, а стоимость мигрирует от одной бизнес- модели к другой, для российских собственников внедрение системы управления стоимостью компании становится как никогда актуальной задачей, решение которой обеспечивает бизнесу безопасность, устойчивость и развитие.

Экономическая прибыль для акционера (авторский термин)

рассчитывается как управленческая чистая прибыль за вычетом стоимости обслуживания акционерного капитала (минимальная требуемая чистая прибыль акционера). Формула выглядит следующим образом [13, c. 61]:

SEP MNI Re * Eq

где SEP – экономическая прибыль для акционера; MNI – управленческая чистая прибыль;

Re – стоимость акционерного капитала;

Eq – капитал акционеров, инвестированный в бизнес.

(1)

Формулу для модели стратегической точки безубыточности можно записать следующим образом [16, c. 54]:

Eq * Re [R * (1 )  FC]  0

где Eq – капитал акционеров, инвестированный в бизнес; Re – стоимость акционерного капитала;

(2)

R – объем выручки;

φ – доля переменных расходов к выручке, %; FC – постоянные расходы, тыс. руб.

Корпоративное управление для предприятий – элемент, требующий внимательного и системного отношения. В противном случае компании могут столкнуться с неорганизованностью производственной деятельности и потерей позиций на рынке в условиях высокой конкуренции. Учитывая все особенности модели корпоративного управления, компании получают возможность привлекать дополнительные инвестиции и, благодаря высокому уровню управленческих решений, достигать высоких экономических показателей.


Основная функция, которую выполняют модели корпоративного управления, заключается в построении системы, способствующей реализации задач инвесторов и защите их интересов. В состав такой модели входит целый ряд управленческих элементов, включая советы директоров, механизмы регуляции оплаты труда, поощрений, штрафов, в том числе и методику объявления банкротства. Определение, какая именно характеристика моделей корпоративного управления максимально подходит для того или иного предприятия, зависит от структуры предприятия и его задач в хозяйственно-экономической деятельности [19, c. 71].

Модели корпоративного управления России как явление в бизнесе появились под влиянием рыночных потребностей. Чтобы разобраться с этим явлением, необходимо уточнить определение термина корпорация. На юридическом языке, это организация с определенным перечнем обязательств и прав, которые отличаются от тех обязательств и прав, которые характерны для каждого отдельного ее участника. Различают следующие характеристики организации корпоративного бизнеса [12, c. 54]: самостоятельность юрлица; ограниченная ответственность инвесторов; возможность передачи акций, находящихся в собственно сти индивидуа льных инве сторов; централизованное управление.

Два первых пункта в этом перечне подчеркивают отличие ответственности корпоративной организации от ответственности ее участников. Собственность корпорации может не являться собственностью ее участников. Ограничивает ответственность инвесторов размер их вклада.

Корпорация дает возможность отдельным инвесторам разделить риски. Кроме того, одно лицо может выступать в качестве инвестора многих корпораций. Благодаря масштабности таких организаций они могут нести риски недоступные отдельному инвестору. Развитие российских рынков в нестабильных экономических условиях диктует бизнесу необходимость в новых формах организации, которые обеспечивают его устойчивость. Особенно остро этот вопрос стоит у масштабных компаний, которые взаимосвязаны в определенных технологических системах. Мировая практика демонстрирует, что наиболее эффективной формой являются национальные модели корпоративного управления. Корпорации как вид организации инвестиционной деятельности развиваются под влиянием процессов благоприятствования крупным инвесторам. Так как их ответственность в рамках подобных организаций ограничивается размером вклада, то и риски потерь не могут превышать сумму инвестированных средств. Эта ситуация обусловливает возможность рассредоточения рисков за счет инвестирования в несколько различных корпораций. Корпоративная модель способствует распылению финансов между инвесторами, что и приводит к необходимости создания такой модели управления, которая бы разделяла функции управления с владением.


При большом количестве собственников невозможно обеспечить возможность каждому из них принимать участие в управленческой деятельности. К тому же, благодаря потере таких полномочий инвесторами появляется возможность реализовать ограничение их ответственности. С этой целью корпоративные организации отдают управленческое право менеджерам. Инвесторы предоставляют возможность директорам принимать важные по различным направлениям решения, кроме наиболее принципиальных [12, c. 77].

