Файл: Золото и его роль в мировой валютной системе ( Современное состояние и перспективы развития золота в валютной системе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С 1976 года (1978 г. - ратификация соглашения) [2, 85 с.] начала функционировать Ямайская валютная система, в корне отличающаяся от своих 3-х предшественников. Основой является стандарт СДР, что полностью исключило возможность свободной конвертируемости золота (демонетизация золота).

В данной главе были рассмотрены такие проблемы как технологический уклад, и зависимость жизненного цикла от технологического уклада. Жизненный цикл технологического уклада обычно составляет около ста лет, а период его до­минирования - 40-60 лет. Так в мировом технико-экономическом развитии, берущем начало с промышленной революции в Англии выделяют жизненные циклы нескольких последовательно сменявших друг друга технологических укладов.

ГЛАВА 2. Современное состояние и перспективы развития золота в валютной системе

2.1 Современное состояние

Однако Ямайская валютная система, как показал масштабный кризис 2008 года, требует реформирования в связи с неспособностью отвечать на современные запросы. Полицентризм и регионализация, смещение мирового финансового центра в Азию, диспропорции общественного (отрыв реального сектора экономики от финансового) - все это причины кризисного состояния Ямайской валютной системы, требующие незамедлительного решения.

Выделим важнейшие составляющие аспекты современного кризиса.

Рисунок 3 - Важнейшие составляющие аспекты современного кризиса

Необходи­мы меры дополненные программами глобального стимулирования внедрения нового технологического уклада (ТУ), развитие которого инициирует новую длинную волну экономического роста.

В настоящее время в развитии мировой эконо­мики (начиная с промышленной революции в Ан­глии) выделяют жизненные циклы нескольких, после­довательно сменяющих друг друга, технологических укладов (рисунок 4) [10].

Рисунок 4 – Основные характеристики технологических укладов

Перспектив­ным в этих условиях представляется финансирование компаний, занимающихся внедрением базовых ново­введений нового ТУ при наличии высоких рисков ин­вестирования в производства вновь формирующегося ТУ. Последнее, в свою очередь, создает благоприят­ные условия для возникновения спекуляций и надува­ния финансовых пузырей с последующей потерей средств инвесторами. В современных условиях высо­кой неопределенности оценки ожидаемой доходности новых технологий, активный спрос со стороны инве­сторов de fakto привел к появлению финансовых пу­зырей на фондовом рынке и рынке недвижимости, что свидетельствует о происходящем завершении жиз­ненного цикла доминирующего ТУ.


Ликвидация финансовых пузырей в результате кризисов приводит к обесценению значительной ча­сти капитала и началу длинноволновой депрессии. Мировая экономика на принципах технологического уклада второй половины ХХ в. исчерпала прежние источ­ники роста. Новым источником может стать новый технологический уклад и соответствующий спрос экономики и рынков на продукцию и технологии бу­дущего поколения, способные решить экологическую, продовольственную, энергетическую безопасность человечества.

Одним из способов решения проблемы является выбор нового актива в качестве резервного. Как отме­чалось выше, ранее такими активами были золото в 3ТУ; доллар в 4 ТУ; свободно конвертируемые валю­ты, принимаемые к международным расчетам и пла­тежам в 5 ТУ.

В шестом ТУ таким активом может стать энер­гия, а построение новой валютно-денежной системы может быть основано на идее российского исследова­теля П.Г. Кузнецова относительно «энергоденег». Ис­следователь не только предлагал введение новой ва­люты, он считал этот процесс неизбежным: «В бли­жайшем будущем на смену этой крашеной бумаге придет единое правило международных расчетов че­рез объективный измеритель, роль которого возьмет на себя физическая величина - киловатт-час».

Решением этих ключевых проблем является сме­на технологических укладов которая потребует фор­мирования новой глобальной финансово-денежной архитектуры.

Для России в качестве механизма формирования шестого технологического уклада следует рассматри­вать экономику знаний. К такому выводу привели ис­следования понятия «экономики знаний», особенно­стей состава и структуры ее экономического поля, си­стемы существующих в нем связей. Экономика зна­ний основывается на абсолютном приоритете духов­ного производства над материальным и только в таких условиях может быть реализована. Целью экономики знаний является развитие человека (не человеческого капитала для нужд производства, а именно человека как творческой личности) и этой цели должны быть подчинены все общественно-экономические механиз­мы и ресурсы. В экономике знаний материальное про­изводство занимает свое естественное положение овеществления идей, создаваемых в духовном произ­водстве - последнем этапе процесса познания [13].

