Файл: Особенности функционирования финансово-кредитных институтов (Институты в финансово-кредитной системе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы. Вопрос исследования экономических институтов и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему актуален.

Целью данной работы является исследование особенностей функционирования финансово-кредитных институтов.

Предмет исследования: финансово-кредитные институты России.

Задачи:

- Проанализировать сущность экономических институтов

-Исследовать роль институтов в рыночной экономике России;

- Рассмотреть перспективы развития финансово-кредитной системы в России.

Институт общества - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.

Само понятие «Институты» неопределенное. Ученые не дают им четкого определения. С точки зрения экономики их вообще можно определить по-разному.

Например, Эльстер пишет, что институт характеризует законно принудительный механизм , изменяющий поведение с использованием силы, что представляет наиболее поразительный его аспект. Дж.Найт считает, что институты - набор правил, структурирующий общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного сообщества.

С точки зрения экономики институты можно определить, как созданные людьми формальные и неформальные правила, которые выступают в виде ограничений для экономических агентов и соответствующих механизмов контроля ( набор средств, с помощью которых можно определить соблюдение или несоблюдение правила).

Институты созданы для обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Институты со своими определенными ограничениями в экономике, определяют набор альтернатив, издержки производства прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.

Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика, так как они:

-Уменьшают неопределенность.

-Организуют взаимоотношения между людьми.

-Определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении.

-Включают все формы ограничений для определенного порядка человеческих взаимоотношений.

На экономический процесс институты влияют путем воздействия на издержки обмена и производства. Они определяют трансакционные и производственные издержки, которые составляют общие издержки производства.


Глава 1. Институты в финансово-кредитной системе

1.1. Понятие институтов и роль в рыночной экономике

Развитие рыночных институтов является важным условием формирования рыночных отношений в России. В данной теме множество споров и до сих пор не понятна роль государства в данном процессе.

Существует мнение, что рыночные институты в период экономической трансформации должны зарождаться сами. Так считал американский экономист Ф.Хайека [16, c.54].

Процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты, которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой экономической системой.

Другое мнение противоположно первому. Его сторонники полагают, что в переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство.

Спад экономического развития, который возникает в странах, формирующих рыночную экономику, связан с институциональной неполнотой, к которой относится неразвитость отдельных рынков, недостаточность конкуренции и экономической свободы, неравномерное развитие частной собственности, отсутствие рыночной селекции предприятий. Так считал венгерский ученый Я. Корнай .

В России за последние годы многое сделано для преодоления институциональной неполноты. Формируются рыночная инфраструктура, рыночные финансовые механизмы и инструменты. Однако этот процесс пока еще находится в начальной стадии своего формирования и развития.

Учитывая, что к настоящему времени в России до конца не удалось сформировать рыночный механизм хозяйствования, ряд ученых считает, что итогом реформирования отечественной экономики должна стать модель, которой свойственно ярко выраженное взаимодействие рыночного и государственного регулирования экономики.

Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.


Внутри комплексов институтов общества существуют отчетливые деления на базовые и мелкие. В экономических институтах наряду с базовым институтом собственности включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые.

Таблица 1.1

Основные комплексы институтов общества [14, c. 105]

Экономические

Социальные

Политические

Духовная сфера

Собственность, хозяйственные отношения, деньги и обмен

Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство и отцовство

Власть и ее разделение, парламентаризм, партия, суд, местное самоуправление, армия

Религия, образование, СМИ, общественное мнение

По социально-экономическому принципу институты бывают естественные и искусственные.

  • Естественный – в его возникновении не предшествовал какой либо план (идеальная модель в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме).
  • Искусственный – сформирован человеческими действиями по нормативным моделям.

1.2 Функции институтов

В условиях реформирования экономики и осу­ществления институциональных преобразований очень большую роль играет наличие знаний о функ­циональных особенностях макроэкономических субъектов. Понимание функций финансовых ин­ститутов и специфики их деятельности служит ос­новой для принимаемых решений в области рефор­мирования финансовой системы государства.

Роль финансовых институтов в современной экономике во многом является очень важной, так как они оказывают услуги по передаче денег и пре­доставлению займов, влияют на функционирова­ние реальной экономики, действуя в качестве по­средников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции. Поэтому особую актуальность приобретают методологичес­кое и теоретическое обоснование роли и функцио­нирования финансовых институтов в развитии со­циально-экономических отношений в обществе, адаптации, развития и роста в условиях рыночных преобразований, а также поиск эффективных мето­дов и средств его регулирования и последующей институционализации [13, c. 85].

