Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации
1.1 Косвенные налоги в системе налогообложения, их социально-
1.2 Нормативно-правовое регулирование исчисления косвенных налогов
Глава 2 Анализ места косвенных налогов в системе налогообложения Российской Федерации
2.1 Особенности исчисления и уплаты косвенных налогов в Российской Федерации
2.2 Анализ косвенных налогов в системе консолидированного бюджета Российской Федерации
2.3 Значение косвенных налогов в системе налогообложения в экономике России
2.2 Анализ косвенных налогов в системе консолидированного бюджета Российской Федерации
В российской налоговой системе предусмотрены косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины. При этом НДС, акцизы, за исключением таможенных пошлин, взимаются от реализации товаров (работ, услуг) как на территории страны, так и на таможенной территории. В отличие от прямых налогов (налог на прибыль, налог на имущество и т. д.) косвенное налогообложение выполняет исключительно одну функцию - фискальную [1].
Налог на добавленную стоимость со дня введения отнесен к федеральному налогу2. На первоначальном этапе ставка НДС устанавливалась в размере 28 процентов (расчетная ставка - 21,88 %).
В ходе практики применения налога ставки НДС менялись. Так, ставка налога устанавливалась в размере:
10 % - по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
20 % - по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные
продовольственные товары ;
0 %; 10 %; 20 % (статья 164 НК РФ в редакции Федерального закона от 5.08.2000 № 117-ФЗ);
0 %; 10 %; 18 % (Федеральный закон от 29.05.2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Менялось и распределение НДС по уровням бюджетной системы. Неизменным остается зачисление налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в размере 100 процентов в федеральный бюджет. Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, зачислялись:
- 1998 году в доходы федерального бюджета в размере 75 процентов доходов;
- 1999 году в доходы федерального бюджета в размере 75 процентов доходов в 1-м квартале, с 1 апреля 1999 г. в размере 85 процентов доходов;
-в 2000 году в доходы федерального бюджета в размере 85 процентов доходов;
-в 2001 году в доходы федерального бюджета в размере 100 процентов доходов.
Таким образом, с 2001 года НДС в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет: «в налоговых отношениях введен принцип «один налог - один бюджет» [2]. Бюджетным кодексом РФ НДС также отнесен к закрепленному за федеральным бюджетом налогу. Законодательство в сфере межбюджетных отношений устроено так, что несет пользу федеральному бюджету, редко - бюджету субъектов РФ [3].
«Добавленная стоимость создается повсеместно на всей территории страны, в то же время НДС, являясь закрепленным, полностью поступает в федеральный бюджет, что приводит к бюджетным проблемам регионов и муниципальных образований» [2].
Таблица 2
Консолидированный бюджет РФ
(до 1998 г. - трлн руб., с 1998 г. - млрд руб.)
Годы |
Доходы консолидированного бюджета |
В том числе налоговые доходы |
Из них НДС |
Доля НДС в сумме налоговых доходов, % |
Зачисление НДС в ФБ |
Зачисление НДС в бюджеты субъектов РФ |
1995 |
437,0 |
364,3 |
95,7 |
26,3 |
71,8 |
23,9 |
1996 |
558,5 |
473,0 |
143,9 |
30,4 |
101,8 |
42,1 |
1997 |
711,6 |
594,1 |
182,8 |
30,8 |
128,7 |
54,1 |
1998 |
686,0 |
564,6 |
170,3 |
30,2 |
117,4 |
52,9 |
1999 |
1213,6 |
1007,5 |
288,2 |
28,6 |
221,1 |
67,1 |
2000 |
2097,7 |
1707,6 |
457,3 |
26,8 |
371,5 |
85,8 |
Как следует из приведенных данных, доля НДС в налоговых доходах консолидированного бюджета РФ за приведенные периоды составляет от 26 до 30 процентов.
Таблица 3
Поступления НДС по товарам, производимым в РФ, ввозимым в РФ (млрд руб.)
