Файл: Современные методы и приемы работы с персоналом, методики создания эффективных производственных коллективов. На примере реально существующей организации в гостиничном или ресторанном бизнесе.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 234
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления персоналом гостиничного предприятия
1.1. Сущность и основные понятия системы управления персоналом
1.2. Особенности управления персоналом гостиницы
Глава 2. Анализ управления персоналом в гостинице «Байкал»
2.1. Краткая характеристика гостиницы
2.2. Оценка системы управления персоналом гостиницы «Байкал»
Глава 3. Предложения по совершенствованию управлению персоналом гостиницы «Байкал»
Управление персоналом – это совместная деятельность состава руководства организации, направленная на определенную цель. К персоналу организации относятся руководители предприятия и другие специалисты, которые являются ответственными за выработку эффективной концепции политики кадрового дела и характерных систематических основ управления работниками организации. Система управления персоналом – это система, в которой материализуются функции управления персоналом, и которая включает в себя подсистему общего и линейного руководства. Цель системы управления персоналом: обеспечить организацию кадрами; сформировать эффективное использование этих кадров; развивать в профессиональном и социальном плане.
Глава 2. Анализ управления персоналом в гостинице «Байкал»
2.1. Краткая характеристика гостиницы
Гостиница «Байкал» - это отель эконом-класса города Москвы. Гостинице присвоена категория «две звезды». Адрес: Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 15, корп. 1.
Гостиничный комплекс «Байкал» был построен в 1976 г. Площадь комплекса - более тысячи квадратных метров. Отель расположен в живописной, хорошо озелененной, экологически чистой местности, в 100 метрах от реки Яузы, в непосредственной близости от Всероссийского Выставочного Центра. Площадь комплекса - более тысячу квадратных метров. Рядом расположены Останкинская телебашня, Музей-усадьба графа Шереметьева. Недалеко находится спортивный комплекс «Олимпийский» и выставочный комплекс «Сокольники», Ботанический сад и Национальный заповедник «Лосиный остров».
В отеле 400 номеров.
В гостинице «Байкал» используется линейно-функциональная структура управления. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий коллектив. При разработке конкретных вопросов и подготовки соответствующих решений, программ и планов ему помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений. Свои решения руководители этих подразделений проводят в жизнь либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб – исполнителей. Преимущества линейно-функциональной системы управления: лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; освобождение главного линейного менеджера от детального анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов.
Недостатки линейно-функциональной системы управления: отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями; недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение, как правило, в его реализации не участвует; чрезмерно развитая система связей по вертикали, то есть тенденция к чрезмерной централизации.
Организационная структура управления гостиницы «Байкал» представлена на рис.1.
Рисунок 1 - Структура управления гостиницы «Байкал»[21]
Генеральный директор организует работу и обеспечивает экономическую эффективность деятельности гостиницы; осуществляет контроль за качеством обслуживания клиентов; направляет работу персонала и служб гостиницы на обеспечение сохранности и содержание в исправном состоянии помещения, благоустройства и комфортности; обеспечивает рентабельное ведение гостиничного хозяйства, оказание соответствующих услуг, ведение и своевременное предоставление установленной отчетности о результатах хозяйственно-финансовой деятельности гостиницы; принимает меры по обеспечению гостиницы квалифицированным персоналом; способствует развитию коммерческой деятельности.
Заместитель генерального директора организует управление формированием, использованием и развитием персонала; возглавляет работу по формированию кадровой политики; принимает участие в разработке бизнес-планов гостиницы; проводит работу по формированию и подготовке резерва кадров для выдвижения на руководящие должности; организует и координирует разработку комплекса мер по повышению трудовой дисциплины работников; контролирует соблюдение норм трудового законодательства; принимает меры по заключению договоров с поставщиками и контролирует их исполнение; осуществляет контроль за ассортиментом и качеством реализуемой продукции; руководит организацией обслуживания гостей; обеспечивает своевременную заявку на поставку необходимого товара; вносит предложения по премированию работников.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации; контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; производит расчет финансовых и кредитных операций; принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств.
Остальные сотрудники гостиницы осуществляют свою деятельность в соответствии с возложенными на них функциями.
2.2. Оценка системы управления персоналом гостиницы «Байкал»
В настоящее время в кадровой политике гостинце «Байкал» можно выявить следующие проблемы:
1. Отсутствие средств оценки труда персонала. Так, согласно действующему положению об оплате труда, заработная плата работников состоит из оклада согласно штатному расписанию, а также премий, которые выплачиваются по итогам квартала или к праздникам. Премии начисляются в процентах от оклада и таким образом в гостинице отсутствует связь между качеством труда и уровнем его оплаты. Получается, что система материального стимулирования работников используется слабо.
2. Отсутствие нормальных условий для удовлетворения бытовых нужд работников. Обслуживающий персонал гостиницы «Байкал» работает по 12 часов, в том числе и в ночные часы. Соответственно, возникает проблема организации питания и кратковременного отдыха на рабочем месте. При гостинице «Байкал» имеется собственный ресторан, бары и кулинария, однако работники вынуждены решать проблему питания самостоятельно. Большая часть работников питается в кулинарии гостинце «Байкал», где достаточно большой ассортимент и демократичные цены. Также сотрудники приносят еду из дома и питаются на рабочем месте. Что касается мест для кратковременного отдыха, то для них используются служебные помещения, где хранится инвентарь: моющие средства, приспособления для уборки, постельное белье. Соответственно, мест для полноценного кратковременного отдыха людям не предоставляется.
