Файл: Роль мотивации в поведении организации (МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МОТИВАЦИЯ КАК ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Сущность мотивации  в организации и роль руководителя  в  реализации функций мотивации

1. 2 Типология теорий  мотивации и их эволюционное  развитие

1. 3 Традиционные  и нетрадиционные методы мотивации  в организации

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ МОТИВАЦИИ В КОМПАНИИ «THE COCA-COLA COMPANY»

2. 1 Организационно-экономическая характеристика компании «The Coca-Cola Company»

2. 2 Формы и методы  мотивации, используемые для повышения эффективности функционирования работы в компаниии «The Coca-Cola Company»

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ ПРОЦЕССА МОТИВАЦИИ В КОМПАНИИ «THE COCA-COLA COMPANY»

3. 1 Изучения существующих проблем в  компании «The Coca-Cola Company» и способы их преодоления

3. 2 Система организации работы компании «Кока-Кола»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4. Менеджмент : теория и практика. – Краснодар, 2013. – 150 с.

В основе тейлоризма лежат четыре научных принципа (правила управления):

  1. Создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности.
  2. Отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профессиональное обучение.
  3. Сотрудничество администрации предприятия и рабочих в деле практического внедрения научной организации труда.
  4. Равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами.

В качестве примеров Тейлор в своей книге «Принципы научного менеджмента» приводит эксперименты, проведенные им и его сотрудниками в различных областях производства. [5]

Хрестоматийным примером является переноска чугуна в болванках.

Тейлор и его ученики измерили затрачиваемое на работу время, подобрали выносливых рабочих и распределили время на труд и перерывы. Это привело к тому, что норма выработки за день увеличилась в три раза, рабочие стали меньше уставать, и их заработная плата за день увеличилась на 60%.

Существуют и другие примеры, такие, как работа с лопатой различного объема, сортировка шариков для велосипедных подшипников, резка металла и др.

Тейлор считал, что внедрять научные принципы организации труда нужно принудительными методами, так как рабочие сопротивляются любому изменению укоренившегося порядка. Общие мероприятия, предлагаемые Тейлором, в его книге «Принципы научного менеджмента» по внедрению методов научной организации труда следующие:

5. Вавилова, М. В. Теория менеджмента как научной дисциплины / М. В. Вавилова, К. П. Рожкова. – 2-е изд. доп. – СПб. : Гуманитар, 2010. – 154 с.

  1. 1Выберите 10-15 рабочих, особенно искусных в производстве данной работы.
  2. Подвергните точному исследованию весь ряд элементарных операций или движений.
  3. Зарегистрируйте с секундомером точную продолжительность времени, требующуюся на производство каждой из элементарных операций, и выберите наиболее быстрый способ производства каждого отдельного элемента работы.
  4. Совершенно устраните все неправильные движения, медленные и излишние движения.
  5. Покончив таким образом со всеми ненужными движениями, соедините все выбранные наилучшие и наиболее быстрые движения вместе с наилучшими типами инструментов. [6]

Тейлор рекомендовал также использовать в трудовом процессе психологическую основу в разных формах. Он первый ввел понятие «человеческий фактор» в психологическом плане в научный оборот.


Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Руководители и ученые смогли убедиться, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно применяться для достижения целей организации. [7]

Организационно-технологический подход в менеджменте получил дальнейшее развитие в трудах коллег и учеников Тейлора. Друг и коллега Ф. Тейлора, американский инженер Генри Ганнт (1861-1919), проводил эксперименты не Над отдельными операциями и движениями, а над

6. Дмитров, В. П. Современные проблемы управления / В. П. Дмитров, Ж. А. Белитская, Н. Н. Зиновка. – Белгород : ПРО – К, 2012. – 101 с.

7. Суслова, Н. И Менеджмент / Н. И. Суслова. – Екатеринбург, 2013.

производственными процессами в целом. Ганнт поставил целью усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления систем формирования задач и распределения поощрений и премий. Ганнт первый разработал систему оперативною управления и календарного планирования деятельности предприятий, разработав систему плановых графиков, позволявших осуществлять контроль спланированного и составлять календарные планы на будущие периоды. К числу организационных изобретений Ганнта следует отнести его систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система резко повысила заинтересованность работников в выполнении и перевыполнении высокой нормы выработки (при невыполнении запланированной нормы труд работников оплачивался по часовой ставке). Ганнт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывал убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и состояние удовлетворенности. Многие идеи Ганнта получили признание во всем мире и применяются по сей день (например, графики Ганнта). [8]

Серьезный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк (1868-1924) и Лилиан Гилбреты, которые упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Устранение всех лишних движений способствовало установлению более точных рабочих норм выработки. Ф. Гилбрет был не только научным консультантом, но И талантливым строителем-подрядчиком. Примером успешного применения системы организации труда является сокращение числа движений каменщиков с 18 до 5. Пример «Кладка кирпичей» был описан в книге Ф. Тейлора «Принципы научного менеджмента». Изучив и проанализировав движения каждого рабочего-каменщика, были устранены все


8. Жуков, К. К. Мотивация и стимуляция: общая характеристика значений / К. К. Жуков; под. ред. М. Л. Малиновская. – М. : Знания, 2012. – 98 с.