Модели корпоративного управления выглядят как открытая система, получающая определенный набор ресурсов: информационных, трудовых, финансовых, технологических и др. Организация осуществляет переработку поступающих ресурсов, в результате чего появляется добавочная стоимость, доход, расширяется присутствие на рынке, увеличиваются объемы реализации.

Различные национальные модели корпоративного управления имеют

свои отличительные характеристики. Наиболее значимыми в мировом масштабе являются модели, представленные в развитых государствах. Прежде всего, это англо-американская модель корпоративного управления, японская модель корпоративного управления и германская модель корпоративного управления.

Все они имеют характерные признаки: важнейшие члены и учредители; структура собственности по акциям корпорации; состав совета директоров; нормы применяемого законодательства; нормы информационной открытости для организаций, которые входят в листинг; вопросы, по которым необходимо получать согласие инвесторов; система взаимодействий между важнейшими участниками [21, c. 45].

Англо-американская модель корпоративного управления используется в Соединенных Штатах, Новой Зеландии, Англии, Австралии, Канаде. В рамках этой модели также есть свои различия, которые обусловлены национальными законодательствами. Американская модель корпоративного управления имеет следующие характеристики :

  • Взаимосвязь с отличительными признаками акционерной собственности;
  • Акции корпораций используются населением как инструмент сохранения финансов;
  • Компании реализуют акции с целью привлечения дополнительных инвестиций, способствующих развитию бизнеса;
  • В качестве основных собственников корпораций выступают институциональные и приватные инвесторы, принимающие риски с целью получения прибыли от разницы курса купли/продажи акций;
  • Инвестиции в корпорации возможны при наличии уверенности в эффективности модели корпоративного управления, поэтому потенциальные инвесторы проводят анализ рынка акций с целью определения качества моделей корпоративного управления;
  • Высокая ликвидность фондового рынка.

Если моделью корпоративного управления используется структура совета с преимущественным представительством внутренних директоров, то возникает проблема, заключающаяся в их контроле собственной работы. Разрешить данную ситуацию поможет расширение представительства независимых членов совета директоров. Так как внутренние директора выступают сразу в двух ипостасях (как менеджеры одного из направлений деятельности корпорации и директора, отвечающие за предприятие в целом) возможна ситуация подмены функций (в совете они могут вести себя как менеджеры, а в работе по конкретному направлению могут подсознательно использовать директорские возможности).

Положительные стороны американской модели корпоративного управления:

  • Высокий уровень привлечения частных накоплений, который обеспечивает фондовый рынок;
  • Направленность акционеров на поиск отраслей с высокой доходностью;
  • Задача корпорации состоит в обеспечении роста стоимости бизнеса;
  • Открытость корпораций.

Отрицательные стороны американской модели корпоративного управления: дороговизна привлеченного капитала (высокие дивиденды), деятельность фондового рынка приводит к существенным искажениям реальной цены активов, нет строгого разделения управленческих и контролирующих функций.

Интересы акционеров корпораций чаще всего представляет большое количество отдельных мелких инвесторов, что усиливает контролирующую функцию фондового рынка.

Немецкая модель корпоративного управления в большей мере представлена в государствах, расположенных в центральной части Европы и Скандинавии (в меньшей степени данная модель выражена во Франции и в Бельгии). Германская модель корпоративного управления базируется на социальных взаимодействиях. В решении хозяйственных и управленческих вопросов корпоративных предприятий участвуют все заинтересованные объекты (общественные организации, банковские учреждения, инвесторы, собственники, сотрудники и т.д.) [27, c. 74].

Важная характеристика моделей корпоративного управления немецкого типа – это её закрытость (в отличие от англо-американской). Это происходит потому, что деятельность систем управления германского типа контролируется банковскими учреждениями.

Формирование германской модели корпоративного управления происходило под влиянием: высокой концентрированности капитала; высокого уровня банковского контроля; низкая степень распыленности акций частных инвесторов; невысокая ликвидность фондового рынка; полноценное участие работников в управлении корпорацией; частые случаи перекрестного владения акциями.