Файл: АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА (Современные западные школы и теории менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такой образ американского менеджера является типичным и сейчас. Однако переосмысливаются ценности, средства и формы воздействия на работников, связанные с технологическими, организационными, экономическими и социальными изменениями, обусловленными научно-техническим прогрессом в производстве, а лидерство приобретает новые черты - основывается на личном примере руководителя, отказе от администрирования, переходе к «мягкого» стиля руководства, направленного на создание «управленческой автономии» отдельных структурных единиц и «естественную диффузию», распространение новых методов управления.

Ведущие ученые многих стран мира склоняются к мнению, что успех в социальном и экономическом развитии в решающей степени зависит от того, как используются в практической деятельности полные достижения науки и техники. Научно-технический прогресс в развитых странах сопровождается широким применением информационных компьютерных технологий, современных методов и систем управления.

Высокой технологичностью характеризуется народное хозяйство США, где занято около 40% всех работающих в мире компьютеров. Каждые десять лет здесь удваиваются затраты на научно-исследовательские и опытно-конструктивные разработки.

Сфера высоких технологий и услуг, а не традиционное производство, стала главными двигателями американской экономики.

В США станки с ЧПУ (числовым программным управлением) дают по сравнению с универсальным оборудованием рост производительности труда в 1,8-2,5 раза больше, а обрабатываемые центры - в 2,5-4 раза, гибкие производственные системы - в 5-8 раз, интеллектуальное производство, получившее распространение с начала 90-х годов - в 10-12 раз. СИМ-технология (Computer Inegrated Manufakturing) позволяет поднять производительность труда в 12-18, а CALS-технологии (Continus Acgunsition and LifeCyclt Support), которые завоевывают рыночное пространство, в 20-25 раз. CALS-технологии позволяют в непрерывном режиме информационно поддерживать жизненный цикл изделий или продуктов, интегрируют планирование и управление всем жизненным циклом изделий, от проектирования до изготовления, продажи и утилизации, а также формирование общих баз данных и систем документооборота [23, с. 212].

В стране осуществляются меры, направленные на совершенствование менеджмента на общегосударственном уровне:

- ослабление административных рычагов управления и усиления рыночно-экономических;

- сужение функций и сокращения численности управленческого персонала;

- осуществление курса на диверсификацию производства в крупных корпорациях;


- введение процедуры обязательной оценки экономических и социальных последствий законопроектов по регулированию экономики;

- осуществление курса на диверсификацию производства в крупных корпорациях и создание небольших узкоспециализированных предприятий с высоким техническим уровнем;

- государственное стимулирование развития научно-исследовательских работ;

- ориентация на профессионализацию управленческой деятельности, реализация широких программ подготовки магистров делового администрирования.

В США получил признание и практически воплощается в жизнь комплексный подход к обеспечению эффективного функционирования производственных систем. Теперь модной стала модель «Семи С»:

1) стратегия (strategy);

2) структура (structure);

3) информационное обеспечение (systems);

4) персонал (staff)

5) квалификация (scills);

6) стиль (style)

7) главная цель (superardinafe).

Согласно этой модели разрабатывают организационные и экономические механизмы хозяйствования.

Сейчас во многих странах стал заметным процесс «подтягивания» организационных форм управления до уровня развития технической базы, большое внимание уделяется развитию систем управления на основании создаваемых крупных отраслевых и межотраслевых объединений. Так, развитие межотраслевых отношений на всех уровнях иерархии в США и вертикальная интеграция обусловили образование сложной системы экономических связей, гигантского агропромышленного комплекса (агробизнеса), в котором занята более трети трудоспособного населения страны. Этот комплекс подчинен единой технологической задаче - произвести, переработать и доставить продукцию потребителю.

Наряду с производственными объединениями первого порядка (объединение предприятий) процесс концентрации производства сопровождается созданием объединений второго порядка, которые состоят из нескольких взаимосвязанных специализированных объединений первого порядка. Кроме того, в настоящее время в США функционируют объединения третьего порядка. Создание объединений второго и третьего порядков усложняет иерархическое построение систем управления, а также приводит к значительному автономизации отдельных систем управлений, а также приводит к значительному автоматизации отдельных предприятий и объединений [26, с. 52].

В США распространено мнение, что организационные структуры управления целесообразно перестроить, уменьшить количество уровней управления. Считается, что компьютеризированная организация должна быть плоской. В этой организации импульс исходит снизу, устремляется вверх, а затем снова возвращается вниз. В крупных и средних промышленных корпорациях получили распространение программно-целевые структуры управления. Основные разновидности них следующие: проектное управление (Project management), форма внедрения нововведений (Innovative form), управление по отдельным продуктам (Prodact management), матричная структура (Matrix structure).


Матричные организационные структуры иногда называют «организационными моделями технического прогресса». Термин «матричная» означает, что, кроме графического изображения, организационная структура управления может быть выражена с помощью логических матриц в сочетании их с векторами.

Целевое управление (Management by Odjectives), возникшее в начале 50-х годов, относится к прогрессивных концепций управления. Введение целевого управления направлено на то, чтобы привлечь к выявлению и достижения цели все уровни управления, убедить каждого работника предприятия или организации в необходимости ставить перед собой конкретные цели на определенный период и активно воплощать ее в жизнь.

Начиная с 60-х годов, во многих промышленных фирмах США начали внедрять системы управления проектами. Проект рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на достижение определенных целей в пределах выделенных денежных средств и установленных сроков, или «жизненного цикла», удлинённость которого может меняться от нескольких месяцев до пяти и более лет [28, с. 44]. Как правило, выделяют четыре стадии проектных работ:

- Предпроектное исследование;

- Формирование проекта (утверждение программы, подбор кадров и распределение обязанностей между ними и др.);

- Проведение основных работ;

- Заключительная стадия (сбор, наладка, эксплуатационные испытания.