излишние операции, а медленные были заменены быстрыми. С помощью специальных экспериментов был проведен учет каждого элемента, оказывающего влияние на скорость работы и утомления рабочего-каменщика. Были введены простейшие приспособления, устранившие целый ряд утомительных движений. Рабочие были обучены делать движения обеими руками. Администрация должна работать вместе с рабочими в течение дня, помогая, поощряя и устраняя препятствия для их работы. [9]

Ф. Гилбрет первым применил фотоаппарат и кинокамеру в сочетании с микрохронометром, фиксировавшим интервалы до 1/200 с, чтобы определить время, необходимое на каждое конкретное движение при выполнении работы. Это позволило ему разработать карты цикла одновременно выполняемых микродвижений, что оказало большое влияние на развитие школы научного управления. Л. Гилбрет, будучи психологом, первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой, так как в начале XX века уже возникла необходимость установления функционального кадрового управления в связи с концентрацией производства. [10]

Одним из видных последователей Тейлора был известный ученый Гаррингтон Эмерсон (1853-1931). В 1912 году вышел главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности». В этой работе он сформулировал принципы управления, обеспечивающие рост производительности труда, которые не потеряли своего значения и по сей день. [11]

9. Зильбер, И. П. Зарубежный опыт в управлении / И. П. Зильбер. – М. : Знания, 2014. – 144 с.

10. Кутикула, Е. Л. Психология влияния / Е. Л. Кутикула. – СПб. : СПТУК – М, 2011. – 301 с.

11. Васидьева, М. Цель : улучшение производительности труда // Научный журнал. - М. Васильева. – М. – 2015. - № 12. – С. 89 – 98.

Основные из них приведены ниже:

  1. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней и своевременным поощрением.
  2. Справедливое отношение к персоналу.
  3. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
  4. Нормализация условий труда.
  5. Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения, и регламентирование времени.
  6. Наличие письменных стандартных инструкций.
  7. Вознаграждение за производительный труд.

Эмерсон уделял большое внимание подбору персонала и считал необходимым управление им хотя бы немногими специалистами, которые могут дать советы администрации предприятии (впоследствии такими специалистами стали менеджеры по персоналу). [12]


Видным последователем Тейлора был Генри Форд (1863-1947), основатель американского автомобилестроения, который, не являясь ученым, разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Основные положения этой теории следующие:

  • высоко оплачивать труд каждого рабочего и следить за тем, чтобы он работал все 48 часов в неделю, но не больше;
  • обеспечить наилучшее состояние всех машин, их абсолютную чистоту, приучать людей уважать окружающих и самих себя.

Как и Тейлор, он был активным сторонником масштабного использования разносторонних научных знаний в организации производства и управления. На предприятиях Форда было создано одно из первых ремесленных училищ в

12. Культура общения в организационной среде // Коммуникация и культура. – М. – 2013. - № 5. – С. 18 – 19.

США. Форд указывал, что одна из целей промышленности - это не только снабжать потребителей, но и создавать их. В 1914 году он ввел на своих заводах самую высокую оплату труда, что вызвало возмущение многих предпринимателей, но он был убежден, что если рабочие смогут хорошо зарабатывать и быть активными потребителями товаров, то в стране появится средний класс, от социальной стабильности которого зависит динамичное развитие экономики страны. Руководствуясь своими принципами, Форд установил 8-часовой рабочий день и увеличил зарплату в 2 раза по сравнению с общепринятыми нормами, открыл школы со стипендиями, создал социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга работников, одновременно заботясь о потребителе - обращая внимание на безупречное качество изделий, развитие сети сервиса, постоянное совершенствование автомобилей со снижением продажной цены. Жестким требованием организации производства было внедрение машинного труда для тяжелых работ, оперативное внедрение лучших научно-технических новшеств; обязательные параметры производственной среды - это чистота, гигиена, уют, строгий учет психофизиологических характеристик работников при их распределении для выполнения различных операций - монотонных и требующих творческого подхода. [13]

Форд был одним из создателей философии практики. Он был убежден, что организация промышленности есть наука, и другие науки служат этому делу. Фордизм - это последнее достижение тейлоризма.

