Файл: Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса (Сетевая форма организации бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В нашем мире в торговлю внедряют все новые технологии, и по показателям внедрения Россия догоняет Европу и Америку. Новые различные технологии появляются каждый год. И вместе с этим, жизнь человека тоже меняется. Немаловажным показателем в развитии общества стало то, что уровень жизни и уровень комфорта гораздо выше чем, он был раньше.

В обществе постоянно создаются различные новшества, они улучшают человеческую жизнь. Постоянно изобретаются все новые способы увеличения эффективности разнообразных технологий и производств, а так же в сфере производительности труда.

Важным показателем так же становится развитие общества по уровню жизни и комфорта, что гораздо выше, чем было ранее.

Один из важных показателей – это технология управления, которая помогает повышать эффективность труда, ведь чем выше эффективность управления, тем выше доходы сотрудников компаний.

Сетевая форма организации бизнеса, является одной из новых форм организации управления на предприятиях. Она постепенно «внедряется» в жизнь Российских компаний, и ее рассмотрению и будет посвящена данная курсовая работа.

Цель данной работы – оценить эффективность сетевой формы организации бизнеса.

В работе будут рассмотрены теоретические основы организации бизнеса, типы организационных структур в сетевом бизнесе, маркетинговые инновации в сетевом бизнесе, а так же оценка результативности внедрения инноваций в сетевой форме организации бизнеса на примере существующей организации ООО «ИКЕА».

1. Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса

1.1.Сетевая форма организации бизнеса

Сеть – совокупность организаций, состоящая из отдельных организационных структур, которые объединены определенными связями: информационными, материальными или юридическими. Организации, входящие в сети чаще всего имеют общие цели, общую сферу деятельности, оказывают влияние на деятельность друг друга и развитие отрасли в целом.

Бизнес – это деятельность, которая осуществляется субъектами-предпринимателями с целью получения материальной прибыли. При этом риски и ответственность за возможные последствия (в том числе неудачи) ведения бизнеса ложатся на плечи этого предпринимателя.


Сети

Нет координатора

Есть координатор

Нет общих целей

Есть общие цели

Информационный контур и контур принятий решенеий

Рис. 1. Классификация сетей организации

Поскольку, сеть – это совокупность организаций, со всеми управляющими элементами, то сетью либо управляет координатор, либо она управляет самостоятельно (рис.1).

Концепция организации оказала огромное влияние на человеческое поведение, развитие компании и развитие организаций в целом.

Само возникновение сетевых форм организации бизнеса было связано с необходимостью преодоления кризиса, постигшего в третьей четверти ХХ века старые вертикально-интегрированные корпорации.

В развитии бизнеса и его организационных структур можно выделить 4 основных этапа. На первом этапе бизнес увеличивался в основном за счет концентрации однотипного производства, что позволяло использовать унитарную форму управления, в рамках которой реализуется централизованное принятие решений и полная подчиненность периферии центру. На втором этапе (в первой половине ХХ века) корпорации начали расти благодаря вертикальной и горизонтальной интеграции, поэтому распространение получили холдинговые структуры, позволяющие централизовать финансы и управлять организацией на основе стратегических инвестиционных решений. На третьем этапе развитие бизнеса было связано с диверсификацией деятельности корпораций, и на смену тормозящим его рост Унитарным и Холдинговым формам в 1960-70-е гг. пришли мульти дивизиональные структуры, когда управляющая компания берет на себя стратегическое руководство капиталом, а производственные подразделения самостоятельно принимают оперативные решения. На четвертом этапе в середине 90-х годов под давлением новых рыночных реалий, в т.ч. ускорения научно-технического прогресса, необходимости более быстрого внедрения инноваций, развития информационных технологий, а так же большей индивидуализации потребления, корпорации стали переживать организационный кризис. Поскольку прежние формы не справлялись с новыми задачами - это привело к быстрому развитию сетевой формы организации бизнеса, которая предположила появление сетевых форм организации бизнеса и привело к полной самостоятельности и юридической независимости фирм, при этом работая на основании договоров.

Сети оказывают особое влияние на структуру бизнеса. Состав участвующих в сетевых взаимодействиях экономических субъектов указывает и собирает структуру производства и, в том числе, соотношением между числом малых, средних и крупных предприятий.


Формирование предпринимательских сетей связано с интеграционным поведением субъектов системы предпринимательства. Эти процессы базируются, прежде всего, на теоретическом осмыслении сущности предпринимательской деятельности и на изучении и понимании ее особенностей в меняющихся условиях внешней среды.

Основные цели создания сетей:

  1. преодоление возможных кризисных явлений в функционировании компаний и создание условий для устойчивого развития компаний-участников сети;
  2. рост уровня конкуренции, в том числе международной в результате глобализации;
  3. желание экономических агентов снизить уровень неопределенности через рост доверия между участниками рынка;
  4. быстрые технологические изменения и структурные изменения внешней среды, предполагающие высокую степень гибкости и оперативности; возрастающая роль информации и времени как ресурса;
  5. стремление получить доступ к ресурсам, контролируемым другими участниками рынка.
  6. максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта.