С точки зрения изменения функционирования фи­нансово-кредитного сектора в рамках 5-6 ТУ должно произойти разрушение спекулятивной экономики (ци­вилизационного развития на основе ссудного процен­та), который не означает наступление «уравниловки». Вложение денег будет происходить в реальную эко­номику, а их безмерное накопление станет невозмож­ным и невыгодным. Усилится социальный контроль. Без энергетического обеспечения денег это сделать достаточно сложно. В конечном итоге, энергоденьги это вызов глобализации, поскольку для дальнейшей интеграции рынков нужна общепризнанная мера сто­имости и средство платежа. Вероятно, что это ускоре­ние произойдет по инициативе России. Как писал П.Г. Кузнецов, «разрешение этой проблемы настолько се­рьезно и важно, что ему суждено, быть может, стать главным вкладом России в историю XXI в.».


Приведем основные принципы реформирования финансово-кредитной системы, которые оказывают непосредственное влияние на политику государства (рисунок 5)

Рисунок 5 – Изменение политики государства в ходе перехода на 5-6 технологический уклад

Россия может успешно выйти из кризиса и занять место лидера мировой экономики, если одной из пер­вых сформирует и войдет в фазу быстрого развития нового ТУ. Наступает переломный момент, период смены технологических укладов. Он требует принятия осмысленных решений на пути формирования в Рос­сии экономики знаний и нового технологического уклада, а это благоприятный момент для изменения действующей ресурсной модели экономического раз­вития, освобождения от господства «золотого милли­арда» и смены лидера цивилизационного развития.

Тогда представляется возможным выделить следующие направления реформирования современной мировой валютной системы [1, 51 с.]:

  1. Концепция многовалютного стандарта - свободное использование нескольких валют.
  2. Создание наднациональной валюты - в связи с тем, что СДР является нежизнеспособным, в силу его официального использования только МВФ и рядом центральных банков и сильной привязки к доллару, необходимо создание единой мировой валюты.
  3. Определение роли золота - несмотря на то, что произошла его демонетизация, все кризисные явления сопровождаются ажиотажной покупкой данного металла, в связи с чем колебания цен за унцию доходят до рекордных уровней.
  4. Реформирования МВФ - как ранее отмечалось, данный фонд слабо справляется с задачей стабилизатора валютных отношений.

В условиях кризисной ситуации, когда мы замечаем понижения курса рубля, все более остро встает проблема обеспечения российской валюты [1].

Обеспеченность валюты является не только одним из основных индикаторов стабильности экономики, но и всей платежной системы.

Существует желание возвратить золотомонетный стандарт, который неразрывно связан с укреплением устойчивости национальной валюты. Можно вспомнить многочисленные примеры из истории, связанные с тем, что переход на золотой стандарт помог за считанные недели пресечь послевоенные гиперинфляции (Германия, Австрия и Россия). С точки зрения сторонников свободы рынка и стабильности цен, золотой стандарт едва ли не идеален.

Новый мировой валютный стандарт основан на разделении функций между отдельными инструментами. Новый мировой валютный стандарт назван полиинструментальным [3]. Функциональная общая схема полиинструментального стандарта показана на рисунке 6.


Рисунок 6 – Функциональная общая схема полиинструментального валютного стандарта

Главная проблема оборотного инстру­мента заключается в его распределении и перерас­пределении. Ясно, что доход от эмис­сии получают государства-учредители. Но это обусловило следующие вопросы:

  1. Какова пропорция распределения дохода от эмиссии оборотного инструмента для государствам-учредителей?
  2. Возможно ли расширение числа стран- участников и смогут ли они пользоваться доходами от эмиссии?
  3. Какие стимулы для сторонних стран тимулировать сторонние страны воспользоваться данным инструментом?
  4. Как наделить сто­ронние страны на начальном этапе оборотным инструментом с целью их вовлечения в новую мировую валютную систему?

Решение первой и второй проблемы могут быть получены в результате пере­говоров, то третья и четвертая проблема тре­буют серьезного решения на этапе разра­ботки валютной системы. Ученые предлагают три ва­рианта решения данных проблем.

Вариант 1. Эмитированный оборотный инструмент получает распределение между государствами-учредителями, а они далее расплачиваются им с остальными странами и между собой.

Вариант 2. Для вовлечения как можно большего числа стран в новую мировую ва­лютную систему нужно наделить каждую новую страну определенными начальными кредитными ресурсами в оборотном инстру­менте. Но здесь возможен риск невозв­рата кредитов, однако именно так поступили США, внедряя известный план Маршалла с 1948 года.

