Файл: Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса (Сетевая форма организации бизнеса).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
В 1943г., когда Ингвару Кампраду исполнилось 17 лет, за успешную учебу отец поощрил его деньгами, которые Ингвар вложил в организацию собственного бизнеса. Название ИКЕА образовано из инициалов его основателя (И.К.), а также первых букв названий Ельмтарюд (Е) и Агуннарюд (А), фермы и деревни, где когда-то он вырос. Сначала ИКЕА продавала ручки, кошельки, рамки для картин, настольные дорожки, часы, бижутерию и нейлоновые чулки, при этом Ингвар Кампраду старался удовлетворять спрос на товары по низким ценам.
В 1945 г. Бизнес Ингвара Кампрада позволил давать рекламу в местных газетах и организовать импровизированную службу почтовой рассылки покупок, и не развозить при этом лично покупателям свой товар. В качестве первого транспортного средства для доставки товаров до ближайшей железнодорожной станции он использовал фургон, который развозил местным жителям молоко.
В 1948 году на местном предприятии, которое находилось недалеко от дома Инвара Кампрада, стала производиться мебель. Так как реакция покупателей оказалась положительной , ассортимент стали расширять.
А уже в 1958 году открылся первый магазин ИКЕА в Эльмхульте, Швеции. Сеть магазинов стала разрастаться и в 1963 году ИКЕА , начав с Норвегии, вышла на международный рынок. А уже в 1965 году в Стокгольме, Швеция, открылся самый крупный магазин ИКЕА и тысячи человек выстроились в очередь, чтобы попасть в день открытия в магазин. Магазин оказался столь успешен, что это привело к созданию склада самообслуживания – важной составляющей концепции ИКЕА.
В 1960 г. в магазине ИКЕА в шведском городе Эльмхульте открылся первый Ресторан ИКЕА.
В 1984 году Открылся Клуб IKEA FAMILY для покупателей. Сегодня клуб ИКЕА FAMILY существует в 16 странах мира (в более чем 160 магазинах), и его членами являются 15 миллионов человек.
В 1986 году сменился президент и генеральный директор. Ингвар Кампрад покинул руководящий пост и стал консультантом компании-учредителя INGKA Holding B.V. Президентом и генеральным директором Группы компаний ИКЕА назначен Андерс Муберг.
В 1997 году компания создала свой первый интернет-сайт www.IKEA.com.
В 2000 году ИКЕА пришла в Россию. Открылся первый магазин ИКЕА в Москве.
Затем в 2000г. вступил в силу единый кодекс поведения для поставщиков «Закупка товаров для обустройства дома. Методы ИКЕА». Документ определяет обязанности ИКЕА по отношению к поставщикам и регламентирует требования ИКЕА к поведению поставщиков относительно соблюдения законов, обеспечения условий труда на предприятиях, запрета на детский труд, а также разумного лесопользования и охраны окружающей среды.
С 1 сентября 2009 года пост генерального директора компании занял Микаель Ольссон.
1 января 2012 года ИКЕА осуществила внутреннюю перепродажу своего бренда за 11,2 млрд долларов и продавцом выступила зарегистрированная в Лихтенштейне компания Interogo, подконтрольная Ингвару Кампраду, а покупателем — дочерняя компания самой IKEA, голландская Ikea Systems.
Компания ИКЕА занимается дизайном и реализацией мебели и сопутствующих товаров для дома. Концепция магазина состоит в том, что большую часть мебельного ассортимента покупатели собирают дома самостоятельно, также товары перевозятся в плоских коробках, тем самым снижаются затраты на логистику и сервис, что ведёт к более низкой стоимости товаров.
На сегодняшний день миссия ИКЕА: «Изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей». Бизнес-идея заключается в предоставлении покупателям широкого ассортимента удобных и функциональных товаров для обустройства дома по таким низким ценам, чтобы как можно больше людей имели возможность их купить.
Планы ИКЕА на будущее:
· Увеличение выручки и прибыли компании;
· Развитие сети;
· Увеличение количества посетителей за счет посетителей торгового центра МЕГА;
· Регулярный мониторинг;
· Эффективность рекламных акций;
· Обеспечение компании квалифицированным персоналом;
· Обеспечение привлекательности компании как работодателя
3.2 Анализ компании
К концу 2008 года сеть торговых центров компании насчитывала 231 магазин в 24 странах мира, по большей части в Европе. В мае 2010 года 273 магазина в 25 странах мира. А в 2013 году, с учётом магазинов, открытых на основе франчайзинга, сеть состояла уже из 325 магазинов (Источник http://www.ikea.com). На сегодняшний день в 2017году, открыто 355 магазинов ИКЕА в 29 странах мира.
