Файл: Золото и его роль в мировой валютной системе ( Современное состояние и перспективы развития золота в валютной системе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Представляется необходимым рассмотреть эти предложения в трех аспектах: экономиче­ском, морально-этическом и политико-право­вом.

Экономический аспект

К середине XIX в. в результате развития мирохозяйственных связей сформировалась первая международная валютная система зо­лотого стандарта, которая в процессе своего развития прошла три стадии золотомонетного стандарта, золотослиткового стандарта (кроме США) и золотовалютного, а по сути золото­долларового стандарта. Все разновидности золотого стандарта основывались на золоте как мере стоимости и окончательном средстве платежа, имели предсказуемые пределы коле­баний курсов основных валют и не требовали значительных затрат на хеджирование валют­ных рисков. И если на стадии золотомонетного стандарта золото выступало в роли абсолют­ного монарха, то в последующих стадиях оно превратилось, по образному выражению Джо­на Мейнарда Кейнса (JohnMaynardKeynes), в конституционного монарха, «лишенного сво­ей древней деспотичной власти и вынужденно­го принимать советы Банковского Парламента» [14, с. 173]. С принятием же поправок к Уставу МВФ, вступивших в силу в 1978 г, золото было окончательно свергнуто с трона и заточено в монастырь.

Исторические стадии развития золотого стандарта характеризовались постепенным вытеснением золота сначала из внутреннего денежного обращения, а затем и из между­народного. Золото - это деньги того периода развития мирового хозяйства, когда количе­ство товаров для обмена было ограничено, а его участники были разрознены и удалены друг от друга. С развитием мирового хозяйства экономические связи между его участниками становятся более тесными, круг обмениваемых товаров значительно расширяется и кредитные деньги, обладающие мобильностью и принося­щие доход в виде процента, вытесняют золото. Золотой стандарт, по выражению Д. М. Кейнса, становится «варварским пережитком» [10, с. 172]. За современными мировыми кредитными деньгами стоит не один товар (золото), а ши­рокий спектр конкурентоспособных товаров и качественных услуг, а также ликвидные и надежные финансовые активы с приемлемым уровнем доходности. Недаром возврат к сис­теме золотого стандарта многие экономисты называют «внеисторическим» Красавина [4, с. 37].

Еще одним труднопреодолимым препятст­вием на пути восстановления золотого стан­дарта и, соответственно, конверсии внешних валютных пассивов стран, эмитирующих ми­ровые валюты (прежде всего США) в золото является необходимость единоразового по­вышения его мировой рыночной цены. Если сопоставить денежную массу ФРС США по агрегату Ml 2,256трлн долларов (июнь 2012 г.) [16] с объемом их золотых резервов 261,4 млн тройских унций, или 8133,5 тонн золота [12], то новая балансирующая цена золота должна составить $8630 за тройскую унцию. По рас­четам же Прайса Уго Салинаса, цена золота, необходимого для восстановления его пропор­ции в резервах ЦБ, которая существовала в се­редине прошлого века (70 %), составит около $20 тыс. за унцию [18]. Такая многократная де­вальвация доллара и других резервных валют приведет к краху международного долгового рынка, обесценению валютных резервов, со­кращению мировой торговли и натурализации мирового хозяйства. В относительном выигры­ше окажутся только золотодобывающие стра­ны, да и то не все. Китай, с одной стороны, является самым большим золотодобывающим государством, но с другой - обладает самы­ми большими валютными резервами, которые обесценятся в разы.


Кроме того, рост денежной массы при зо­лотом стандарте ограничен приростом золо­тых резервов. При мировой добыче золота в 2011 г. в размере 2726 тонн прирост денежной массы в мире мог бы составить всего лишь около 140 млрд долларов, и это если бы все золото ушло только на пополнение резервов центральных банков. Именно эта жесткость золотого стандарта затрудняет возможности маневра монетарных властей, так необходимые в периоды кризисов.

Использование же золота в качестве инфля­ционного якоря весьма затрудняет их высокая волатильность. И хотя они действительно мало зависят от ежегодных объемов добычи, которая составляет всего 1,6 % накопленных запасов, спекулятивная их составляющая достаточно велика, особенно в кризисные периоды, ког­да растут экономическая неопределенность и инфляционные ожидания. Внутригодовые колебания цены золота в долларах США в 2010 г. по данным GFMS GROUP составили 36.2%, а в 2011 г. уже 13.7% [15].

Что же касается идеи использования золота в корзине СДР, то, во-первых, исходя из каких параметров определять его долю в корзине?

Нынешняя корзина СДР с 1 января 2011 года состоит из доллара США (41,9 %), евро (37,4 %), британского фунта (11,3 %) и японской йены (9,4 %). В корзину СДР включа­ются четыре свободно используемые валюты, выпущенные странами-членами Фонда или валютными союзами, в которые входят страны-члены Фонда, с наиболее высокой стоимо­стью экспорта товаров и услуг за пятилетний период. Веса, присвоенные этим валютам, основываются на стоимости экспорта това­ров и услуг эмитирующего валюту государст­ва-члена (или государств-членов, входящих в валютный союз) и сумме резервов в соответ­ствующих валютах, принадлежащих другим государствам-членам МВФ [7]. Золото - это валюта без государства и, соответственно, экс­порта не имеет. Его доля в резервах колеблется в районе 10 %. Означает ли это, что доля золота в корзине СДР составит всего 10 %?

