Файл: Современные воспитательные системы (Воспитание современной личности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Воспитание современной личности
Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательном процессе
Современные воспитательные системы
Глава 2 Проблемы развития и воспитания личности в коллективе
2.1 Система воспитания как условие развития личности
2.2 Разработка в педагогике проблем развития и воспитания личности
Личный расклад настоятельно просит выбора и воплощения таких воспитательных событий, которые более соответствовали бы особенностям личности подростка и состоянию, в котором он в данное время располагается, и вследствие сего выделяли бы наибольший эффект. Для сего до этого всего нужно хорошо аристократия подростков, видать в любом из их индивидуальные, особые черты. Чем какого-либо другого ориентируется педагог в персональных особенностях ребят, что вернее оп имеет возможность осуществить учебно-воспитательный процесс, используя воспитательные меры в согласовании с индивидуальностью подростков.
Личный расклад подразумевает в первую очередь знание и учет персональных, своеобразных критерий, которые воздействовали бы на составление что или же другой черты личности. Это надо аристократия вследствие того, собственно что лишь только зная природу такого или же иного личного проявления, возможно верно откликаться на него. К примеру, педагог поставил задача одолеть упрямство ребенка. До этого чем откликаться и для такого дабы правильно откликаться, преподаватель обязан аристократия, какова природа упрямства, в чем его предпосылки, какой оно одевает нрав. И реакция на упрямство, порожденное разными основаниями, обязана быть разной. Одно дело — упрямство как оригинальный неповиновение подростка напротив дерзкого с ним воззвания, другое дело — упрямство как реакция балованного ребенка; одно дело — упрямство эпизодическое, нетипичное для учащегося (вызванное, к примеру, глубочайшей обидой), другое дело — характерологическое, систематическое упрямство; упрямство, вызванное крепким утомлением, — это абсолютно другое упрямство, ежели упрямство как следствие неверного представления подростка о самостоятельности и принципиальности. Личный расклад предполагает и познание побудительных оснований (мотивов) действий школьников.
Различия в мотивах поступков определяют и различия воспитательных событий, которые обязаны быть были совершенны в связи с что или же другим действием студента. Подросток врезал приятеля. Возможно ли верно откликаться, не выяснив мотива сего поступка? Естественно, действие настоятельно просит осуждения. Но квалифицировать его идет по стопам по-всякому, в зависимости от такого, например, врезал ли адепт дежурного по классу за изготовленное замечание, реагировал ли на обида со стороны одноклассника или, в конце концов, пробовал отстоять доброе имя девочки-одноклассницы.
Осуществляя личный расклад, идет по стопам припоминать, собственно что на студентов по-всякому воздействуют одобрения. 1-го учащегося полезно похвалить, например как это закрепляет его веру в собственные силы; по отношению к другому сего не идет по стопам создавать, дабы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Точно также и подчеркивание дефектов учащегося имеет возможность поиграть негативную роль (у неуверенного в для себя ребенка) и позитивную роль (если подросток очень самоуверен н несамокритичен).
Личный расклад выражается и в использовании меры и формы санкции. На 1 подростков функционирует несложное осуждение (иногда случается довольно укоризненного взгляда), на иных похожие формы осуждения эмоции не оказывают и воспринимаются как снисходительность или же мягкотелость воспитателя. По отношению к этим подросткам идет по стопам использовать больше жесткие меры взыскания. Но при данном важна ясная мотивировка больше высочайшей меры взыскания (чтобы у школьников не появилось соображение о непоследовательности и несправедливости учителя).
Ведомо, собственно что процесс формирования обычных форм поведения, дьявол личности выделяется кое-каким своеобразием в зависимости от на подобии нервозной системы подростка. Для педагога вдали не индифферентно, содержит ли он дело со подростком, относящимся к возбудимому («безудержному», по И. П. Павлову), размеренному или же хилому типу нервозной системы. В следствие этого игнорирование данных различий, особое «абстрагирование» от типологических данных нервозной системы питомца при претворении в жизнь всевозможных воспитательных воздействий зачастую приводят к ненужным результатам, в частности выходу в свет у подростков негативных форм поведения.