Самый большой магазин IKEA в мире находится в Стокгольме. Его площадь более 55 000 квадратных метров. Следующие четыре по величине магазина находятся в Китае.
Сегодня ИКЕА закупает товары у более 1300 поставщиков в более чем 50 странах мира.
Главными конкурентами являются мебельные компании ШАТУРА, СТОЛПЛИТ, MEGGA, МУМ, МЕБЕЛЬ FRESH.
Основным конкурентным преимуществом компании ИКЕА является:
- Высокий уровень профессиональной подготовки кадров, хорошая логистика, грамотная маркетинговая политика, что дает хороший задел к дальнейшей конкурентной борьбе.
- Компании ИКЕА следует обратить внимание на месторасположения магазинов, а также сделать упор на развитие торговых площадей в регионах. Также немаловажным будет и развитие собственной службы доставки товара потребителям.
- Чтобы снабдить информацией своих потребителей, IKEA распространяет каталоги товаров, где представлены и дизайн, и описание мебели.
- Проводит постоянные акции и всевозможные распродажи.
- Имеет "своих" покупателей.
Общий объём продаж ИКЕА за 2012 финансовый год составил 28 млрд евро.
Общие продажи за 2015 финансовый год составили — 31,9 млрд евро. В пересчёте на евро общие продажи составили 31,9 млрд и выросли на 11,2 % по сравнению с 2014 финансовым годом (Источник http://www.ikea.com).
Полной статистики по работе в России IKEA не публикуется, сама компания осуществляет свою деятельность через несколько десятков юридических лиц.
На долю России приходится 5% от общих продаж IKEA. Рост продаж в России в финансовом 2015 г. (закончился 31 августа 2015 г.) составил 14,7%. Гипермаркеты IKEA посетили в 2014 г. 74 млн человек, при этом в 2014 г. число посетителей ТРЦ "МЕГА" оценивалось в 270 млн (Источник: http://tass.ru/info/3522063). В компании отмечали, что Россия является вторым наиболее перспективным рынком после Китая.
В ассортименте каждый год запускаются приблизительно 2500 новых товаров, разработанных штатными и привлеченными дизайнерами.
Разработкой ассортимента ИКЕА занимаются сотрудники IoS (IKEA of Sweden). Основным принципом работы дизайнеров, товаропроизводителей и закупщиков – это ориентация на низкую цену, которая делает удобную и практичную мебель доступной каждому. Сама основа низких цен на товары ИКЕА закладывается уже на стадии разработки товара. Благодаря этому принципу, создаются необходимые условия для усиления позиций компании на рынках сбыта, обеспечивается долгосрочная рентабельность.
IKEA of Sweden несет ответственность за выбор производителя, поставщика и конечно за долгосрочную рентабельность ассортимента товаров.
Данное предприятие благодаря своей ценовой политике всегда будет рентабельно. А ее уникальная форма ценообразования позволяет не только держать рентабельность на соответствующем уровне, но и устанавливать низкие цены на продукцию для покупателя, что обеспечивает большой спрос на рынке сбыта.
Основным ассортиментом являются аксессуары для ухода за мебелью, гардеробы и хранение одежды, диваны, диван-кровати и кресла, зеркала и часы. ИКЕА для детей, компактное хранение, кровати и матрасы, кухня, мебель и аксессуары для ванной, мебель и аксессуары для офиса, напольные покрытия и ковры, освещение, посуда, посуда и столовые приборы, стеллажи и системы для хранения, столы, стулья, текстиль, украшения.
Для обобщения результатов хозяйственной деятельности, необходимо сравнить основные показатели компании в отчетном периоде с результатами прошлого года.