Заслуга школы научного управления, начиная от Тейлора и заканчивая Фордом, заключается в утверждении принципов научного управления, не потерявших актуальности и сегодня, так как нынешнее состояние нашей экономики с точки зрения научного управления предприятиями очень напоминает состояние американской экономики того времени, когда Ф. Тейлор


13. Кялов, Г. Л. Манипуляция руководителей предприятия сотрудников при помощи мотивирования и стимулирования / Г. Л. Кялов. – М.,2011.

начал разрабатывать и применять на практике принципы менеджмента.

Постепенно благодаря эффективности, с которой организации применяли технологические достижения и специализации, жизнь трудящихся начала улучшаться. Чем больше она улучшалась, тем лучше руководители понимали, что простой «пряник» не всегда заставляет людей усерднее трудиться. Поэтому специалисты в области управления начали искать новые решения проблемы мотивации психологическими методами.

В 30-50-х годах XX века на Западе получила распространение неоклассическая школа, возникшая вследствие того, что классическая школа в недостаточной степени учитывала человеческий фактор как основной элемент эффективности организаций.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, подвергавшей критике концепцию экономического человека А. Смита. Данная концепция считала главным стимулом человеческой деятельности только материальную заинтересованность. Новая теория выдвинула требование «человек - главный объект внимания». Создатели школы использовали достижения психологии и социологии, наук о человеческом поведении в управлении. [14]

Методы школы научного управления легли в основу НОТ, разработанной уже в советское время такими учеными, как А.К. Гастев, А.Ф. Журавский и другими. Гастев в своей книге «Как надо работать» выделил 16 основных правил для любого труда. Он писал:

«Работаем ли мы за канцелярским столом, пилим ли напильником в слесарной мастерской или, наконец, пашем землю - всюду надо создать трудовую выдержку и сделать ее привычкой». Далее он описывает упомянутые правила. Вкратце порядок их таков:

14. Никифоровская, Н. П. Основы менеджмента управления : В. 3-х т. / Н. П. Никифоровкая, М. Ж. Руковская, Н. П. Долгоядов, Г. Н. Невская и др. ; под. ред. В. П. Рубилов. – Новосибирск : ТеорЗнан, 2011. – 378 с.

  1. Сначала надо продумать работу, весь порядок операций. «Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работ продумать досконально».
  2. «Не браться за работу, пока не приспособлен весь рабочий инструмент и все приготовления для работы».
  3. «На рабочем месте (станок, верстак, стол, пол, земля) не должно быть ничего лишнего».
  4. Все используемое должно быть навсегда разложено в определенном порядке, «чтобы можно все это находить наобум».
  5. В процесс работы надо входить постепенно, а не «с места в карьер». «После крутого порыва работник скоро сдает; и сам будет испытывать усталость, и работу будет портить».
  6. Когда требуется по ходу дела «усиленно приналечь», то это тоже надо делать не сразу, а настроиться, попробовать, ощутить свои силы и уже потом приналечь.
  7. Работать надо ровно, а не порывами; «работа сгоряча, приступами портит и человека, и работу».
  8. Располагаться в процессе работы надо так, чтобы тратить как можно меньше усилий, не должны уставать ноги и тело. «По возможности надо работать сидя».
  9. «Во время работы надо обязательно отдыхать». В тяжелой работе чаще и лучше сидя, в легкой реже, но равномерно.
  10. «Во время самой работы не надо кушать и пить чай, пить в крайнем случае только для утоления жажды, не надо и курить». Все это следует делать в перерывах.
  11. «Если работа нейдет, то не горячиться, а лучше сделать перерыв, одуматься и приняться снова, опять-таки тихо».
  12. «Во время самой работы, особенно когда дело нейдет, надо работу прервать, привести в порядок рабочее место, уложить старательно инструмент и материал, смести сор и снова приняться за работу, и опять-таки исподволь, но ровно».
  13. Не надо отрываться в процессе работы для исполнения других дел, кроме тех, которые необходимы в процессе самой работы.
  14. «Есть очень дурная привычка после удачного выполнения работы сейчас же ее показать». Нужно потерпеть, привыкнуть к своему успеху, подавить чувство своего удовлетворения, так как в случае неудачи в другой раз «получится «отравление» воли, и работа опротивеет».
  15. В случае полной неудачи не надо расстраиваться, а начать работу снова, «как будто в первый раз, и вести себя как в 11-м правиле».
  16. По окончании работы нужно все прибрать (инструмент, материалы, рабочее место), чтобы «принимаясь за работу, можно было все найти и чтобы самая работа не противела».