Файл: Современные воспитательные системы (Воспитание современной личности).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Воспитание современной личности
Индивидуальный подход к личности ребенка в воспитательном процессе
Современные воспитательные системы
Глава 2 Проблемы развития и воспитания личности в коллективе
2.1 Система воспитания как условие развития личности
2.2 Разработка в педагогике проблем развития и воспитания личности
Значительное смысл для педагогики содержит до этого всего уяснение самого мнения лицо. В самом деле, собственно что это лицо и в каком соотношении располагается это понятие с схожем ему мнением человек. Захотим подойти к раскрытию данных вопросов генетическим методом.
В общем развитии человека как правило имеются деньке взаимосвязанные части - био и общественная. Эти 2 части отлично выслеживаются, в случае если адресоваться к процессу становления человека с этапа его возникновения на свет. Когда появляется малыш, то беседуют, собственно чточто появился человек как био существо, но вовсе невозможно заявить, собственно что появилась лицо. Становление био задатков и качеств охарактеризовывает процесс активного созревания и формирования человека и в последующем. У него развивается скелет, мускулатура, а еще внутренние органы и системы. Процесс био созревания и конфигурации человека имеет место быть в возрастных шагах его становления и поведения и находит свое выражение и своеобразных био чертах юношества, отрочества, возмужалости и старости.
Впрочем процесс био становления человека такимм образом смешивается с покупкой значимого числа общественных качеств и свойств, которые охарактеризовывают его как социальное существо. К примеру, с полуторамесячного возраста малыш начинает усмехаться при облике ближайших людей, затем завладевает речью, покупает дееспособность к прямохождению, усваивает способности и привязанности воззвания с вещами и предметами, а еще поведения в семье и на улице, начинает исполнять те или же другие трудовые прямые обязанности. В последующем он обогащает себя познаниями, усваивает моральные общепризнанных мерок и критерии, обучается идти по стопам моде, развивает дееспособность к больше удачному выполнению что или же другой работы и т.д. При данном свойственно, собственно что речь и различные способности и привязанности поведения и трудящийся работы, которые вырабатываются у ребят одной и что же национальности, но живущих в всевозможных общественных и домашних критериях, случаются разными. Это демонстрирует, собственно что вышеназванные общественные качества и свойства не считаются прирожденными, а складываются у человека прижизненно.
Этим образом, будучи биологическим существом, человек в процессе собственной жизнедеятельности производит и развивает в для себя большое количество общественных качеств и свойств, которые охарактеризовывают его социальную суть. Вот отчего он рассматривается в науке как биосоциальное существо, как тип, т.е. деятельное личность исторической работы и знания. Значит, понятие человек синтезирует (объединяет) в для себя как его био, например и общественные (общественные) качества и свойства.
Понятие же лицо подключает в себя лишь только общественные качества и свойства человека, к коим, как показано повыше, относятся речь. понимание, всевозможные привязанности и т.д. и которые проделывают его публичным существом. Био черта человека в данное понятие не заходит. Вот отчего в философии отмечается, собственно что суть личности оформляет не ее бородка, не ее кровь, не ее отвлеченная телесная природа как такая, а ее общественное качество. Свойство быть личностью связано не с телесным бытием человека, а с его социальными свойствами. Это разрешает устроить вывод: понятие "лицо" охарактеризовывает социальную суть человека и означает совокупа его общественных качеств и свойств, которые он производит у себя прижизненно.
Например как личные свойства складываются прижизненно, то абсолютно ясно, собственно что у 1 людей они имеют все шансы быть проявлены больше ярко, у иных - слабее. Возникает вопрос: по каким же аспектам возможно осуждать о мере личного становления человека?
Специалист по психологии С.Л. Рубинштейн писал, собственно что лицо характеризуется этим уровнем психологического становления, который разрешает ей осознанно рулить личным поведением и работой. Вот отчего дееспособность взвешивать собственные действия и отвечать за них, дееспособность к автономной работы есть немаловажный симптом личности.
Знакомый философ В.П. Тугаринов к количеству наиглавнейших данных личности относил: разумность, обязанность, свободу, собственное амбиция, оригинальность.
