Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов. На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом гостиничного предприятия
1.1. Сущность и основные понятия системы управления персоналом
1.2. Особенности управления персоналом гостиницы
Глава 2. Анализ управления персоналом в гостинице «Байкал»
2.1. Краткая характеристика гостиницы
2.2. Оценка системы управления персоналом гостиницы «Байкал»
Глава 3. Предложения по совершенствованию управлению персоналом гостиницы «Байкал»
Для оборудования комнаты релаксации необходимо выделить помещение. Сейчас в гостиницы имеется подсобное помещение площадью 14 кв.м. Его окна выходят во внутренний двор. Предлагается освободить его и оборудовать как зону отдыха для работников. В комнате релаксации для персонала необходимо:
1. Разместить сплит-систему. Это позволит поддерживать в помещении комфортную температуру, обеспечить прохладу летом и тепло в межсезонье, осуществлять вентиляцию воздуха.
2. Повесить на окно градины и плотные шторы, чтобы можно было создавать в помещении сумрак.
3. Постелить на пол ковровое покрытие. В настоящее время в помещении, предназначенном под комнату релаксации, постелен линолеум. Ковровое покрытие будет создавать более уютную и комфортную обстановку.
4. Поставить мягкую мебель: диван и два кресла, на которых будут отдыхать работники.
5. Поставить небольшой столик. Приобрести электрический чайник, чтобы работники могли, отдыхая, спокойно попить чая или кофе.
7. Разместить аквариум с рыбками.
Посещать комнату отдыха работники могут по очереди либо небольшими группами в свободное от обслуживания гостей время.
Вторым мероприятием является организация питания работников гостиницы «Байкал».
Важным фактором высокой производительности труда является удовлетворенность работников его условиями. Поскольку рабочий день различных категорий персонала имеет продолжительность от 8 до 12 часов, у работников всегда возникает проблема питания на рабочем месте. В настоящее время каждый решает вопрос питания самостоятельно. Многие работники приносят еду из дома, другие обедают в близлежащих кафе, кулинарии гостинице «Байкал».
Поскольку при гостинице «Байкал» имеется собственная столовая, предлагается организовать в ней ежедневное питание работников. Подобная практика сегодня имеет место на многих предприятиях гостиничного хозяйства. Все пришедшие на работу сотрудники регистрируются, и сведения об их количестве передаются на кухню. На каждый день устанавливается меню, в соответствии с которым повара готовят еду на заявленное количество лиц. В определенный период времени (как правило, дается два часа, чтобы не все сотрудники покидали свои рабочие места одновременно) персонал организации приходит в ресторан или столовую и обедает.
Предлагается ввести аналогичную систему в гостинице «Байкал». Сотрудники отдела кадров ежедневно, не позднее 9.30 будут подавать на кухню ресторана данные о явочной численности работников. На это количество человек будет готовиться обед. Комплексный обед будет включать в себя первое блюдо, второе блюдо, салат и напиток. Для каждого дня недели (с понедельника по пятницу) необходимо разработать отдельный вариант меню приблизительно равной стоимости. На субботу и воскресенье меню будут определять повара исходя из имеющихся на кухне остатков сырья, не использованных за неделю. В выходные дни готовить придется намного меньше, так как в гостинице будет присутствовать только дежурный обслуживающий персонал. Время обеда в гостинице – с 12.00 до 14.00.
Примерное меню для питания работников представлено в таблице 2.
Таблица 2 Ежедневное меню для сотрудников гостиницы «Байкал» |
|
Наименование |
Вес /объем |
Понедельник |
|
Щи из квашенной капусты |
0,3 л |
Плов с говядиной |
250 г |
Салат «Оливье» |
150 г |
Компот, чай |
200 г |
Вторник |
|
Борщ |
0,3 л |
Жареная курица с картофельным пюре |
250 г |
Салат из свежих овощей |
150 г |
Компот, чай |
200 г |
Среда |
|
Суп куриный с лапшой |
0,3 л |
Гуляш с гречкой |
250 г |
Салат «Сельдь под шубой» |
150 г |
Компот, чай |
200 г |
Четверг |
|
Рассольник |
0,3 л |
Жареная рыба (сом, минтай, сазан) с картофельным пюре |
250 г |
Винегрет |
150 г |
Компот, чай |
200 г |
Пятница |
|
Окрошка |
0,3 л |
Бифштекс рубленный с жаренным картофелем |
250 г |
Салат крабовый |
150 г |
Компот, чай |
200 г |
Как видно из таблицы 2, для работников предусмотрено полезное и разнообразное питание. Меню каждого комплексного обеда составлено таким образом, что себестоимость питания одного человека в среднем составляет 180 руб. Предлагается, что 50% стоимости питания будет оплачивать гостиница, а 50% - работники. Таким образом, стоимость комплексного обеда для каждого сотрудника становится всего 90 руб.
