Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направления оперативно-розыскной деятельности в зависимости от предусмотренных ст.1 Федерального Закона об ОРД целей можно выделить следующие (Приложение Б):

а) защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств;

б) защита собственности от преступных посягательств;

в) обеспечение безопасности общества и государства (в аспекте защиты от лиц, совершающих преступления).

Цель оперативно-розыскной деятельности - обеспечение безопасности личности, общества и государства (разных, но взаимосвязанных объектов защиты).

Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - это деятельность специальная, направленная на достижение специальной цели. Заниматься ею могут исключительно лишь органы на то уполномоченные, и не органы в целом, а лишь специальные (оперативные) подразделения этих органов (они перечислены в ст. 13 Закона).

Из формулировок задач, изложенных в ст.2 Закона, и принципов ясно, что оперативно-розыскная деятельность - это деятельность особого рода, специфическая, кардинально отличающаяся от других тем, что основывается на принципе конспирации, на использовании негласных (т.е. тайных) методов и средств.

Конспиративность - важнейшее и неукоснительное правило оперативно-розыскной деятельности, являющейся главным инструментом борьбы с тщательно скрываемыми, заблаговременно подготавливаемыми, неочевидными преступлениями. Тайным способам совершения преступления противопоставляется адекватная тайная методика противодействия. Это во-первых.

Во-вторых, конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компроментации подозреваемых лиц.

В-третьих, она создает благоприятные условия для обеспечения безопасности лиц, привлеченных к участию в оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскная деятельность включает различные виды деятельности, основном из которых является информационная деятельность. Информационный аспект имеет большое значение. Ибо работа с информацией, работа над информацией, работа с источниками информации составляют главное ее содержание.

Работа с конфидентами (секретными источниками) направлена на добывание: упреждающей информации об устремлениях преступников и признаках возможных посягательств на интересы безопасности защищаемых объектов (выявление); ориентирующей информации о признаках и фактах подготавливаемого или совершаемого посягательства и предотвращение ее вредных последствий (выявление и предупреждение); конкретной фактической информации о состоявшемся преступлении, способствующей его раскрытию и привлечению виновных лиц к ответственности (пресечению).


Специальные технические устройства и криминалистические средства используются для уточнения и перепроверки до-бытой и получения дополнительной информации. Полученная информация подвергается непрерывной обработке, анализируется и используется в процессе раскрытия механизма преступления и розыска конкретных его участников.

Добытая оперативным путем информация закрепляется в оперативных документах, используется в оперативных интересах, не всегда получая процессуальное оформление.

В этом главное отличие оперативно-розыскной деятельности от любой другой правоохранительной или правопри-менительной.

Иными словами, под оперативно-розыскной деятельностью понимается специальная деятельность, в которой используются в сочетании открытые и негласные специальные силы, средства и методы по добыванию и использованию информации о признаках и фактах подготавливаемых, совершаемых и совершившихся посягательств на интересы безопасности личности, общества и государства, в целях обнаружения, предупреждения, пресечения этих посягательств и оказания содействия расследованию преступлений.

Был проведен опрос среди населения муниципального образования «Город Астрахань», с целью выявления, готовности жителей к проявлению инициативы и участия в местном самоуправлении. В опросе принимали участие 150 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Им предлагалось ответить на два:

По результатам опроса было выявлено, что 50 знали о ней 15% и 35% имеют неясное представление.

Большинство (80%) изъявили учавствовать. Из них 10% согласны проявить инициативу, 20% участие в местного самоуправлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.

1.2. Субъекты и объекты оперативно-розыскной деятельности

Был проведен опрос среди населения муниципального образования «Город Астрахань», с целью выявления, готовности жителей к проявлению инициативы и участия в местном самоуправлении. В опросе принимали участие 150 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Им предлагалось ответить на два:

По результатам опроса было выявлено, что 50 знали о ней 15% и 35% имеют неясное представление.


Большинство (80%) изъявили учавствовать. Из них 10% согласны проявить инициативу, 20% участие в местного самоуправлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.

В узком смысле субъектами ОРД выступают оперативно-розыскные органы, на которых законодатель возложил соответствующие обязанности, предоставил для их выполнения определенные права и установил юридическую ответственность в случае их ненадлежащего исполнения.

Все иные участники связаны с оперативно-розыскной деятельностью по следующим причинам:

-  оказывают содействие ОРО;

-  изучаемые лица (и не зная об этом - объекты);

-  подлежат государственной защите;

-  правомочны контролировать ОРД.

Участники правоотношений в области оперативно-розыскной деятельности

делятся на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица). Индивидуальные субъекты – должностные лица и граждане (содействующие, защищаемые и изучаемые лица). Коллективные субъекты – организации, предприятия, частные фирмы, общественные объединения (обязанные содействовать ОРО, защищаемые или могущие стать предметами изучения) и государственные органы (ОРО, имеющие право контроля и надзора, объекты госзащиты).

Система государственных субъектов ОРД в основном исходит из функционального критерия, а не подчиненности. Федеральный закон является многосубъектным, поэтому не имеет регламентированной предметной подведомственности работы перечисленных органов. Компетенцию каждого органа определяют автономный правовой акт, регламентирующий их деятельность (многие приняты после ФЗ), и УПК (ст.151), где указаны составы конкретных преступлений (в т. ч. альтернативные), подследственные тем или иным правоохранительным органам и спецслужбам.