3. Отчужденность руководства от большей части работников. Большая часть сотрудников из числа обслуживающего персонала отмечает отчужденность высшего руководства от коллектива и в частности отмечает, что: руководство не знает и не понимает их проблем и условий труда; к персоналу предъявляются жесткие требования (например, администраторы обязаны всегда безупречно выглядеть и владеть иностранными языками), однако не создается никаких условий для того, чтобы соответствовать этим требованиями; у работников нет стимулов работать так, чтобы гостиница, позиционирующая себя как лучшая гостиница города, соответствовала этому статусу.
Таким образом, в гостинце «Байкал» имеет место пассивная кадровая политика, когда руководство не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Руководство в ситуации подобной кадровой политики работает в режиме экстренного реагирования на возникающие конфликтные ситуации, которые стремится погасить любыми средствами, зачастую без попыток понять причины и возможные последствия. Данный тип кадровой политики является наименее эффективным и не может привести предприятия к лидерству в своей отрасли. Проанализируем, как сказывается подобная кадровая политика на количественных показателях эффективности работы персонала.
Таблица 1
Анализ производительности труда работников[22]
Показатель |
Ед. изме- |
Периоды |
Отклонение |
||
2013 г. |
2014 г. |
Абсолютное |
Относительное, % |
||
Производительность труда: |
|||||
Среднегодовая |
Тыс. руб. |
689,92 |
679.46 |
-10,46 |
-1,52 |
Среднемесячная |
Тыс. руб. |
57,49 |
56,62 |
-0,87 |
-1,52 |
Заработная плата: |
|||||
Среднегодовая |
Тыс. руб. |
361,32 |
379,68 |
18,36 |
5,08 |
Среднемесячная |
Тыс. руб. |
30,11 |
31,64 |
1,53 |
5,08 |
Чистая прибыль в расчете на 1 работника |
Руб. |
61,33 |
54,25 |
-7,08 |
-11,54 |
Чистая прибыль в расчете на 1 рубль заработной платы |
Руб. |
0.51 |
0,39 |
-0,12 |
-23.15 |
Выручка в расчете на 1 рубль заработной платы |
Руб. |
5,69 |
4,87 |
-0,82 |
-14,45 |
Как видно из таблицы, расходы на оплату труда персонала в гостинице «Байкал» выросли на 5,08 %. При этом на 18,36 тыс. руб. увеличилась среднегодовая и на 1,53 тыс. руб. – среднемесячная заработная плата. Однако все остальные показатели таблицы говорят о том, что адекватного увеличения эффективности работы персонала не произошло. Снизились показатели выручки и прибыли как в расчете на 1 работающего, так и в расчете на 1 рубль заработной платы. Это обусловлено двумя факторами:
1) Рост численности персонала в 2014 г. превысил рост выручки и способствовал снижению чистой прибыли;
2. Рост среднего уровня оплаты труда также превысил рост доходов и внес весомый вклад в увеличение себестоимости продукции, что повлекло за собой сокращение чистой прибыли гостиницы.
Таким образом, проведенный анализ выявил, что эффективность работы персонала в гостинице «Байкал» в 2014 г. уменьшилась. Не смотря на увеличение средней заработной платы, уменьшилась производительность труда, размер чистой прибыли на 1 работающего, размер выручки и чистой прибыли на 1 рубль заработной платы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Анализ кадровой политики выявил наличие в ней следующих проблем: отсутствие средств оценки труда и персонала; система материального стимулирования работников используется слабо; отсутствие нормальных условий для удовлетворения бытовых нужд работников на рабочих местах; отчужденность руководства от коллектива.
Следовательно, гостинице необходимо разработать мероприятия по совершенствованию кадровой политики.
Глава 3. Предложения по совершенствованию управлению персоналом гостиницы «Байкал»
Для повышения эффективности работы гостиницы «Байкал» необходимы такие мероприятий, которые будут стимулировать сотрудников к качественному исполнению своих обязанностей, заставят их ценить то, что они работают гостинице «Байкал» и сделают пребывание на рабочем месте максимально комфортным. К таким мероприятиям относятся:
1. Организация комнаты релаксации для персонала
2. Организация питания сотрудников в гостинице.
3. Предоставление возможности бесплатно посещать тренажерный зал и салон красоты.
Рассмотрим содержание данных мероприятий Специфика работы обслуживающего персонала гостиницы «Байкал» заключается в том, что работники вынуждены трудиться достаточно интенсивно и периодически находиться в контакте с клиентами. Все это требует от людей эмоционального и физического напряжения. В то же время, в работе обсуживающего персонала бывают вынужденные простои, которые работники могут использовать для отдыха по своему усмотрению. Для того, чтобы работники гостиницы «Байкал» могли в эти минуты полноценно отдыхать, предлагается оборудовать комнату релаксации для персонала. Комната релаксации должна давать людям возможность отдохнуть и расслабиться, снять эмоциональное напряжение, восстановить силы для того, чтобы снова вернуться к работе.