Годы |
НДС - всего |
В т.ч. в РФ |
Ввоз товаров |
Доля НДС в РФ |
Таможни |
2006 |
1472,3 |
1025,8 |
446,5 |
69,7 |
30,3 |
2007 |
1511,1 |
924,4 |
586,7 |
61.2 |
38,8 |
2008 |
2261,7 |
1390,6 |
871,1 |
61,5 |
38,5 |
2009 |
2132,5 |
998,7 |
1133,8 |
46,8 |
53,2 |
2010 |
2050,3 |
1176,9 |
873,4 |
57,4 |
42,6 |
2011 |
2498,6 |
1329,1 |
1169,5 |
53,2 |
46,8 |
2012 |
3250,8 |
1753,6 |
1497,2 |
53,9 |
46,1 |
2013 |
3546,1 |
1886,4 |
1659,7 |
53,2 |
46,8 |
2014 |
3539,4 |
1868,5 |
1670,9 |
52,8 |
47,2 |
2015 |
3940,2 |
2188,8 |
1751,4 |
55,5 |
44,5 |
2016 |
4233,9 |
2448,5 |
1785,4 |
57,8 |
42,2 |
2017 |
4571,4 |
2657,7 |
1913,7 |
58,1 |
41,8 |
В 2017 г. по сравнению с 2006 г. поступления НДС увеличились с 1 472,3 млрд руб. до 4 571,4 млрд руб. или в 3,1 раза, в том числе по товарам, реализуемым на территории РФ, соответственно с 1 025,8 млрд руб. до 2 657,7 млрд руб. или в 2,6 раза, по товарам, ввозимым на территорию РФ, с 446,5 млрд руб. до 1 913,7 млрд руб. или в 4,2 раза.
Доля НДС по товарам, производимым на территории РФ, уменьшилась с 69,7 % в 2005 г. до 58,1 % в 2016 г., и, наоборот, доля НДС по товарам, ввозимым на территорию РФ, увеличилась с 30,3 % в 2005 г. до 41,8 % в 2016 г.
Таблица 4
Доходы бюджета РФ за 2005-2017 годы (млн руб.)
Годы |
Налоговые доходы |
Темп роста, % |
НДС |
Акциз |
Всего |
Темп роста, % |
Уд. вес НДС в налог. доходах, % |
Уд. вес акцизов, % |
2005 |
3154261,9 |
131,7 |
1069691,6 |
117205,0 |
1186896,6 |
104,6 |
33,9 |
3,7 |
2006 |
3188154,7 |
101,1 |
1472210,1 |
107192,1 |
1570402,2 |
133,1 |
46,2 |
3,4 |
2007 |
3674261,3 |
115,2 |
1510903,4 |
110487,8 |
1621391,2 |
102,6 |
41,1 |
3,0 |
2008 |
4695012,4 |
127,8 |
2261477,1 |
135035,1 |
2396512.2 |
147,8 |
48,2 |
2,9 |
2009 |
5231885,2 |
111,4 |
2132203,0 |
160491,2 |
2292694.2 |
95,7 |
40,8 |
3,1 |
2010 |
3896498,9 |
74,5 |
2049963,2 |
101541,7 |
2151504,9 |
93,8 |
53.0 |
2,6 |
2011 |
4401878,2 |
113,0 |
2498263,9 |
143951,9 |
2642215,8 |
122,8 |
56,8 |
3,3 |
2012 |
5985115,4 |
136,0 |
3250411,9 |
278361,3 |
3528773,2 |
133,6 |
54,3 |
4,6 |
2013 |
6853168,1 |
114,5 |
3545795,9 |
395253,4 |
3941049,3 |
111,7 |
51,7 |
5,8 |
2014 |
7063779,4 |
103,1 |
3539013,0 |
524409,2 |
4063422,2 |
103,1 |
50,1 |
7,4 |
2015 |
7921171,7 |
112,1 |
3941656,8 |
592380,4 |
4524037,2 |
111,3 |
49,8 |
7,3 |
2016 |
8590543,9 |
108,4 |
4233568,2 |
581864,1 |
4815432,3 |
106,4 |
49,3 |
6,8 |
2017 |
8734187,4 |
101,7 |
4570961,2 |
694242,9 |
5265204,1 |
109,3 |
52,3 |
7,9 |
Из данных таблицы следует, что налоговые доходы федерального бюджета в 2017 г. по сравнению с 2005 г. увеличились с 3 154 261,9 млн руб. до 8 734 187,4 млн руб., или в 2,8 раза. При этом косвенные налоги за анализируемый период увеличились в 4,4 раза (с 1 186 896,6 млн руб. до 5 265 204,1 млн руб.), в том числе НДС - в 4,3 раза, (4 570 961,2 : 1 069 691,6), акцизы - в 5,9 раза (694 242,9 : 117 205,0).
Таким образом, поступления акцизов за этот период увеличились темпами, превышающими в 2 раза темп роста всех налоговых доходов [4].
«Посредством акцизов в государственный бюджет изымается часть стоимости (цены) товара, которая не обусловлена ни эффективностью его производства, ни потребительскими свойствами, а является следствием особых условий его производства и продажи» [5].
Удельный вес НДС в налоговых доходах федерального бюджета с 33,9 % в 2005 г. увеличился до 52,3 % в 2016 г., или в 1,5раза, при этом начиная с 2010 года этот показатель составляет около 50 %. Удельный вес акцизов в налоговых доходах федерального бюджета с 3,7 % в 2005 г. увеличился до 7,9 % в 2016 г., или более 2,1 раза.
