Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов. На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 235
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом гостиничного предприятия
1.1. Сущность и основные понятия системы управления персоналом
1.2. Особенности управления персоналом гостиницы
Глава 2. Анализ управления персоналом в гостинице «Байкал»
2.1. Краткая характеристика гостиницы
2.2. Оценка системы управления персоналом гостиницы «Байкал»
Глава 3. Предложения по совершенствованию управлению персоналом гостиницы «Байкал»
Введение
Актуальность. Человеческий капитал повсеместно становится определяющим фактором успешности бизнеса; на его приумножение направлены усилия руководителей многих фирм, особенно крупных. Управление персоналом является одной из наиболее важных задач современных предприятий, способной многократно повысить эффективность их деятельности.
Эффективность функционирования предприятий в первую очередь зависит от уровня квалификационной подготовки его персонала, от действенности политики управления им. Это утверждение распространяется на все без исключения предприятия и обосновывается тем, что без задействования трудовых усилий работников компании создание продуктов, оказание услуг и выполнение работ оказываются невозможными.
Проведение эффективной и адекватной рыночным условиям кадровой политики выступает насущной задачей для отечественных и зарубежных предприятий.
Целью работы является разработка мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Байкал» (г.Москва). Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить определения и понятия в области управления персоналом, а также направления совершенствования системы управления персоналом в гостинице;
- проанализировать систему управления персоналом в гостинице «Байкал»;
- проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов системы управления персоналом в гостинице;
- рассмотреть систему мотивации и аттестации персонала в гостинице;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления персоналом в гостинице «Байкал».
Объектом исследования является гостиница «Байкал».
Предметом исследования – система управления персоналом, применяемая на данном предприятии гостиничного хозяйства.
Методы исследования – анализ, сравнение, описание, обобщение.
Научно-методическая основа работы. При написании работы были использованы научные и учебные издания по проблеме управления персоналом в гостинице. А также издания, посвященные различным аспектам кадровой политики, нормативные правовые акты Российской Федерации. Также использовались электронные ресурсы, Интернет.
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом гостиничного предприятия
1.1. Сущность и основные понятия системы управления персоналом
Управление персоналом – это совместная деятельность состава руководства организации, направленная на определенную цель. К персоналу организации относятся руководители предприятия и другие специалисты, которые являются ответственными за выработку эффективной концепции политики кадрового дела и характерных систематических основ управления работниками организации[1].
Система управления персоналом – это система, в которой материализуются функции управления персоналом, и которая включает в себя подсистему общего и линейного руководства.
Цель системы управления персоналом: обеспечить организацию кадрами; сформировать эффективное использование этих кадров; развивать в профессиональном и социальном плане[2].
Субъектом управления персоналом является группа специалистов, в качестве которых выступают работники кадровой службы, которая выполняет определенные функции. А также руководители всех уровней, которые в свою очередь выполняют функцию управления по отношению к своим подчиненным[3].
Объектом управления персоналом является отдельный работник, трудовой коллектив, которые объединены общими интересами и целями; подчиняются нормам и правилам той или иной организации, выполняют совместную работу в соответствии с организационными и корпоративными требованиями[4].
Система, которая направлена на управление персоналом той или иной организации является одним из главных компонентом организации в целом. От ее продуктивности и налаженности зависит успешное развитие и существование организации в пространстве экономики[5].
Совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения целей поставленных предприятием называется методом управления. В управлении предприятием могут применяться определенные и многочисленные методы, как в отдельности, так и в сочетании. Они органически дополняют друг друга и находятся в равновесии по отношению к самой системе управления. Все методы ориентированы на персонал предприятия, который осуществляет различные виды трудовой деятельности.
Управление персоналом представляет собой целостную систему, в основе которой лежит совокупность связанных между собой действий. Данная система представляет собой определенную организацию работы, которая подразумевает подбор кадров, их расстановку, контроль трудовой деятельности, мотивацию персонала, адаптацию и формирование комфортного психологического климата рабочего коллектива[6].
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что управление персоналом на предприятии является особым видом деятельности, который позволяет реализовать широкий круг вопросов адаптации, с учетом того, что у каждого отдельного сотрудника свои психологические особенностей[7].
Все методы управления персоналом подразделяются на: административные; экономические; социально-психологические.
В основе административного метода лежит способ воздействия, который опирается на власть, взыскания и дисциплину. Эти методы предназначены для того, чтобы влиять на такие мотивы поведения человека как: чувство долга, дисциплинированность и осознание ее необходимости и стремление трудится на предприятии[8]. Данные методы обладают прямым характером воздействия, а именно любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Вся деятельность строится на основании разработанных и принятых руководством предприятия правовых нормах, актах и распоряжениях[9].