Во-вторых, СДР не являются ни валютой, ни требованиями к МВФ. Они, скорее все­го, представляют собой потенциальное тре­бование к свободно используемым валютам государств-членов МВФ. Включение золота в корзину СДР будет означать появление потен­циальных требований к золотодобывающим государствам-членам МВФ?

На все эти вопросы можно попытаться дать ответы, но непонятно, зачем заваривать всю эту кашу, если никаких глобальных макроэко­номических эффектов по повышению стабиль­ности функционирования мировой валютной системы от этого шага не просматривается?

Морально-этический аспект


Сторонники золотого стандарта часто на­зывают его более справедливой системой по сравнению с существующей мировой валют­ной системой, когда сеньораж поучает лишь узкий круг стран-эмитентов резервных валют. Однако залежи золота тоже неравномерно рас­пределены по миру. На 10 крупнейших золото­добывающих стран (Китай, Австралия, США, ЮАР, Россия, Перу, Индонезия, Канада, Гана, Узбекистан) приходится 2/3 мировой добычи золота [9]. И если при среднемировых затратах (включая амортизацию) в 2011 г. в $1044 на добычу одной тройской унции золота миро­вая среднегодовая цена в $1,572 не выглядит заоблачной, то при цене в $8000, а тем более $20 000, вряд ли можно говорить об отсутствии сеньоража [15].

Политико-правовой аспект

Правовой основой современной мировой валютной системы является IV статья «Обя­зательства в отношении валютного режима» Соглашения МВФ с поправкой, вступившей в силу 1 апреля 1978 года в результате изме­нений, утвержденных резолюцией Совета управляющих № 31-4 от 30 апреля 1976 года. Подпункт (Ь) раздела 2 «Общий валютный режим» определяет следующие возможные виды валютного режима: «(i) поддержание го­сударством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота, (ii) режим сотрудни­чества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отно­шению к стоимости валюты или валют других государств-членов, (ш) иные формы валютного режима по выбору государства-члена» [10, с. 6]. Иными словами, Соглашение МВФ содер­жит прямой запрет на использование золота, как эталона стоимости валют государств - чле­нов МВФ. Чтобы ввести золотой стандарт в глобальном или региональном масштабе, или в пределах отдельной страны, надо либо изме­нить редакцию этой статьи, либо выйти из чи­сла государств-членов МВФ. Подпункт (с) этой же статьи определяет, что ее редакция может быть изменена большинством в 85 % от об­щего числа голосов государств- членов МВФ. Учитывая то, что США даже после реформы квот 2010 года, будет иметь 16,47 % голосов, это означает необходимость получения согла­сия США на изменение статьи ТУСоглашения МВФ и, соответственно, на восстановление золотого стандарта.

Аналогичная ситуация с формированием корзины СДР. Для изменения принципа оцен­ки СДР либо для коренного изменения способа применения действующего принципа требует­ся большинство в 85 % от общего числа голо­сов (статья XV «Специальные права заимство­вания», раздел 2 «Оценка стоимости единицы специальных прав заимствования») [10, с. 44].


Какова же позиция США по восстановле­нию золотого стандарта? 22 июня 1981 года в соответствии с разделом 10(b) публичного закона 96-3 89 была создана Комиссия Конгрес­са США, получившая название Золотой (Gold Commission), с задачей «провести исследова­ние, дать оценки и выработать рекомендаций в отношении политики Правительство США о роли золота в национальных и международных денежных системах» [19, с. 1].

Комиссия состояла из 16 членов (трех сена­торов, четырех конгрессменов, трех членов Со­вета управляющих ФРС, председателя и одного из членов Совета экономических консультан­тов при президенте и четырех представителей деловых и научных кругов, включая известно­го инвестора, историка и экономиста Льюиса

Э. Лермана, автора книги The Case for Gold). Председателем комиссии стал министр фи­нансов Дональд Томас Риган (Donald Thomas

Regan). Комиссия начала работу 16 июля 1981 года и представила свой доклад Конгрессу 31 марта 1982 года. Доклад состоит из двух то­мов общим объемом свыше 200 страниц и кро­ме рекомендаций комиссии содержит богатый фактический и статистический материал. 6-й раздел рекомендаций касается международной валютной системы. Большинством голосов (два конгрессмена и Льюис Э. Лерман голосовали против) была принята Рекомендация 1 (Раздел 6), в которой предлагалась ничего не менять в существующей системе гибких обменных валютных курсов и «использовании золота в работе нынешних механизмов обменного кур­са» [19, с. 20]. Нерешенность проблемы кон­вертируемости в золото огромного количества долларов, распространившихся по всему миру, была названа в качестве главного аргумента против реставрации международного золотого стандарта. Кроме того, комиссия сослалась на отсутствие видимого между нар одного интере­са к восстановлению золотого стандарта, более того, отмечался тот факт, что многие зарубеж­ные официальные лица высказываются про­тив золотого стандарта. С той поры ни одна из названных причин не была устранена, так что позиция США по поводу реставрации золотого стандарта вряд ли изменится.