Значимой чертой личностности человека считается еще ее социальная энергичность и принципиальность, крепкость моральных взоров и убеждений. Сюда, в частности, относится энергичность в труде, в отстаивании собственных идейных и нравственных основ и т.д.
Подчеркивая аспекты личностности, В.П. Тугаринов связывал это понятие еще с возрастной и психологической зрелостью человека. С данной точки зрения не считается личностью малютка, который не добился конкретного психологического становления, а еще на психическом уровне прикованный к кровати человек, который не в состоянии показывать сознательность в поведении.
Лицо что больше значительна, чем более отображает она в собственных качествах и работы веяния социального прогресса, чем ярче и специфичнее проявлены в ней общественные черты и свойства, в какой мере ее работа одевает своеобразно-творческий нрав. В данном значении черта мнений человек и лицо дополняется мнением оригинальность.
Оригинальность охарактеризовывает непохожесть и различие 1-го человека от иного, одной личности от иной. Оригинальность, как правило, отличается особенными чертами нрава и характера (например, уравновешенно-волевой и целенаправленный человек), своеобразием творческой работы и возможностей. Так, пролетарий имеет возможность выделяться от собственных братьев по труду особенной старательностью, рационализаторским раскладом к занятию. В подобный же мере оригинальность учителя имеет возможность выражаться в его глубочайшей эрудиции, широте педагогических взоров, особенной стиле расклада к ребятам, креативном устремлении, характеризующем учебно-воспитательную работу, и т.д. По другому говоря, понятие оригинальность подключает в себя то особое, чем выделяется раз человек от иного, 1 лицо от иной, собственно что присваивает ей особую красоту и неповторимость и обусловливает своеобразный манера ее работы и поведения.
Для полноты свойства человека как социального существа невозможно обогнуть еще понятие индивидум. Текст это латинского происхождения и в переводе на российский язык значит единичность. Как понятие оно означает отдельного адепта людского семейства безотносительно к его качествам.
Такая суть мнения лицо и связанных с ним схожих научных категорий. Но потому что, как показано повыше, личные свойства развиваются и складываются прижизненно, для педагогики весомое смысл содержит раскрытие мнений становление и составление
Становление до этого всего значит процесс количественных перемен в свойствах и качествах человека. Родившись, он увеличивается на физическом уровне, отмечается наращивание его отдельных органов и систем. У него бывает замечена речь, обогащается его лексикографический припас. Он завладевает обилием социально-бытовых и нравственных умений, трудовых способностей и привычек. Все это нужно владеть в облику, когда речь идет о развитии личности и человека.
Впрочем ключевыми в развитии человека считаются конфигурации высококачественные. Так, обогащение речевой работы тянет за собой увеличение и улучшение познавательных возможностей человека, становление закономерного мышления и памяти. Разрозненные понятия и взоры на жизнь помаленьку покупают конкретную систему и содействуют формированию миропонимания. Реактивные формы поведения все больше и больше уступают пространство активно-преобразующей работы. Увеличивается дееспособность к самостоятельности и управлению личным поведением. Все эти - количественные и высококачественные - конфигурации и охарактеризовывают процесс становления человека. Означает, под развитием идет по стопам воспринимать взаимосвязанный процесс количественных и высококачественных перемен, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервозной системы и психики, а еще его познавательной и творческой работы, в обогащении его миропонимания, нравственности, общественно-политических взоров и убеждений.
Составление же выступает как итог становления личности и означает ее развитие, покупка совокупы стойких качеств и свойств. Создавать - означает "давать форму чему-нибудь. стабильность, законченность, конкретный тип".
Впрочем для педагогики, как и для иных наук о человеке, кардинальным считается вопрос о том, как случается его личностное становление, каковы информаторы и моменты сего становления. По-всякому отвечают на эти вопросы адепты всевозможных методологических направлений в науке.
2.3 Роль активности самой личности в собственном развитие
Открывая важные моменты становления личности и выделяя определяющую роль воспитания в данном процессе, невозможно рассматривать человека как инертный объект средовых воздействий и воспитательных воздействий.