Экономический эффект от использования системы управления проектом получается за счет своевременного согласования сроков и технических результатов деятельности различных участников проекта, а также применение методов и процедур планирования, организации и контроля за реализацией планов.

В США набирает распространение практика введения в организационные структуры управления компаниями нескольких президентов (в «Кодак» - двух, в «Дженерал элетрики» - трех), которые не являются кураторами какой сферы деятельности, определенного круга функций или вида выпускаемой продукции, а наделены всеми полномочиями по руководству компаниями в целом. Причем, в отличие от некоторых европейских компаний, несколько президентов - это не орган коллективного управления, а носители единоличной исполнительной власти, получаемой от правления - коллегиального органа управления.

По мнению экспертов, такая форма управления ведет к физической разгрузки высшего эшелона власти, повышает оперативность в решении неотложных вопросов, расширяет круг лиц, думают о делах компании. Конечно, чтобы избежать дублирования предназначенным президентам приходится тратить дополнительное время на координацию их деятельности, проведения совещаний (1-2 раза в неделю), телефонные переговоры и др.


В США и некоторых других развитых странах практикуется ротация руководителей на различных иерархических уровнях. Суть ее заключается в том, что происходит межведомственный временный обмен работниками. Так, линейных руководителей корпораций на 2-3 года переводят в центральный правительственного аппарата, откуда государственных чиновников на такой же срок переводят на работу в корпорацию. Многие специалисты считают, что такое перемещение способствует тому, что руководители начинают лучше понимать проблемы, которые возникают, рассматривать их всесторонне, а не с позиции только правительственного департамента или определенной корпорации, изучают специфику ведомств, с которыми приходится контактировать по работе [25, с. 72].

В связи с расширением масштабов управления и усложнением его функций в зарубежной литературе много пишут о делегировании компетенции (передача прав средним и низовым управленческим звеньям), что, по мнению специалистов, позволяет децентрализовать управление, разгрузить высших администраторов, повысить гибкость и оперативность управления , привлечь к активной деятельности ниже управленческие уровни и создать условия для подготовки их и выдвижения на высшие должности.

Подражание концепции делегирования компетенции на практике привело к созданию системы децентрализованных отделов, имеющих широкие полномочия в сфере производства и сбыта продукции.

Кардинальные изменения в управлении персоналом американских корпораций обусловленные новой ролью человеческих ресурсов в производстве. Большинство процветающих фирм последовательно внедряет принцип «производительность от человека». В соответствии с ним акцентируют успехи каждого работника, чтобы он мог с гордостью заявить: «Я сделал это сам».

Важной составляющей инфраструктурного комплекса является управленческая инфраструктура, которая создает предпосылки для эффективного функционирования обслуживаемых сфер народного хозяйства (материальных и нематериальных), а также способствует формированию и развитию других элементов инфраструктурного комплекса.

Консультативная деятельность (консалтинг) находит выражение в оказании помощи прежде всего руководителям из самых разнообразных проблем управления реорганизации и акционирования предприятий, осуществления маркетинговых исследований и внешнеэкономической деятельности, перестройки общего менеджмента в связи с выходом предприятия на рынок и работой в условиях конкуренции.


Исследовательская функция консалтинговых фирм связана с выявлением тех факторов, закономерностей и тенденций, которые в решающей степени влияют на результаты работы конкретного предпринимателя.

Организации по консультативного обслуживания заключают контракты на выполнение научно-исследовательских работ с университетами, частными промышленными фирмами, а также со специальными научно-исследовательскими организациями нового типа, сложившихся в результате симбиоза между университетами и частными компаниями. В американской прессе их называют «фабриками мысли», «университетами без студентов» и т.п., их усилия сосредоточены исключительно на научно-исследовательской работе. Такую работу они выполняют по собственной программе в соответствии с рыночной конъюнктурой, по заказу [16, с. 77].

В США функционирует разветвленная сеть учебных заведений по подготовке и повышению квалификации кадров. Здесь отказались от выдвижения на руководящую работу рабочих, так как считается, что ее должны выполнять специально подготовленные лица.

На отделениях и факультетах американских школ бизнеса основными формами дневного обучения является 4- и 2-годичные курсы, краткосрочные курсы с отрывом от производства, докторантура. При четырехлетней форме обучения готовят бакалавров, при двухлетней - магистров деловой администрации из лиц, имеющих высшее образование и практический стаж работы.

Программы и методика преподавания в школах бизнеса не унифицированы, но имеют много общих черт. Общим для них является широкое использование анализа конкретных хозяйственных ситуаций и деловых игр, перемещение акцента на изучение общеуправленческих функций (планирование, организацию, контроль), а также методов разработки и принятия управленческих решений.

В США любят утверждать, что для любой фирмы нет ничего святого, кроме ее принципов. Сейчас популярными стали принципы всемирной компании ИБМ.

Каждый человек заслуживает уважения.

Каждый покупатель имеет право на самое лучшее обслуживание. Ориентируясь на покупателя, компания ИБМ ввела более оперативные способы обслуживания клиентов. Добиваться совершенства во всем. Неизменной целью должна быть отсутствие дефектов и в товарах, и в услугах.

Обширно в мире как новаторская является американская акционерная компания ЗМ постоянно предлагает потребителям оригинальные и все более совершенные изделия. Высшее руководство фирмы стимулирует нововведения установив для всех отделений: зарабатывать не менее 25% средств путем реализации продукции, разработанной не более пяти лет назад [19, с. 88].