Золото как глобальный резервный актив

Официальные золотые резервы стран мира мало изменились после отмены золотого стан­дарта. В 1971 г они составляли 36 575 тонн, а через 40 лет после демонетизации золота - 31 230 (2011 г.), уменьшившись всего на 15 % [15]. Достигнув своего исторического ми­нимума в первом квартале 2009 года, в усло­виях кризиса доверия к основным резервным валютам они выросли до 31 283 в 1 -м квартале 2012 года, увеличившись всего на 4,4 %. Ни­какого массового бегства к золоту в условиях мирового финансового кризиса среди Центро­банков стран мира пока не наблюдается. Среди стран со значительными золотыми резервами существенные изменения с 2000 года прои­зошли в золотых запасах Швейцарии, умень­шились с 2590 до!040 тонн и Великобрита­нии с 588 до 310 тонн, а Канада практически ликвидировала золотой запас, уменьшив его с 46 тонн до 3,5 тонн. Свои резервы нарастили Китай, увеличив их с 395 до 1054 тонн, Ин­дия с 358 до 558 тонн и Россия с 423 до 896 тонн. Мировым лидером по золотым запасам остаются США, золотой запас которых после августа 1971 года изменился незначительно (1971 г.-8584 т, 2011 г. - 8133 т) [15].


Использование золота в качестве резервного актива не противоречит современной системе международного финансового права и Согла­шению МВФ. Статья VTII, «Общие обязатель­ства государств-членов» в разделе 7 «Обяза­тельство сотрудничать в области политики по отношению к резервным активам» обязывает государства-члены сотрудничать с Фондом и другими государствами-членами в целях прев­ращения специальных прав заимствования в основной резервный актив международной валютной системы. Кроме того, политика го­сударств-членов по отношению к резервным активам не должна противоречить задачам совершенствования международного надзора за состоянием международной ликвидности. [10, с. 28]. Никакого запрета на использование золота в качестве резервного актива нет.

Более того, в Вашингтонском соглашении, заключенном 26 сентября 1999 года 15-ю ев­ропейскими центральными банками и продле­ваемом каждые пять лет, прямо говорится о том, что «золото остается важным элементом глобальных валютных резервов» [13]. Согла­шением также предусматривался ежегодный потолок продаж золота банками-участника- ми в 400 тонн (2000 тонн в течение пяти лет). США, Япония, Австралия и МВФ заявили о намерениях следовать «духу соглашения». И в последнем третьем соглашении, вступив­шем в силу 27 сентября 2011 года, отдельным пунктом было указано, что потолок в 400 тонн и 2000 тонн включает в себя 403,3 тонны золота МВФ, решение о продаже которых было при­нято 18 сентября Исполнительным советом Фонда.

Некоторыми экспертами вносится пред­ложение о целесообразности в Соглашении МВФ «подтвердить статус золота как меж­дународного резервного актива и принципы регулирования операций с золотом централь­ных банков в соответствии с действующим Вашингтонским соглашением о золоте» [4, с. 36]. На наш взгляд, острой необходимости во внесении таких изменений в Соглашение МВФ нет, принципиально они ничего не изменят, а сложившееся статус-кво устраивает всех

Заключение

Мировая валютная система играет неотъемлемую роль в развитии воспроизводственных процессов, способствует сопровождению глобализации и интеграции стран в мировое финансовое пространство. Более того, мировая валютная система должна отвечать требованиям и интересам ее участников. Современное состояние мировой валютной системы говорит о том, что назревает необходимость в ее реформировании.

Возврат международной валютной системы к золотому стандарту невозможен как в силу экономических причин, так и учитывая поли­тико-правовые реалии. Решения по измене­нию роли золота в международной валютной системе принимаются большинством в 85 % голосов, а США и страны ЕС, которые сейчас стали основными эмиссионными центрами, обладают возможностью блокирования кар­динальных реформаторских решений в рамках МВФ. Они не дадут согласия на возврат золоту функций мировой валюты, так как это ограни­чит их возможности в использовании ресурсов мировых валютно-финансовых рынков. Статус же золота в качестве глобального валютного актива не стоит переоценивать. Золото - самая консервативная часть резервных активов, кото­рая сохраняется большинством государств на случай катастрофического сценария развития международной валютно-финансовой систе­мы. Управлять золотыми резервами достаточно проблематично, так как поставки значитель­ных партий золота на мировой рынок могут вызвать обвал его цены и резко снизить ожи­даемую выручку. Украина могла бы выступить с инициативой предоставления государствам - членам МВФ права покупать СДР за золото, что упростило бы управление золотыми ре­зервами, активизировало бы их использование и привлекло в мировую финансовую систему дополнительные ресурсы. При этом надо иметь в виду, что для принятия такого решения не­обходимо достичь консенсуса среди ключевых государств - членов МВФ.