Отрицательным здесь является то, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий на «территории» могут сталкиваться интересы нескольких оперативных органов (конфликты или перекладывание обязанностей). Вместе с тем, это дает им возможность осуществлять широкую деятельность по борьбе с преступностью, осуществлять «контроль» друг друга (в этом главный смысл дробления органов).

Общие функции координации деятельности оперативно-розыскных органов осуществляет Президент РФ и создаваемый им Совет безопасности. В целом же координация деятельности по борьбе с преступностью ФЗ «О Прокуратуре РФ» возложена на прокуроров.


Рассмотрим характеристики субъектов ОРД подробнее.

1. Исходя из действующего ФЗ об ОРД (ст.13) оперативно-розыскную деятельность на территории РФ в полном объёме правомочны осуществлять сотрудники оперативных подразделений семи государственных органов (перечень может быть изменен только федеральным законом):

1.  Органов внутренних дел (МВД)

2.  Органов госбезопасности (ФСБ)

3.  Органов внешней разведки (СВР, а ГРУ - только в интересах собственной безопасности)

4.  Органов государственной охраны (ФСО)

5.  Органов по контролю за оборотом НСиПВ (ФСКН)

6.  Таможенных органов (ФТС)

7.  Органов Минюста РФ (ФСИН).

Оперативные службы субъектов ОРД (как элементы ОРО) подразделяются на:

-  агентурные (осуществляют все виды оперативно-розыскных мероприятий);

-  технические (осуществляют ограниченный перечень ОРМ);

-  информационные (оперативный учет, обработка и анализ информации).

В ходе проведения оперативно-процессуальной деятельности оперработники подчинены только закону и своим непосредственному и прямому начальникам.

В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности среди органов, исполняющих ОРД (субъектом ОРД), физическими и юридическими лицами появляются известные правоотношения, регулируемые законодательством.

Понятие «взаимодействие» определить как согласованную сообразно месту, цели и модели совместную деятельность заинтересованных органов (аппаратов, услуг, подразделений) в апогеях своей компетенции в решении стоящих задач.

Внутреннее взаимодействие предполагает решение той либо другой задачи внутри системы субъекта ОРД (предположим, в системе МВД).

При этом и здесь позволительно выделить взаимодействие внутри оперативного инструмента (между его сотрудниками либо структурными подразделениями); взаимодействие оперативно-розыскного подразделения со следственным аппаратом, с патрульно-постовой службой, со службой охраны, с подразделениями дорожной полиции и т.д.

Внешнее взаимодействие представляет собой совместную деятельность оперативного аппарата, например, отдел внутренних дел (ОВД) со структурными подразделениями органов национальной безопасности, финансовой полиции, таможенного комитета, с иными государственными органами (прокуратурой, судом), ведомствами, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами[4].

По времени такое взаимодействие может быть постоянным, сезонным, периодическим, временным, разовым.


Взаимодействие осуществляется в следующих организационно- тактических формах (Приложение В):

  • проведение совместной информационно-аналитической работы по тем или иным проблемам, задачам;
  • совместное планирование мероприятий по решению актуальных задач, проблем, разрешению конкретно складывающейся неблагоприятной ситуации;
  • подготовка и участие в совместных совещаниях, конференциях, симпозиумах, заседаниях по интересующим вопросам;
  • проведение совместных научно-теоретических и научно-практических исследований проблем борьбы с преступностью или по ее отдельным направлениям;
  • совместные выезды в служебные командировки на места для решения стоящих задач и оказания практической помощи;
  • непосредственное участие в проведении конкретных профилактических, уголовно-процессуальных, оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий, связанных с предупреждением, раскрытием, расследованием преступлений, розыском скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также решением других правоохранительных задач.

Оперативно-розыскная деятельность - это специфическая деятельность государства, главными мишенями которой являются: охрана жизни, здоровья, преимуществ, свобод и законных интересов сплетня; охрана собственности; гарантия безопасности сообщества и царства.

На достижение этих целей направлены старания органов, исполняющих оперативно-розыскную деятельность, в рамках известного Закона относительно ОРД и других законодательных документов. Оперативно-розыскная деятельность показывает собой особенный образ деятельности, характеризующийся наличием разного разряда противоборства с лицами и организациями, занимающимися противоправной деятельностью, а также со специальными услугами заграничных государств, препятствующими проведению оперативно-розыскной деятельности в интересах РФ.

В связи с этим лица, участвующие в ОРД, часто рискуют своей жизнью и здоровьем. При осуществлении своей деятельности они сами, их родственники и близкие могут также понести материальный ущерб.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий они испытывают огромные психологические и физические нагрузки.

Теория и практика ОРД отличают три группы объектов: оперативные (оперативно-розыскные) учеты и информационные системы; специальная (оперативная) техника; служебно-розыскные собаки. Оперативный (оперативно-розыскной) учет представляет собой основанную на законе и иных нормативных актах систему регистрации, сосредоточения, классификации, хранения данных о лицах, предметах, событиях по их признакам, предназначенную для эффективного информационного обеспечения деятельности правоохранительных органов по решению стоящих перед ними задач.