Вариант 3. На оборотный инструмент в течение некоторого времени может обмени­ваться доллар США.

Как представляется вариант 3 проще в реали­зации и наиболее реалистичен. К тому же он будет стимулировать государства и корпора­ции избавляться от долларов США, что при­ведет мировое хозяйство к скорейшему пере­ходу на новую мировую валютную систему.

2.2 Перспективы развития

15 августа 2011 г исполнилось 40 лет со дня знаменитого вос­кресного телеобращения к стране Президента США Ричарда Никсона в котором он заявил: «Я поручил министру (Secretary of the Treasury) Конналли (Connally) временно приостановить конвертируемость американского доллара (в золото)» [17, с. 889].Эта «временная» мера так и не была отменена США, что означало конец эпохи золотого стандарта в международ­ной валютной системе. Многие экономисты и политики считают, что современный мировой финансовый кризис практически вырос из ав­густа 1971 г. Выступая 24.01.2011 г. в связи с началом председательства Франции в G 20, Н. Саркози заявил: «Весь 2010 г. был отмечен дебатами о валютах. Некоторые даже говорили о войне валют. Действительность - это неста­бильность международной валютной несис- темы, мы живем в ней с 1971 г. Говорить, что есть валютная система - это даже серьезная ошибка. Ее нет с 1971 г.» [5, с. 88].


Действительно, мировой финансовый кри­зис, начавшийся в 2008 г., со всей остротой обнажил недостатки современной мировой ва­лютной системы. Кризис доверия к основным резервным валютам (доллару США и евро) привел к резким колебаниям курсов этих валют и бегству к золоту. В мире серьезно заговорили о возврате мировой валютной системы к золо­тому стандарту. Президент Всемирного банка Роберт Зеллик (Robert Zoellick) в своей ста­тье, опубликованной 7 ноября 2010 г в газете Financial Times, высказался в пользу привязки мировых резервных валют к золоту: «Систе­ма должна рассмотреть вопрос о применении золота в качестве международного ориентира рыночных ожиданий относительно инфляции, дефляции и стоимости валют. Хотя учебники могут рассматривать золото как старые день­ги, рынки используют золото в качестве аль­тернативы денежного актива сегодня» [20].

Анализ позиций известных экономистов по вопросам, связанным с возможностью возрождения золо­того стандарта в современных экономических условиях, позволяет подразделить их на сто­ронников восстановления золотого стандарта в «широком» и в «узком» смыслах.

Суть предложений сторонников восстанов­ления золотого стандарта в «широком» смысле, к которым можно отнести Катасонова В. Ю., Комбарова С. М., Кузнецова В. С., Юрьева М., Уго Салинаса Прайса, Уэрта де Сото, Нейтан Льюис, Майкла Мэлони, Льюиса Э. Лермана, сводится к возврату золоту функций мировых денег в той или иной форме.

Кузнецов В.С. предлагает введение такого золотовалютного стандарта, при котором «все страны - эмитенты резервных валют отвечали бы за стабильность мировых финансов через обязанность конверсии в золото своих внешних официальных валютных пассивов» [6, с. 208]. А Комбаров С. М. предлагает создать единую мировую валюту на основе золота: «Возврат к справедливой глобальной валюте на основе товарных универсальных денег, золота и/или серебра, становится делом недалекого буду­щего» [3, с. 26].

Сторонники восстановления золотого стандарта в «узком» смысле, к которым мож­но отнести Барсегяна А. Г., предлагают ис­пользовать золото в системе международного валютного обмена в качестве ограничителя необеспеченной эмиссии международных де­нег, инфляционного ориентира и номиналь­ного якоря валютных курсов [1, с. 26]. Хотя конкретный механизм воплощения этих бла­гих пожеланий не раскрывается. Выступая в апреле 2009 года на конференции в Высшей школе экономики в Москве, более конкретное предложение выдвинул А. Дворкович, бывший помощник президента России, а ныне замести­тель председателя правительства Российской Федерации: «Уже сегодня СДР могли бы бо­лее широко использоваться в качестве валюты выпуска финансовых инструментов, валюты финансирования развития, и нужно более серь­езно подумать о роли золота в качестве одного из обеспечений такой валюты» [2]. Такой же позиции придерживается управляющий ди­ректор по инвестициям Всемирного совета по золоту (WGC) Маркус Грубб (Marcus Grubb), который в ноябре 2010 года призвал власти рассмотреть возможность добавления золота в корзину валют, обеспечивающих специальные права заимствования (СДР) [8].