Файл: Особенности функционирования финансово-кредитных институтов (Институты в финансово-кредитной системе).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Институты в финансово-кредитной системе
1.1. Понятие институтов и роль в рыночной экономике
Глава 2. Условия развития финансово-кредитных институтов в РФ
2.1. Финансово-кредитные институты в РФ
2.2 Текущее состояние экономики РФ в условиях санкций
2.3. Зависимость экономики и курса рубля от цены на нефть
2.4. Разработка путей развития России в контексте глобальных ресурсных и технологических изменений
Глава 3. Прогноз развития финансово-кредитных институтов в эпоху глобализации
Введение
Актуальность исследования. Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы. Вопрос исследования экономических институтов и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему актуален.
Целью данной работы является исследование особенностей функционирования финансово-кредитных институтов.
Предмет исследования: финансово-кредитные институты России.
Задачи:
- Проанализировать сущность экономических институтов
-Исследовать роль институтов в рыночной экономике России;
- Рассмотреть перспективы развития финансово-кредитной системы в России.
Институт общества - исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых - удовлетворение социальных потребностей.
Само понятие «Институты» неопределенное. Ученые не дают им четкого определения. С точки зрения экономики их вообще можно определить по-разному.
Например, Эльстер пишет, что институт характеризует законно принудительный механизм , изменяющий поведение с использованием силы, что представляет наиболее поразительный его аспект. Дж.Найт считает, что институты - набор правил, структурирующий общественные взаимоотношения особенным образом, знание которых должны разделять все члены данного сообщества.
С точки зрения экономики институты можно определить, как созданные людьми формальные и неформальные правила, которые выступают в виде ограничений для экономических агентов и соответствующих механизмов контроля ( набор средств, с помощью которых можно определить соблюдение или несоблюдение правила).
Институты созданы для обеспечения порядка и устранения неопределенности в обмене. Институты со своими определенными ограничениями в экономике, определяют набор альтернатив, издержки производства прибыльность и вероятность привлечения к экономической деятельности.
Роль институтов в экономической жизни чрезвычайно велика, так как они:
-Уменьшают неопределенность.
-Организуют взаимоотношения между людьми.
-Определяют и ограничивают набор альтернатив в экономическом поведении.
-Включают все формы ограничений для определенного порядка человеческих взаимоотношений.
На экономический процесс институты влияют путем воздействия на издержки обмена и производства. Они определяют трансакционные и производственные издержки, которые составляют общие издержки производства.
Глава 1. Институты в финансово-кредитной системе
1.1. Понятие институтов и роль в рыночной экономике
Развитие рыночных институтов является важным условием формирования рыночных отношений в России. В данной теме множество споров и до сих пор не понятна роль государства в данном процессе.
Существует мнение, что рыночные институты в период экономической трансформации должны зарождаться сами. Так считал американский экономист Ф.Хайека [16, c.54].
Процесс сознательного создания рыночных институтов ведет к экономическому рабству, ибо государство не может предсказать последствия своего вмешательства в экономические процессы. Поэтому устойчивы и приемлемы только те институты, которые прошли отбор в конкурентной борьбе и были созданы самой экономической системой.
Другое мнение противоположно первому. Его сторонники полагают, что в переходный период именно государство должно стать инициатором формирования рыночных институтов, обеспечивая их качественное единство.
Спад экономического развития, который возникает в странах, формирующих рыночную экономику, связан с институциональной неполнотой, к которой относится неразвитость отдельных рынков, недостаточность конкуренции и экономической свободы, неравномерное развитие частной собственности, отсутствие рыночной селекции предприятий. Так считал венгерский ученый Я. Корнай .
В России за последние годы многое сделано для преодоления институциональной неполноты. Формируются рыночная инфраструктура, рыночные финансовые механизмы и инструменты. Однако этот процесс пока еще находится в начальной стадии своего формирования и развития.
Учитывая, что к настоящему времени в России до конца не удалось сформировать рыночный механизм хозяйствования, ряд ученых считает, что итогом реформирования отечественной экономики должна стать модель, которой свойственно ярко выраженное взаимодействие рыночного и государственного регулирования экономики.
Каждый институт общества характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Внутри комплексов институтов общества существуют отчетливые деления на базовые и мелкие. В экономических институтах наряду с базовым институтом собственности включают множество устойчивых систем отношений – финансовые, производственные, маркетинговые.
Таблица 1.1
Основные комплексы институтов общества [14, c. 105]
Экономические |
Социальные |
Политические |
Духовная сфера |
Собственность, хозяйственные отношения, деньги и обмен |
Семья, брак, кровная месть, наследование, материнство и отцовство |
Власть и ее разделение, парламентаризм, партия, суд, местное самоуправление, армия |
Религия, образование, СМИ, общественное мнение |
По социально-экономическому принципу институты бывают естественные и искусственные.