Для импульсивного, запальчивого, возбудимого, остро реагирующего учащегося (представителя безудержного на подобии нервозной системы) важна холодная, размеренная, но жесткая требовательность. Уполномоченный слабенького на подобии нервозной системы — боязливый, робкий застенчивый, нерешительный в для себя и просто травмируемый подросток, настоятельно просит помощи, особенного такта, благожелательности, подбадривания. К данным ребятам не идет по стопам использовать мощных и строгих мер влияния, грозных взысканий, резких, возмущенных оценок. Разным обязан быть и тон в воззвании с различными учащимися. Не идет по стопам, как правило, яростно, чувственно возбужденно, на завышенных тонах создавать акцент подросткам, склонным к резвому возбуждению (и оказавшимся в этом состоянии) пли просто тормозимым, адептам слабенького на подобии. У первых это имеет возможность вызвать перевозбуждение, озлобление, у вторых, напротив, совершенную заторможенность и нелегкое положение подавления и подавленности. Подходящий тон в отношении тех и иных безмятежно благожелательный, безмятежно взыскательный, безмятежно осуждающий.
Идет по стопам владеть в облику, собственно что подросток с инертностью (слабой подвижностью) нервозных процессов не всякий раз имеет возможность проворно реагировать на замечание учителя, незамедлительно ответить на вопрос и т. д. Популярны нередкие случаи, когда нетерпеливые учителя становили нехорошие отметки и объявляли неспособными подростков, отличавшихся инертностью нервозных процессов, в то время как эти подростки отлично знали ткань и им элементарно требовалось кое-какое время, дабы собраться с думами и приготовиться к ответу. Эта реакция учителя вызывала у потерпевших школьников ощущение обиды, озлобление, упрямство.
Личный расклад подразумевает умение опираться в воспитательной работе на то позитивное, собственно что наличествует в личности в том числе и «самого трудного» учащегося, в частности на его интересы и предрасположенности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным и т. д.), на его здоровые нравственные веяния (пусть в том числе и при неприемлемых формах их выражения), на благожелательное отношение к друзьям, в том числе и на его чувство юмора. Развивая имеющиеся лестные черты, ориентируя на их поведение подростка, поощряя лестные действия, наставник проще имеет возможность достичь цели.
Приведем образчик персонального расклада. Володя С., ученик I класса. В семье его каждый день баловали, удовлетворяли все его стремления, капризы. В итоге у Володи стали формироваться эгоистические черты. Он числился лишь только с собой, своими желаниями. Собственные книжки, тетради, письменные принадлежности никому не выделял. Был не сомневается в том, собственно что он самый мудрый и развитый адепт в классе. О друзьях откликался дурно, ни разу им ни в чем не мог помочь, нередко обижал.
Преподавательница, выучив Володю, наметила конкретную систему воспитательных событий, нацеленных на искоренение эгоистических проявлений и на образование коллективизма. Она воспользовалась всякой вероятностью для организации коллективной работы в классе, при этом так, дабы Володя трудился для друзей, а они проделывали что-нибудь для него. Корректно показывала Володе на заслуги его друзей, па их дружбу, взаимопомощь и покапывала, как это отлично и верно. Преподавательница направляла забота Володи на то, как хорошо создавать что-нибудь для иных и как охотно друзья могут помочь Володе, в случае если лицезреют у него это же вожделение посодействовать им. На капризы и упрямство Володи она постаралась или не обращать интереса, или переключала его на иные объекты или же иную работа. В семье по настоянию учительницы также было перестроено отношение к мальчугану. Этим образом, Володя постоянный упражнялся в коллективистских отношениях и формах работы, усваивал надлежащие объяснения учительницы, ориентировался на ее индивидуальный образчик и образчик друзей. Преподавательница замечала и поощряла любой коллективистский действие Володи, а в скором времени он и сам стал испытывать ублажение в аналогичных случаях.
К концу III класса преподавательница имела все причины написать в его характеристике: «Мальчик отлично испытывает себя в коллективе, показывает забота к друзьям, работает для их авторитетом»
Отрицательные формы поведения и их преодоление. В отдельных главах настоящей книги уже говорилось об отрицательных формах поведения и о преодолении их. Поэтому здесь мы ограничимся очень кратким, схематическим обзором.