Таким образом, удельный вес акцизов в налоговых доходах бюджета РФ растет опережающими темпами, чем рост НДС, что связано с постоянным повышением ставок акцизов, что видно из данных, приведенных в таблице 5.
Таблица 5
Ставки акцизов (руб.)
2010 год |
2015 год |
2018 год |
2020 год |
2020 г. к 2010 г., % |
|
Алкогольная продукция с |
|||||
объемной долей этилового спирта св. 9 процентов (за 1 л безводного |
210 |
500 |
523 |
544 |
2,6 раза |
этилового спирта) |
|||||
Табак трубочный, курительный (1 кг) |
422 |
1800 |
2772 |
3172 |
7,5 раза |
Сигары (1 шт.) |
25 |
128 |
188 |
215 |
8,6 раза |
Автомобили легковые с |
|||||
мощностью двигателя до 150 л.с. |
23,90 |
37 |
45 |
49 |
2 раза |
(за 1 л.с.) |
|||||
Прямогонный бензин (1 т) |
4290 |
11300 |
13100 |
13100 |
3 раза |
Дизельное топливо (за 1 т) |
1188 |
3450 |
7072 |
8835 |
7,4 раза |
205 руб. за |
960 руб. за |
1718 руб. за |
1966 руб. за |
||
1000 шт. |
1000 шт. |
1000 шт. |
1000 шт. |
||
+6,5 % |
+11 % |
+14, 5% |
+14,5 % |
||
Сигареты с фильтром |
расчетной стоимости, но |
расчетной стоимости, |
расчетной стоимости, |
расчетной стоимости, |
10,7 раза |
не менее 250 |
но не менее |
но не менее |
но не менее |
||
руб. за 1000 |
1330 руб. за |
2335 руб. за |
2671 руб. за |
||
шт. |
1000 шт. |
1000 шт. |
1000 шт. |
Данные таблицы свидетельствуют, что ставки акцизов по сигарам, сигаретам, дизельному топливу увеличиваются в значительных размерах.
Повышение роли акцизов имеет место и в консолидированном бюджете РФ, так как акцизы поступают и в бюджеты субъектов РФ.
В 2017 г. по сравнению с 2005 г:
ВВП увеличился в 5 раз (в 2005 г. - 17027 млрд руб., 2017 г. - 86044 млрд руб.); доходы бюджета - более 5,1 раза (соответственно 5429,9 и 28181,5 млрд руб.); в том числе налоговые доходы - в 3,3 раза (4942,1 и 16308,2 млрд руб.); из них НДС - в 4,3 раза, акцизы - более 5,4 раза.
Таблица 6
Доходы консолидированного бюджета РФ за 2004-2016 годы (млрд руб.)
Год |
ВВП |
Темп роста, % |
Доходы бюджета |
В том числе налоговые доходы |
Из них НДС |
Акциз |
Доля в налоговых доходах НДС, % |
Доля Акцизов, % |
2005 |
17027 |
- |
5429,9 |
4942,1 |
1069,7 |
246,9 |
21,6 |
5,0 |
2006 |
21610 |
126,9 |
8579,6 |
5620,9 |
1472,3 |
253,7 |
26,2 |
4,5 |
2007 |
26917 |
124,6 |
10625,8 |
6764,0 |
1511,1 |
270,6 |
22,3 |
4,0 |
2008 |
33248 |
123,5 |
13368,3 |
8732,6 |
2261,7 |
314,4 |
25,9 |
3,6 |
2009 |
41429 |
124,6 |
16003,9 |
10101,8 |
2132,5 |
350,0 |
21,1 |
3,5 |
2010 |
39101 |
94,4 |
13599,7 |
7372,5 |
2050,3 |
347,2 |
27,8 |
4,7 |
2011 |
46309 |
118,4 |
16031,9 |
8963,4 |
2498,6 |
471,5 |
27,9 |
5,3 |
2012 |
59698 |
128,9 |
20855,4 |
11276,6 |
3250,8 |
650,5 |
28,8 |
5,8 |
2013 |
66927 |
112,1 |
23435,1 |
12653,1 |
3546,1 |
837,0 |
28,0 |
6,6 |
2014 |
71017 |
106,1 |
24442,7 |
13030,6 |
3539,4 |
1015,9 |
27,2 |
7,8 |
2015 |
77945 |
109,8 |
26766,1 |
14413,8 |
3940,2 |
1072,2 |
27,3 |
7,4 |
2016 |
80804 |
103,7 |
26922,0 |
15515,8 |
4233,9 |
1068,4 |
27,3 |
6,9 |
2017 |
86044 |
106,5 |
28181,5 |
16308,2 |
4571,4 |
1356,0 |
28,0 |
8,3 |