Третьим предлагаемым мероприятием является предоставление сотрудникам возможности бесплатно посещать тренажерный зал и салон красоты. Работоспособность персонала предприятия, его эмоционально-психологическое состояние зависит также от того, в какой физической форме находятся работники, довольны ли они своим внешним видом. Более того, часть работников непосредственно контактируют с постояльцами гостиницы, и поэтому всегда должны хорошо выглядеть, чтобы клиентам было приятно с ними общаться. Поэтому целесообразно позаботиться о том, чтобы работники гостиницы «Байкал» поддерживали себя в хорошей физической форме. Для этого нужно: предоставить работникам возможность бесплатно посещать тренажерный зал; обеспечить персоналу возможность посещать салон красоты.
В гостинице «Байкал» имеется большой спортивный зал, оборудованный современными тренажерами. В нем работают профессиональные тренеры, инструктирующие посетителей, как правильно выполнять те или иные упражнения на спортивных тренажерах. Предлагается дать возможность всем работникам гостиницы «Байкал» бесплатно посещать тренажерный зал до 2 раз в неделю. Это мероприятие не потребует дополнительных затрат, так как зал является собственностью гостиницы. Посещение работниками спорт-зала гостиницы не повлечет для последней увеличение затрат на оборудование или содержание тренажерного зала.
Необходимо совместно с администраторами спорт-зала оговорить частоту и время посещений и составить график тренировок для всех сотрудников гостиницы «Байкал».
Также необходимо, чтобы те сотрудники гостиницы «Байкал», которые непосредственно контактируют с клиентами, регулярно посещали салоны красоты. Это, прежде всего, администраторы, дежурные по этажу, горничные. Для этого ежемесячно всем данным сотрудникам нужно выдавать подарочные сертификаты на посещение салона на сумму 2 500 руб. Также нужно заключить договор с одним из салонов красоты, расположенных невдалеке от «Байкал». Естественно, сертификат на 2 500 руб. не позволит каждому пройти полный спектр процедур по уходу за волосами, лицом и телом. Но этой суммы вполне достаточно для того, чтобы сделать стрижку или маникюр. Какой бы набор услуг не выбрал работник, в любом случае предоставление ему бесплатного подарочного сертификата будет эффективнее, чем премирование его аналогичной суммой денег. В случае получение сертификата ему придется тратить эту сумму на уход за своей внешностью, а не на другие цели.
Следующим мероприятием по совершенствованию кадровой политики является материальное стимулирование сотрудников гостиницы «Байкал» Одной из основных форм стимулирования персонала является оплата труда. В настоящее время в гостинице «Байкал» средняя заработная плата обслуживающего персонала составляет около 31,6 тыс. руб. в месяц. Оплата труда формируется в основном из базового оклада работка. Премии в гостинице бывают редко, выплачиваются либо к праздникам, либо по итогам года. В некоторых случаях премии выплачиваются только административно-управленческому персоналу гостиницы. При этом размер премии незначителен, составляет порядка 5 тыс. руб. в расчете на 1 работника. Более крупные премии периодически выписывает себе только высшее руководство. Таким образом, в гостинице «Байкал» слабо развита система материального стимулирования работников. В гостинице целесообразно регулярно премировать особо отличившихся работников. Необходима такая система, которая позволила бы сочетать элементы материального и морального стимулирования. Прежде всего, нужно стимулировать обслуживающий персонал гостиницы, так как от качества его работы непосредственно зависит удовлетворенность гостей, а значит и результаты хозяйственной деятельности гостиницы «Байкал».