Результат основных показателей оборота хозяйственной деятельности компании с 2011 по конец 2016 года отображен в Таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели оборота ООО «ИКЕА» за 2011-2015г. (статистика http://www.ikea.com/ru/ru/)
Год |
Общие продажи (млрд. евро) |
Просмотры сайта ИКЕА (млрд. просмотров) |
Кол-во посещений магазинов (млн. посещений) |
Кол-во магазинов |
Еда ИКЕА: ежегодный оборот (млрд. евро) |
Совокупный доход (млрд. евро) |
2011 |
24.7 |
0,870 |
655 |
287 |
1.2 |
25.2 |
2012 |
27 |
1 |
690 |
298 |
1.3 |
27,6 |
2013 |
27,9 |
1,3 |
684 |
303 |
1,4 |
28,5 |
2014 |
28,7 |
1.5 |
700 |
315 |
1,49 |
29,3 |
2015 |
31,9 |
1,9 |
771 |
328 |
1,57 |
32,7 |
2016 |
34,2 |
2,1 |
783 |
340 |
1,7 |
35,1 |
Исходя из данных, можно сделать вывод, что за последний год прибыль компании выросла на 2,4 млрд. евро, существенно прибыль возросла за последние 2 года. Данные предприятия, говорят о том, что ООО «ИКЕА» предпринимает определенные меры по повышению финансовой устойчивости.
Подводя анализ внешней и внутренней среды предприятия, можно сделать вывод о состоянии компании на рынке, ее потенциал и возможности, а также дальнейшие пути развития.
Рис.4 – Матрица БГК
По модели корпоративного стратегического управления используется модель BCG. Используя матрицу данного анализа, можно сделать вывод, что компания является «Звездой», что характеризует её как высококонкурентный бизнес (рис. 4).
Одним из популярных инструментов в стратегическом планировании развития организации является SWOT-анализ. Данная методика предполагает разделение факторов на слабые и сильные стороны торговой марки. Эти данные отображены в Таблице 2.
Таблица 2
Слабые и сильные стороны ООО «ИКЕА» 2016г.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Низкая цена; Креативный дизайн; Экологически чистые материалы; Независящие от дизайна цены; Хорошее качество; Многофункциональность; Мобильность; Простота сборки; Наличие интернет магазина; Каталог; Поддержка местного производства; 124 400 рабочих мест ; |
Расположение магазинов вдали от центра города; Отсутствие индивидуальности (большой тираж); Сложность контроля; Ориентация идет на цену, а не на потребителя; Плохой сервис; Недолговечность продукции (6 лет); Неадаптированность товаров к русскому рынку; |
Игровая комната для детей; Сервис для людей с ограниченными возможностями; Гарантия на мебель и бытовую технику; Кафе шведской кухни и продуктовый магазин; |
Силы и слабости являются факторами внутренней среды изучаемой компании.
Исходя из результатов анализа, можно сделать вывод, что не смотря на то что компания по модели BCG занимает статус «Звезд», у компании есть ряд недостатков, которые требуется устранить.
3.3 Маркетинговые инновации и активы. Перспективы маркетинговых инноваций ООО «ИКЕА»
Инновационный маркетинг - это деятельность на рынке новшеств, направленная на формирование или выявление спроса с целью максимального удовлетворения запросов и потребностей, что строится на использовании новых идей товаров, услуг и технологий, которые наилучшим образом содействуют достижению целей организации и отдельных исполнителей.
Инновационный маркетинг - это маркетинг, включающий миссию организации, философию мышления, область научных исследований, стиль управления и поведения. Это внутреннее, не навязанное новшество, особый тип отношений и полное принятие риска.
В современных условиях важным фактором повышения конкурентоспособности бизнеса являются маркетинговые инновации. По мнению стратегического менеджмента инновационная активность в сфере маркетинга тесно связана с изобретением новых бизнес-процессов во взаимоотношениях с клиентами, построением новых каналов распределения, которые будут удовлетворять еще не затронутый потребительский спрос.
Создание гибкой и комплексной системы управления инновационными процессами, ориентированной на разработку перспективной продукции, перестройку организационных форм и функций управления, стимулирует создание и внедрение новшеств и обеспечивает сквозное управление инновационным процессам от возникновения идеи до ее реализации. Организационно этот механизм предусматривает, что службы и отделы, занимающиеся управлением нововведениями, рассредоточены по разным уровням управленческой структуры и между ними имеется налаженная система взаимодействия.
Расширение рынка сбыта, высокая конкурентоспособность невозможна без активного внедрения новых технологий и инноваций. Способность приспособиться к поведению потребителей и новым технологиям, поддерживая сильную ориентацию на клиента, очень важна для большого маркетинга. Создание высокого качества обслуживания клиентов означает дать потребителю то, чего он даже еще не захотел. Маркетинг создает понятие «Я хочу это».
Необходимо не только выпускать различный ассортимент продукции, но и сконцентрировать усилия на создании тактики преждевременного локального изнашивания своей продукции с целью быстрого продвижения модификаций, заменяющих и вытесняющих новшеств. Именно при таком маркетинге обеспечено лидерство на рынке.