Файл: Особенности функционирования финансово-кредитных институтов (Институты в финансово-кредитной системе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Институты в финансово-кредитной системе
1.1. Понятие институтов и роль в рыночной экономике
Глава 2. Условия развития финансово-кредитных институтов в РФ
2.1. Финансово-кредитные институты в РФ
2.2 Текущее состояние экономики РФ в условиях санкций
2.3. Зависимость экономики и курса рубля от цены на нефть
2.4. Разработка путей развития России в контексте глобальных ресурсных и технологических изменений
Глава 3. Прогноз развития финансово-кредитных институтов в эпоху глобализации
С учетом вышеперечисленных функций финансовых институтов нами была построена структурно-логическая схема, отражающая функции финансовых институтов в виде своеобразной паутины, в которой связи различных уровней указывают на выполнение институтами регулирующей, информационной и ограничительной функции, а круги наглядно демонстрируют координационную и контрольную функции финансовых институтов (рис. 1.2). Взаимосвязь между финансовыми институтами одного уровня характеризует распределение денежных ресурсов в рамках финансовой системы, тем самым отражая распределительную функцию финансовых институтов.
Рис. 1.2. Структурно-логическая схема функций финансовых институтов
Во-вторых, финансовые институты по характеру оказываемых финансовых услуг выполняют следующий ряд функций [9, c. 113]:
- обслуживание трансакций в экономике;
- мобилизацию сбережений;
- распределение инвестиционных ресурсов;
- обеспечение страхования, разделение и диверсификацию рисков;
- укрепление корпоративного контроля.
Перечисленные выше функции отражают функционал финансовых институтов с точки зрения оказываемых ими услуг. В рамках данного подхода большое внимание уделяется взаимосвязи между институтами, рынками и инструментами в процессе посреднической деятельности. Повышение качества посреднических услуг оказывает влияние на экономику за счет повышения нормы сбережений, активизации накопления основного капитала и его более эффективного распределения (в частности, активизации инновационной деятельности). Наиболее важным аспектом в данной классификации является то, что подчеркивает посредническая деятельность финансовых институтов.
Посредничество на финансовом рынке, предоставление информации о существующих финансовых сделках, создание единых правил оборота денежных средств в рамках финансовой системы, развитие мобильных финансовых сервисов (интернет-банкинг, онлайн- торги, предоставление возможности заключения соглашений через Интернет, создание и совершенствование системы безналичных переводов) во многом сокращают трансакционные издержки. Таким образом, описание функций финансовых институтов в подобном контексте особо подчеркивает их значимость при снижении трансакционных издержек в экономике.
В-третьих, следует выделить функции финансовых институтов по характеру участия в процессе трансформации сбережений в инвестиции:
- передачу ресурсов (капитала) от сберегающих агентов к заемщикам и инвесторам;
- размещение капитала;
- отбор проектов;
- мониторинг использования средств по проекту;
- обеспечение выполнения контрактов (возврата); передачу, разделение, агрегирование рисков; диверсификацию рисков.
Данная позиция исходит из активного влияния финансовых институтов на экономику за счет более эффективной трансформации сбережений в инвестиции и впервые была предложена лауреатом Нобелевской премии Дж. Стигли- цем. Он особо отмечал, что накопление капитала может увеличиваться благодаря тому, что разделение рисков (включая обеспечение ликвидности инвестированных ресурсов) и дополнительный контроль за использованием этих ресурсов менеджерами, снижают трансакционные издержки и, тем самым, стоимость капитала.
Представим финансовые институты и их функции в экономике, исходя из специализации каждого рассматриваемого нами вида финансового института, т.е. раскроем функциональные особенности финансовых институтов. Выделим следующие виды финансовых институтов: банковские институты, страховые институты, биржи, инвестиционные институты и некоммерческие финансовые институты (см. таблицу 1.2).