Предлагается ежемесячно выбирать и премировать несколько лучших работников службы приема и размещения и ресторана: администраторов, горничных, швейцаров, поваров, официантов. Выбор лучших сотрудников будет производиться руководителями структурных подразделений исходя из таких показателей, как: отсутствие нарушений трудовой дисциплины; отсутствие жалоб со стороны клиентов; качество выполнения работы; выполнение дополнительных поручений сверх своей основной работы.
Те трое работников каждой из служб, которые будут работать лучше всего, получат звания «Лучший сотрудник месяца», а также, премии по итогам месяца по 5 тыс. руб., а их фотографии будут помещены на доску почета, где будут висеть до следующего месяца.
Подобная система является мало затратной, поскольку премироваться по итогам месяца будет не весь коллектив, а только 6 работников. В дальнейшем возможно премирование подобным образом работников и других служб: экономической, инженерной.
Выводы.
Для совершенствования кадровой политики необходимы такие мероприятий, которые будут стимулировать сотрудников к качественному исполнению своих обязанностей, заставят их ценить то, что они работают гостинице «Байкал» и сделают пребывание на рабочем месте максимально комфортным.
К таким мероприятиям относятся:
1. Организация комнаты релаксации для персонала
Для того, чтобы работники гостиницы «Байкал» могли полноценно отдыхать во время перерывов в работе, предлагается оборудовать комнату релаксации для в одном из подсобных помещений. Ее следует оснастить мягкой мебелью, сплит-системой, поставить столик, электрочайник и аквариум.
2. Организация питания сотрудников в гостинице.
Важным фактором высокой производительности труда является удовлетворенность работников его условиями. Поскольку при гостинице «Байкал» имеется собственный ресторан, предлагается организовать в нем ежедневное питание работников. В определенный период времени (как правило, дается два часа, чтобы не все сотрудники покидали свои рабочие места одновременно) персонал организации приходит в ресторан или столовую и обедает. Для реализации этого мероприятия в гостинице «Байкал» разработано пять вариантов меню таким образом, что себестоимость питания одного человека в среднем составляет 180 руб. Предлагается, что 50% стоимости питания будет оплачивать гостиница, а 50% - работники. Таким образом, стоимость комплексного обеда для каждого сотрудника становится всего 90 руб.
3. Предоставление возможности бесплатно посещать тренажерный зал и салон красоты.
Предлагается предоставить работникам «Байкал» возможность бесплатно посещать спортивный зал в гостинице. Это позволит им не только поддерживать себя в хорошей физической форме, но заставит их охотнее ходить на работу и выполнять служебные обязанности. Также той части персонала, которая непосредственно контактирует с постояльцами гостиницы, будут ежемесячно выдаваться сертификаты на посещение салона красоты на сумму 2 500 руб., что заставит сотрудников лучше следить за собой и лучше выглядеть.
4. Премирование сотрудников, добросовестно выполняющих свои обязанности.
В гостинице «Байкал» слабо развита система материального стимулирования работников. Прежде всего, нужно стимулировать обслуживающий персонал гостиницы, так как от качества его работы непосредственно зависит удовлетворенность гостей, а значит и результаты хозяйственной деятельности гостиницы. Предлагается ежемесячно выбирать и премировать несколько лучших работников службы приема и размещения и ресторана: администраторов, горничных, швейцаров, поваров, официантов по результатам их работы. Те трое работников каждой из служб, которые будут признаны лучшими по итогам месяца, получат премии по итогам месяца по 5 тыс. руб., а их фотографии будут помещены на доску почета, где будут висеть до следующего голосования. Такая система стимулирования требует мало затрат, поскольку премироваться по итогам месяца будет не весь коллектив, а только 6 работников. В то же время система будет развивать между сотрудниками дух соперничества, вносить в их работу элементы состязания, что, несомненно, способствует повышению качества работы персонала.
Заключение
Трудовые ресурсы гостиничного предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалифицированных групп, занятых в гостинице и входящих в ее списочный состав. Специфика труда в гостиничном бизнесе заключается в следующем: сравнительно большом удельном весе живого труда, что затрудняет его нормирование; комплексности производства гостиничного продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллективов, труд которых подчинен одной цели - удовлетворению потребности гостя; высокой степени воздействия на процесс производства и реализации гостиничного продукта субъективных факторов как со стороны работников предприятия, фирмы, так и со стороны клиента; наличие производительного и непроизводительного труда.