Упрямство. Причины: 1) перевозбуждение нервной системы школьника сильными впечатлениями, переутомление, тяжелые переживания; 2) стремление к самостоятельности и независимости, неумелые попытки проявить свою волю; 3) привычная форма поведения избалованного ребенка, выросшего в обстановке захваливания, нетребовательности со стороны взрослых; 4) своеобразная форма протеста ребенка, выражение его недовольства деспотическим, грубым и необоснованным подавлением взрослыми его развивающейся самостоятельности и инициативы.
Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым. Причины: 1) отсутствие уважительного отношения взрослых к школьнику, подавление его стремления к самостоятельности, чувства взрослости; 2) реакция на несправедливое отношение взрослых — грубое и необоснованное обвинение во лжи, лени, неблаговидном поступке; 3) ошибочное мнение школьника о том, что грубость есть проявление взрослости, мужественности, прямоты; 4) недостаточное развитие воли, неумение владеть собой; 5) переутомление в процессе длительной и напряженной работы.
Недисциплинированность, озорство. Причины: 1) бурная активность, кипучая энергия, инициативность, не находящая разумного выхода; 2) праздная жизнь, безделье, безнадзорность; 3) неправильное понимание того, что такое мужество, отвага, смелость.
Лживость, сознательное уклонение от истины в неблаговидных целях (по все случаи искажения детьми истины должны считаться ложью. В частности, нельзя считать ложью невинное фантазирование самых младших школьников, которые, увлекаясь, свободно изменяют факты, перемежают истину с вымыслом). Причины: 1) боязнь, страх наказания, репрессий; 2) пустая хвастливость и болтливость, желание привлечь к себе внимание, вызвать удивление взрослых или сверстников; 3) неправильное понимание школьниками дружбы и товарищества, желание выручить товарища, совершившего дурной поступок.
Лень. Причины: 1) неразумная воспитательная тактика родителей, выражающаяся в оберегании детей от более или менее значительного трудового усилия; 2) лень в отношении учебной работы может развиться у ученика в том случае, если учитель не замечает и не поощряет его усилий и стараний, постоянно только критикует недостатки его работы.
Основные пути предупреждения и преодоление указанных недостатков поведения — правильная организация жизни и деятельности школьника, правильные взаимоотношения в семье и ученическом коллективе, разъяснение заблуждений, укрепление нервной системы школьника (соблюдение правильного режима работы, отдыха, сна, питания), специальные воспитательные мероприятия.
Современные воспитательные системы
Собственно что дает собой прогрессивная школа? Прогрессивная среднее учебное заведение - это различная среднее учебное заведение. Как для учителей, например и для студентов. Различная вследствие того, как там, в школе им живется, работается или же обучается. А это находится в зависимости от большое количество: и от на подобии средние учебные заведения, и от ее предназначения, и от региональных и государственных индивидуальностей, и от вещественной базы, и от положенной в базу ее концепции воспитания, и от подобравшегося коллектива учителей и студентов, и от профессионализма педагогов…
В передовых критериях большущих перемен в политическом деятеле, экономике, общественной жизни общества, коренным образом обязана поменяться среднее учебное заведение, иным обязан замерзнуть учитель-воспитатель.
Процесс воспитания обязан обновляться на базе отменно свежего представления о его статусе с учетом российских обыкновений, достижений современного педагогического опыта; подключать составление всевозможных воспитательных систем.
Любая добрая среднее учебное заведение, преднамеренно реализующая не лишь только образовательную, но и воспитательную функцию, связанную с личным развитием подростков, обязана владеть собственную воспитательную систему.
Воспитательная система средние учебные заведения содержит трудную структуру. Ее составляющие:
цели, воплощенные в начальной концепции (т.е. совокупа мыслях, для реализации коих она создается);
работа, обеспечивающая достижение мотивированных ориентиров (содержание воспитания) тип работы, ее организующий и в ней участвующий;
дела, рождающиеся в работы и общении, интегрирующие тип в некоторую общность;
среда системы, освоенная субъектом;
управление, обеспечивающее интеграцию компонент в целостную систему и становление данной системы.
(Такое внутреннее строение воспитательной системы приглашает академик Л.И. Новикова).