Факторы устойчивости и эффективности сети:

  1. устойчивость информационных связей (наличие общего сетевого эффективного пополняющегося информационного ресурса).
  2. согласованность действий участников сети;
  3. наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть ясно прописаны и наблюдаемы бизнес-процессы, связанные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций);
  4. доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура (этот фактор является ключевым для достижения успеха).

Сетевая форма действует дополнительно к рыночному и иерархическому механизмам регулирования и поэтому конкурирует с другими двумя за обслуживание взаимодействий между людьми в экономике.

Преимущество сетевой организации в том, что сетевая форма представляет лучшее разнообразие процедур поиска, чем иерархия, и обеспечивает участников более широкой и комплексной информацией чем рынок.

Экономические преимущества сетевой формы организации проявляются в некотором снижении транзакционных издержек по сравнению с традиционной командно-иерархической формой. Но все же главным преимуществом является не стоимостные, а качественные изменения. Например: высокое качество продукции.

Сетевые организации в большинстве являются сетью малых фирм или производителей, что дает индивидам в сравнении с крупными бюрократическими формами организаций большую автономность, меньшее неравенство в распределении богатства и усиливает дух сообщества.


Все это затрагивает сферу управления и экономическую инфраструктуру.

1.2 Сущность сетевой формы

Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, она функционируют за счет общей ресурсной базы, в которой ключевым является информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети. Сети помогают получать доступ к ресурсам партнера. Таким образом, предприятия, используя общую ресурсную базу, смогут быстро реагировать на изменяющиеся потребности возможных клиентов. А для крупной организации перестройка внутренней структуры в сетевую означает введение рыночного механизма внутрь организации.

Особенностью развития современной экономики является широкое использование информационных технологий.

Так, например, в условиях сетевой экономики, в отличие от свободного рынка, которому присущи неполнота и асимметричность информации, участники рынка, замкнутые в едином сетевом сообществе, располагают практически полной информацией, что оказывает значительное влияние на отношения между ними.

Сети являются эффективной и жизнеспособной структурой, если существует много изменяющихся, взаимозависимых и специфических видов деятельности. Более того, партнерские отношения играют важную роль, когда организациям предоставляется возможность использовать особенную взаимозависимость между действующими субъектами рынка для улучшения их отраслевой позиции.

Сети чаще всего образуются тогда, когда предприятия сталкиваются с быстрыми технологическими изменениями, укороченным жизненным циклом продукции и фрагментированными, специализированными рынками.

Современные технологии подрывают свойства рыночного механизма, которые до настоящего времени обеспечивали эффективность производства и распределения продукции. В первую очередь речь идет о трех основах рыночной системы:

·     исключительностьспособность продавцов заставить потребителей стать покупателями;

·     соперничество - существование производителей, выполняющих одни и те же операции с разными затратами;

·     прозрачность - четкое представление индивидами, что они хотят купить.

Теперь Корпоративные единицы конкурируют на равных с существующими поставщиками таких же услуг.

Формирование и развитие межфирменных сетей происходило в рамках определенной культурной, исторической и институциональной среды.


Предпосылки развития межфирменных сетей:

  • глобализация;
  • нестабильность потребностей потребителей вынуждает переходить к производству изделий по индивидуальным заказам, а это требует большей гибкости, лучшего знания тенденций развития потребностей, креативности, гибких технологий, использования компетенций партнеров; крупное предприятие с неповоротливой иерархической структурой не способно быстро адаптироваться к изменению спроса и вынуждено разукрупняться и использовать партнеров и преимущества горизонтальных связей;
  • компании вынуждены обмениваться компетенциями, кооперироваться, развивать долгосрочные взаимоотношения и создавать партнерства;
  • информация, для доступа к которой нужно стать участником сети, постоянно генерирующей, передающей, обрабатывающей и использующей информацию - основной ресурс рынка;
  • нестабильность потребностей, которая требует большей гибкости, креативности, гибких технологий, обращение к партнерам; крупные фирмы вынуждены использовать партнеров и преимущества горизонтальных связей;
  • повышение рисков во внешней среде, справиться с которым помогает привлечение партнера, обладающего знаниями, снижающими риски.

При этом доверительные отношения между участниками сети позволяют им обмениваться информацией, касающейся их ключевых компетенций.

Основным сектором бизнеса, в котором наблюдается рост сетевых организаций хозяйственной деятельности, является торговля. Национальные торговые сети охватывают целые страны, но на мировом рынке широко представлены и транснациональные ритейлинговые сети. И хотя сетевая организация бизнеса свойственна многим отраслям деятельности – банкам, гостиничным комплексам, операторам сотовой связи и т.д. – все же наиболее типичными представителями сетевого бизнеса являются сети розничной торговли.

Деятельность сетевых предприятий охватывает множество структурных элементов внутри одной системы и часто сильно территориально диверсифицирована. Отсюда следует и является очевидным, что на деятельность таких организаций оказывают значительное влияние факторы внешней и внутренней среды.

Таким образом, сети - это развитие процессов системы организации, которая позволяет адаптироваться к новым условиям существования.

2. Типы сетевых структур и маркетинг в сетевом бизнесе