Когда другой один беседуют о «бездетности» педагогики, то имеют в облику как раз то, собственно что в отдельных работах о воспитании речь идет ключевым образом о всевозможных формах и способах наружного педагогического влияния на малыша без учета тех его I внутренних переживаний, которые вызываются данными влияниями. Меж что педагогическая урок оценивает становление личности не как инертный продукт воздействия среды и воспитательных воздействий. Большое смысл в данном процессе она присваивает энергичности самой личности, ее творческо-преобразующей работы. В зависимости от данной энергичности и внутренней позиции личности по отношению к средовым и воспитательным (внешним) влияниям она имеет возможность формироваться в самых всевозможных инструкциях. В случае если ученик отрицательно относится к данным влияниям, он станет развиваться в направленности, напрямик обратном что, на которое его направляет педагог. К примеру, преподаватель при проверке познаний незаслуженно занизил оценку подростку, и конечный обиделся. В этом случае все призывы учителя к улучшению успеваемости станут вызывать у студента потаенное, а временами и раскрытое сопротивление. И например случается во всех случаях, когда педагог, его педагогическое влияние не находит позитивного резонанса во внутренней сфере, т.е. в сознании и эмоциях питомца.
Осознание сего появления привело к что, собственно что все влияния и воздействия, которые сказываются на развитии и формировании личности, стали дробить на 2 группы - наружные и внутренние. Средовые воздействия и образование относятся к наружным моментам становления личности. Природные же предрасположенности, и страсти, а еще вся совокупа эмоций и переживании человека, которые появляются под воздействием наружных воздействий (среды и воспитания), относятся к моментам внутренним. Становление и составление личности считается итогом взаимодействия данных 2-ух моментов. Абсолютно ясно, собственно что образование играет определяющую роль в развитии личности лишь только при условии, в случае если оно оказывает позитивное воздействие на внутреннее стимулирование ее энергичности в работе над собой. Как раз данная энергичность и личное влечение возрастающего человека к собственному личному совершенствованию в конечном результате и определяют его становление.
Дабы данные положения устроить больше понятными, обратимся к примерам. Всем ведомо, как непросто случается конкретному курильщику кинуть данную отвратительную привычку. Наружные стимулы: объяснение вредности курения, увещевания, всевозможные запреты и иные аналогичного семейства воспитательные способы временами могут помочь, временами нет. А дело в том, собственно что в конечном результате сам курильщик обязан выразить волевые старания и важное эмоцио- нально-внутреннее переживание, дабы одолеть укоренившуюся тягу к никотину. Образование же в данном случае выступает только как наружный катализатор. В случае если данный катализатор углубленно затрагивает понимание и эмоционально-чувственную сферу курильщика, то у него появляется надобность, т.е. внутренний катализатор к что, дабы высвободиться от отвратительного страсти, и он начинает показывать в данном направленности нужную энергичность. Само собой ясно, каким профессионализмом и эмоционально-чувственным действием надлежит выделяться тут образование. По другому оно не окажет действенного педагогического воздействия на лицо.
В равной мере это относится и к иным сторонам работы и формирования личности. Дабы, , учащийся ВУза отлично обучался, всевозможные рекомендации, назидания и замечания педагогов станут эффективными лишь только за это время, когда они находят лестный резонанс в его сознании и эмоциях и преобразуются во внутренние императивы его энергичности в овладении познаниями и личностном формировании в целом.
Выходит - и это нужно выделить, - собственно что процесс данный по существу покупает нрав саморазвития. Например оно и есть на самом деле. Вот отчего J1.H. Толстой ассоциировал становление человека с тем, как увеличивается плодовое дерево. Так как в буквальном значении не человек его выращивает - оно само увеличивается. Он лишь только рыхлит основу, заносит удобрения, обрезает ветки, по другому говоря, делает нужные наружные обстоятельства, которые содействуют его саморазвитию и инициируют его.
Само же становление случается по собственным внутренним законам.
В знакомом значении что-то аналогичное содержит пространство и в саморазвитии личности. Но оно и случается под воздействием общественных и воспитательных моментов, но эти моменты развивают и создают лицо только в что мере, в какой они вызывают у нее позитивное внутреннее психологическое переживание и инициируют ее личную энергичность в работе над собой. Данный сложнейший процесс получил заглавие персонификации воспитания (от лат. persona - лицо, facere - делать).