В основе экономических методов лежит материальное стимулирование персонала, например: выплата премий по итогам работы, возможность приобретения товаров со скидкой, частное страхование здоровья. Эти методы строятся на основе построения экономических механизмов, с использованием товарно-денежных отношений, и различных экономических законов и категорий, которые актуальны для сотрудников предприятия[10].
Методы, основывающиеся на учете индивидуальных психологических особенностях персонала, называются социально-психологическими[11]. Эти методы позволяют определять свое место и назначение в коллективе каждого сотрудника, а также помогают выявлять лидеров группы и обеспечивать им поддержку, разрабатывать разнообразные стимулирующие подходы к персоналу. Социально-психологические методы очень важны и необходимы для предприятия, потому что они формируют психологический климат в коллективе, а это является немаловажным фактором в производительности труда[12].
Сущность управления персоналом, которая включает в себя наемных работников, работодателей и владельцев предприятия заключается в установлении социально-психологических, организационно-экономических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе всех этих отношений лежат методы, формы и принципы воздействия на поведение, деятельность и интересы работников в целях их максимального использования. Все-таки человек является важнейшим звеном всех процессов, из которых складывается деятельность предприятия. Ведь все начинается с поиска людей, которые подходят для определенной работы[13].
1.2. Особенности управления персоналом гостиницы
Гостиничный бизнес характеризуется многообразными видами взаимоотношений между его работниками. Организационная структура управления персоналом обеспечивает гостиничное предприятие необходимой базой для выполнения и контроля работы персонала, и ее отсутствие поставит под удар организацию эффективной работы всего предприятия, независимо от квалификации менеджеров и персонала[14].
Для того чтобы гостиницы успешно функционировали в индустрии гостеприимства необходимо иметь определенную систему управления персоналом, а также выбор рациональных стратегических ориентиров[15].
Стратегии формирования команды проекта по совершенствованию системы управления персоналом включают в себя совокупность целей и направлений, характеристик:
1) подбор специалистов: определение образования, опыт работы в данной сфере, наличие навыков; определение индивидуально-психологических требований (особенность взаимодействовать с людьми); оценка резюме; оценка претендентов и определение соответствия их требованиям работодателя;
2) адаптация (сочетание целей и средств, которые позволяют нового сотруднику освоить свои обязанности и выйти на положенный уровень эффективности деятельности в команде проекта). По результатам адаптации устанавливается, освоил ли сотрудник свои обязанности, и, исходя из этого, принять решение об окончании либо продлении испытательного срока[16];
3) кадровый мониторинг (проведение аттестации и планирование карьеры): объективно оценить персонал; определить проблемные характеристики сотрудников; помощь в личностном и профессиональном совершенствовании; сообщение о перспективах карьерного роста за счет повышения профессионализма;
4) обучение и развитие (стратегия формируется по результатам оценки на этапе подбора специалистов и их аттестации): система инструктажей, реализующиеся внутренними ресурсами команды проекта; совокупность обучающих и развивающих программ (лекций, семинаров, программ психологического тренинга); подготовка управленцев и специалистов в высших учебных заведениях[17];
5) мотивация и стимулирование (стратегия направлена на то, чтобы у сотрудников предприятия появилось желание интенсивно и продуктивно работать). Мотивировать персонал можно как материальными методами (заработная плата, премии, путевки, оплата лечения), так и нематериальными (возможность роста, самореализация, самосовершенствование, награды). Благодаря этой стратегии каждый сотрудник сможет почувствовать свою значимость на том или ином предприятии[18]; обеспечение взаимодействия (стратегия позволяет достигать ясности и четкости в стандартах взаимодействия сотрудников в интересах достижения поставленных целей);
6) стабилизация персонала. Целью данной стратегии является сохранить как можно больше полезных и продуктивных сотрудников, которые нацелены на долгосрочную и эффективную работу на предприятии[19].
Руководить людьми – означает научиться предугадывать события, уметь устранять причины срывов и недоразумений. Этим то и определяется высокая степень ответственности за принятые решения. Но руководитель должен давать возможность своим подчиненным самим решать некоторые вопросы, поэтому ему необходимо передавать часть своих полномочий сотрудникам[20].
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Трудовые ресурсы гостиничного предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалифицированных групп, занятых в гостинице и входящих в ее списочный состав. Специфика труда в гостиничном бизнесе заключается в следующем: сравнительно большом удельном весе живого труда, что затрудняет его нормирование; комплексности производства гостиничного продукта, который является результатом слаженной работы самостоятельных коллективов, труд которых подчинен одной цели - удовлетворению потребности гостя; высокой степени воздействия на процесс производства и реализации гостиничного продукта субъективных факторов как со стороны работников предприятия, фирмы, так и со стороны клиента; наличие производительного и непроизводительного труда.