Таблица 1.2
Функции финансовых институтов в процессе снижения трансакционных издержек [1, c. 207]
Финансовые институты |
|
Вид финансового института |
Функции/назначение |
Банковские и кредитные институты |
Функции: посредничество в процессе удовлетворения различных потребностей на рынке ссудного капитала, упрощение и ускорение взаимодействия экономических субъектов Назначение: привлечение и размещение денежных средств, посредничество во взаимных платежах, факторинговые, лизинговые и другие операции |
Страховые институты, Неко ммерческие финансовые институты |
Функции: повышение определенности, надежности взаимодействия, снижение рисков, компенсация потерь Назначение: обеспечение денежных выплат юридическим и физическим лицам при наступлении определенных событий |
Биржевые институты |
Функция: координация экономических субъектов на товарном рынке Назначение: встреча и реализация интересов контрагентов. Доведение товара от производителя до конечного потребителя |
Инвестиционные институты |
Функция: координация экономических субъектов на рынке ценных бумаг, балансировка их интересов и упрощение взаимодействия на рынке Назначение: выпуск, размещение, последующее обращение ценных бумаг |
Из проведенного исследования видно, что финансовые институты осуществляют значительный объем функций в экономике. При этом выполняемый набор функций во многом отражает роль финансовых институтов, их сущность и место в экономической системе общества. Специфика функций во многом позволяет нам затронуть вопрос двойственности экономической природы финансовых институтов, которая заключается в том, что, с одной стороны, их следует рассматривать как элементы институциональной среды, с другой - как особый экономический ресурс.
Глава 2. Условия развития финансово-кредитных институтов в РФ
2.1. Финансово-кредитные институты в РФ
После 70 лет господства административно-директивной экономической системы в стране были достаточно быстро созданы и начали функционировать формальные институты рыночной экономики – коммерческие банки, товарные и фондовые рынки, валютные биржи, качественно новые налоговые механизмы, правила антимонопольного регулирования.
И все же результаты рыночных преобразований с отрицательным знаком более зримы и очевидны. Они явно преобладают над успехами. И дело здесь не только в том, что за годы реформ страна утратила половину своего экономического потенциала. Хуже то, что пока не удается приостановить процессы примитивизации производства, деинтеллектуализации труда и деградации социальной сферы. Сюда же надо отнести появление массовой бедности, масштабы которой за годы радикальных перемен стремительно увеличивались за счет размывания сложившегося в СССР, пусть не слишком богатого по западным критериям среднего класса.
Происходящее в российской экономике в 2015-2016 г. существенно отличалось от кризисной ситуации 2008 -2009 гг. по целому ряду параметров [26]. Во-первых, ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры главным образом связано с негативной ценовой динамикой и не сопровождается значимым снижением внешнего спроса на сырье. Во-вторых, быстрая и достаточно масштабная девальвация курса рубля резко повысила конкурентоспособность российского сырьевого экспорта, одновременно с этим увеличив издержки у производителей, использующих импортные комплектующие. В- третьих, запасы продукции у производителей, потребителей и в торговле снижались в течение последних 9 кварталов и находятся на достаточно низком уровне. В-четвертых, ухудшение конъюнктуры сопровождалась резким ростом процентных ставок и сжатием кредитования как инвестиций, так и оборотного капитала. В-пятых, рост реальных доходов населения в 2010-2013 гг. и общих издержек на труд в структуре затрат бизнеса, а также высокие ставки по потребительским кредитам ограничивают возможности использования потребления населения в качестве инструмента стабилизации экономической ситуации.
Эффективное формирование бюджета Российской Федерации в значительной мере предопределяется возможностью системы управления противодействовать рискам проведения бюджетной политики. Риски бюджетной политики могут быть классифицированы с точки зрения:
- среды проявления;
- последствий реализации;
- длительности проявления;
- управляемости;
- прогнозируемости;
- воздействия на достижимость целей и задач бюджетной политики.
По критерию среды проявления могут быть выделены риски, возникающие в мировой экономике, и риски, реализующихся во внутренней сфере.