Функции финансовых институтов могут быть описаны различным образом. Мы считаем, что для того чтобы детально отразить роль финансовых ин­ститутов в развитии социально-экономических от­ношений в обществе, следует рассмотреть их функ­циональные характеристики в контексте новой ин­ституциональной экономической теории. Для это­го необходимо выделить критерии классификации функций финансовых институтов.


На наш взгляд, следует подразделить функции финансовых институтов по трем основным крите­риям:

  • по влиянию трансакционного сектора на эко­номику;
  • характеру оказываемых финансовых услуг;

характеру участия в процессе трансформа­ции сбережений в инвестиции (рис. 1.1).

Во-первых, в зависимости от влияния трансак­ционного сектора на экономику финансовые ин­ституты выполняют координационную, ограничи­тельную, распределительную, информационную и контрольную функции.

  • Возможность выражения ограничительной и координационной функции с помощью математи­ческих формул, отражающих экономический резуль­тат деятельности финансовых институтов, и, как следствие, целесообразность следования индивидов той или иной норме озвучивает в своих трудах В.Л. Тамбовцев.

Рис. 1.1. Классификация функций финансовых институтов в экономике

В новой институциональной эко­номической теории норма объясняется как прави­ло, которому следуют, могут следовать или должны следовать большие группы людей. При этом отме­чается, что в каждой сфере деятельности в каждый момент времени возможны многие альтернативные нормы [5, c. 84].

В данном исследовании мы считаем уместным применить схожий инструментарий для описания экономического результата и целесообразности сле­дования финансовых институтов определенным нормам в рамках описания ограничительной и ко­ординационной функций. На наш взгляд, это по­может выстроить логическую взаимосвязь между теоретическим описанием функционала финансо­вых институтов и их практической деятельностью.

Ограничительная функция выражается в том, что финансовые институты задают ограничения использования денежных активов в экономике по- средством установления определенных правил и ограничений в денежно-кредитной сфере.

Координационная функция заключается в том, что финансовые институты при осуществлении своей деятельности координируют деятельность субъек­тов финансового рынка посредством предоставле­ния трансакционных услуг.

Распределительная функция финансовых ин­ститутов состоит в том, что каждый из них порож­дает для экономических агентов, разделяющих со­ответствующие нормы, различные совокупности прав по отношению к тем или иным денежным ресурсам либо способам и результатам их исполь­зования. Таким образом, следуя той или иной нор­ме, участвуя в функционировании любого финан­сового института, экономический агент неизбежно оказывается вовлеченным и в некий распредели­тельный процесс [16, c. 150].


Регулирующая функция показывает, как и в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропор­ции, темпы экономического роста. Действие регу­лирующей функции связано с государственным ре­гулированием экономики через управление сово­купным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного креди­та, изменения налогового бремени. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от со­вокупности используемых мер воздействия на эко­номику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства. Данная функция финансо­вых институтов реализуется через финансовый ме­ханизм, который включает совокупную организа­цию форм, отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализо­ванных денежных средств, а также методы финан­сового планирования, формы управления финанса­ми, финансовое законодательство.

Финансовым институтам также присуща ин­формационная функция, т.е. функция научно-ис­следовательского, информационно-статистического центра. Так, некоторые финансовые институты про­водят анонимный статистический анализ и при не­обходимости представляют информацию в высшие инстанции государственной власти и международ­ные организации. Например, центральный банк, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может опе­ративно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно­кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмис­сионным управлением центрального банка основы­вается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия го­сударственных органов [10, c. 88].

Во многом информационная функция финан­совых институтов также определяется и в осуще­ствлении консультативной деятельности и непос­редственно в самом распространении информации, информировании экономических субъектов рынка. В рамках данной функции финансовыми институ­тами производится передача информации о “це­нах” и “объемах” инвестиционных ресурсов, что особенно важно для экономических агентов, при­нимающих те или иные решения.

Контрольная функция финансовых институ­тов тесно связана с распределительной и регулиру­ющей функциями. Данная функция включает оп­ределение соответствия требованиям к качествен­ному составу финансовой системы, к примеру, про­цедуру допуска банковских институтов на нацио­нальный банковский рынок. Кроме того, она со­держит разработку набора необходимых для фи­нансовых институтов экономических коэффициен­тов, норм и их последующий контроль.