- Естественный – в его возникновении не предшествовал какой либо план (идеальная модель в сознании субъекта или зафиксированная в знаковой форме).
- Искусственный – сформирован человеческими действиями по нормативным моделям.
1.2 Функции институтов
В условиях реформирования экономики и осуществления институциональных преобразований очень большую роль играет наличие знаний о функциональных особенностях макроэкономических субъектов. Понимание функций финансовых институтов и специфики их деятельности служит основой для принимаемых решений в области реформирования финансовой системы государства.
Роль финансовых институтов в современной экономике во многом является очень важной, так как они оказывают услуги по передаче денег и предоставлению займов, влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции. Поэтому особую актуальность приобретают методологическое и теоретическое обоснование роли и функционирования финансовых институтов в развитии социально-экономических отношений в обществе, адаптации, развития и роста в условиях рыночных преобразований, а также поиск эффективных методов и средств его регулирования и последующей институционализации [13, c. 85].
Функции финансовых институтов могут быть описаны различным образом. Мы считаем, что для того чтобы детально отразить роль финансовых институтов в развитии социально-экономических отношений в обществе, следует рассмотреть их функциональные характеристики в контексте новой институциональной экономической теории. Для этого необходимо выделить критерии классификации функций финансовых институтов.
На наш взгляд, следует подразделить функции финансовых институтов по трем основным критериям:
- по влиянию трансакционного сектора на экономику;
- характеру оказываемых финансовых услуг;
характеру участия в процессе трансформации сбережений в инвестиции (рис. 1.1).
Во-первых, в зависимости от влияния трансакционного сектора на экономику финансовые институты выполняют координационную, ограничительную, распределительную, информационную и контрольную функции.
- Возможность выражения ограничительной и координационной функции с помощью математических формул, отражающих экономический результат деятельности финансовых институтов, и, как следствие, целесообразность следования индивидов той или иной норме озвучивает в своих трудах В.Л. Тамбовцев.
Рис. 1.1. Классификация функций финансовых институтов в экономике
В новой институциональной экономической теории норма объясняется как правило, которому следуют, могут следовать или должны следовать большие группы людей. При этом отмечается, что в каждой сфере деятельности в каждый момент времени возможны многие альтернативные нормы [5, c. 84].
В данном исследовании мы считаем уместным применить схожий инструментарий для описания экономического результата и целесообразности следования финансовых институтов определенным нормам в рамках описания ограничительной и координационной функций. На наш взгляд, это поможет выстроить логическую взаимосвязь между теоретическим описанием функционала финансовых институтов и их практической деятельностью.
Ограничительная функция выражается в том, что финансовые институты задают ограничения использования денежных активов в экономике по- средством установления определенных правил и ограничений в денежно-кредитной сфере.
Координационная функция заключается в том, что финансовые институты при осуществлении своей деятельности координируют деятельность субъектов финансового рынка посредством предоставления трансакционных услуг.
Распределительная функция финансовых институтов состоит в том, что каждый из них порождает для экономических агентов, разделяющих соответствующие нормы, различные совокупности прав по отношению к тем или иным денежным ресурсам либо способам и результатам их использования. Таким образом, следуя той или иной норме, участвуя в функционировании любого финансового института, экономический агент неизбежно оказывается вовлеченным и в некий распределительный процесс [16, c. 150].
Регулирующая функция показывает, как и в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. Регулирующая функция может проявляться в зависимости от совокупности используемых мер воздействия на экономику в виде стимулирующей или сдерживающей политики государства. Данная функция финансовых институтов реализуется через финансовый механизм, который включает совокупную организацию форм, отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.
Финансовым институтам также присуща информационная функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. Так, некоторые финансовые институты проводят анонимный статистический анализ и при необходимости представляют информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации. Например, центральный банк, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежнокредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов [10, c. 88].
Во многом информационная функция финансовых институтов также определяется и в осуществлении консультативной деятельности и непосредственно в самом распространении информации, информировании экономических субъектов рынка. В рамках данной функции финансовыми институтами производится передача информации о “ценах” и “объемах” инвестиционных ресурсов, что особенно важно для экономических агентов, принимающих те или иные решения.
Контрольная функция финансовых институтов тесно связана с распределительной и регулирующей функциями. Данная функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу финансовой системы, к примеру, процедуру допуска банковских институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, она содержит разработку набора необходимых для финансовых институтов экономических коэффициентов, норм и их последующий контроль.