2.2 Текущее состояние экономики РФ в условиях санкций
Нестабильность мировой экономики непосредственно отражается на конъюнктуре рынка энергоносителей. Важно учитывать, что мировой рынок нефти в настоящее время широко используется для спекулятивных операций, а, следовательно, его динамика непосредственно связана с изменениями конъюнктуры на мировом финансовом рынке. Также, на состояние мирового рынка нефти значительное воздействие оказывают изменения макроэкономических показателей ведущих стран-импортеров энергоносителей. Как следствие, внешние риски, в том числе связанные с динамикой мировой цены на нефть, являются наиболее значимыми для бюджетной политики России. Если в 2013 г. мировой нефтяной рынок находился в целом в сбалансированном состоянии, а котировки колебались в области 100,0 долл. За баррель, падение нефтяных цен в 2014-2015 гг. до 50 долл./барр., а в 2016 до 30 долл./барр. крайне негативно повлияло на финансовую стабильность России. Тем не менее, необходимо принимать во внимание, что в результате политики количественного смягчения в США и ЕС в мировой экономике присутствует значительная денежная ликвидность, оказывающая заметное влияние на ценовую динамику товарных рынков (в том числе нефтяного). В этой связи восстановление мировой цены на нефть может происходить достаточно быстро [27].
Другим направлением воздействия на стабильность бюджетной системы России являются экспортные поставками природного газа. Эти риски обусловлены ростом добычи сланцевого газа и увеличения мощностей по его сжижению, что может оказать понижательное воздействие на стоимость газовых контрактов. Существуют также геополитические риски срыва поставок российского газового экспорта.
Важным долгосрочным фактором стабилизации экспортных цен на нефть и природный газ может являться координация внешнеэкономической деятельности стран-экспортеров. Причем, как с точки зрения объемов поставок, так и в отношении формирования цен.
Риски бюджетной политики России, проявляющиеся в национальной экономике, связаны с рецессией, некачественной структурой, ростом безработицы, неоптимальным изменением структуры доходов и расходов бюджета.
Экономическая рецессия, которая выражается в падении ВВП, предопределяется многими факторами - внешнеэкономическими санкциями, снижением инвестиционного потенциала и, как следствие, оттоком капитала, рестрикционной денежно-кредитной политикой, характеризуемой высокими процентными ставками, недостаточным денежным предложением, резким падением курса национальной валюты [1]. В свою очередь эти явления приводят к снижению совокупного спроса, закрытию компаний, росту безработицы. В данной ситуации падение бюджетных доходов сочетается с усилением потребности в расходах на поддержку экономики и выполнение социальных обязательств государства.
Но экспансионистская денежно-кредитная политика не является гарантией улучшения общей экономической ситуации. В частности, избыточный рост денежных агрегатов может спровоцировать усиление инфляционного процесса.
Некачественная структура экономики означает значительный удельный вес отраслей с недостаточно высокой долей добавленной стоимости в продукции. В частности, сюда относится рост доли добывающих отраслей на фоне падения доли высокотехнологичных, инновационных производств. Это предопределяет снижение в среднесрочном периоде налогового потенциала экономической системы.
Высокая безработицы как риск бюджетной политики проявляется, с одной стороны, в росте расходов на социальную поддержку безработных, в том числе их профессиональную переподготовку, с другой - в падении потребительского спроса и снижении налоговых поступлений.
Неоптимальное изменение структуры доходов и расходов бюджета выражается в том, что при сокращении доходов государство корректирует не только наименее необходимые расходы, но и затраты, способные принести заменые экономические выгоды в кратко- и среднесрочной перспективе. Наиболее вероятным проявление данного риска может быть в случае проведения секвестра, то есть одновременного урезания расходов по всем направлениям бюджетной политики [2].
По критерию последствий реализации для бюджетной политики можно выделить риски, приводящие к усилению макроэкономической нестабильности; риски, вызывающие необходимость корректировки бюджета; риски, приводящие к резкому росту государственного долга. К ним, в частности, относятся избыточное налоговое бремя, неэффективность бюджетных расходов, недостаточная поддержка социальной сферы, неконтролируемая инфляция; необоснованный объем бюджетного дефицита и государственного долга.