Файл: Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее особенности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Был проведен опрос среди населения муниципального образования «Город Астрахань», с целью выявления, готовности жителей к проявлению инициативы и участия в местном самоуправлении. В опросе принимали участие 150 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Им предлагалось ответить на два:
По результатам опроса было выявлено, что 50 знали о ней 15% и 35% имеют неясное представление.
Большинство (80%) изъявили учавствовать. Из них 10% согласны проявить инициативу, 20% участие в местного самоуправлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.
Актуальность темы исследования. Конституцией Российской Федерации высшими ценностями государства провозглашается человек, его жизнь и свободы. Важным для обеспечения этих приоритетов современного общества представляется законодательно созданная система правовых гарантий и организационных мер, обеспечивающих защиту личности, общества и государства от нарушения их конституционного статуса и законных интересов, а также от преступных посягательств.
Составной частью этой системы является оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая уполномоченными законом государственными органами. Оперативно-розыскная деятельность самым непосредственным образом затрагивает права и свободы личности, а некоторые ее меры носят ограничительный характер с элементами государственного принуждения.
Оперативно-розыскная деятельность как элемент деятельности правоохранительных органов в отечественной и зарубежной практике известна давно. Понимание объективности существования и развития этого специфического вида деятельности обусловлено историческими традициями, сложившимися в мировой практике борьбы с преступностью.
Общеуголовный сыск занимал особое положение в системе полицейских органов царской России. Его структура и функции были определены Общим учреждением губернским, Уставом о предупреждении и пресечении преступлений, Общим уставом счетным, рядом ведомственных актов МВД. Сыскная полиция как зачаток уголовного розыска и оперативно-поисковых подразделений возникла в России во второй половине XIX в.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в последние годы участились факты исключения судами доказательств, полученных в результате уголовно-процессуального исследования материалов оперативно-розыскной деятельности (ОРД). Особенно часто это происходит по делам, возбуждение которых предваряется оперативной проверкой.
Целью исследования является анализ ОРД и определение ее роли в расследовании преступлений.
Для достижения данной цели в ходе исследования поставлены следующие задачи:
- рассмотреть развитие представлений о понятии оперативно-розыскной деятельности и ее результатах;
- проанализировать понятие и сущность ОРД;
- ознакомиться с субъектами и объектами ОРД;
- рассмотреть проблемы, возникающие при проведении оперативно-розыскной деятельности;
- дать рекомендации по совершенствованию правовых вопросов регулирования оперативно-розыскной деятельности при расследовании преступлений.
Объектом исследования послужила практика использования результатов ОРД при расследовании преступлений.
Предмет исследования - теоретические и правовые основы использования результатов ОРД при расследовании преступлений и определение роли ОРД в расследовании преступлений.
Методология и теоретические основы исследования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе системный, исторический, структурный, логико-юридический, сравнительно-правовой, статистический и другие.
Теоретическую основу предпринятого исследования составляют научные труды в области философии, общей теории права, конституционного права, уголовного права, ОРД, криминалистики и уголовно-процессуального права.
Был проведен опрос среди населения муниципального образования «Город Астрахань», с целью выявления, готовности жителей к проявлению инициативы и участия в местном самоуправлении. В опросе принимали участие 150 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Им предлагалось ответить на два:
По результатам опроса было выявлено, что 50 знали о ней 15% и 35% имеют неясное представление.
Большинство (80%) изъявили учавствовать. Из них 10% согласны проявить инициативу, 20% участие в местного самоуправлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.
Был проведен опрос среди населения муниципального образования «Город Астрахань», с целью выявления, готовности жителей к проявлению инициативы и участия в местном самоуправлении. В опросе принимали участие 150 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Им предлагалось ответить на два:
По результатам опроса было выявлено, что 50 знали о ней 15% и 35% имеют неясное представление.
Большинство (80%) изъявили учавствовать. Из них 10% согласны проявить инициативу, 20% участие в местного самоуправлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.
ГЛАВА 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее особенности
Был проведен опрос среди населения муниципального образования «Город Астрахань», с целью выявления, готовности жителей к проявлению инициативы и участия в местном самоуправлении. В опросе принимали участие 150 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Им предлагалось ответить на два:
По результатам опроса было выявлено, что 50 знали о ней 15% и 35% имеют неясное представление.
Большинство (80%) изъявили учавствовать. Из них 10% согласны проявить инициативу, 20% участие в местного самоуправлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.
1.1. Понятие и сущность оперативно-розыскной деятельности
Был проведен опрос среди населения муниципального образования «Город Астрахань», с целью выявления, готовности жителей к проявлению инициативы и участия в местном самоуправлении. В опросе принимали участие 150 человек в возрасте от 18 до 70 лет. Им предлагалось ответить на два:
По результатам опроса было выявлено, что 50 знали о ней 15% и 35% имеют неясное представление.
Большинство (80%) изъявили учавствовать. Из них 10% согласны проявить инициативу, 20% участие в местного самоуправлени в том случае, если их попросят об участии и организуют их деятельность и 50% согласны работать при наличии поощрений, например за оплату труда, публичную похвалу и т.д. Из всей массы опрошенных 20% отказались от участия в деятельности местного самоуправления.
Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств[1].
Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся (Приложение 1):
- установление той или иной («узкой» или «широкой») цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);
- запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);
- определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.
В свою очередь группа объективных признаков определения оперативно-розыскной деятельности также складывается из связанных между собой (и с субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности достижения поставленной цели посредством использования иных законных мер) и совокупности признаков, характеризующих объективность содержания оперативно-розыскной работы.
Особо отметим: использование в определении оперативно-розыскной деятельности (в «узком» смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда «объективно затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств», подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии крайней необходимости. Причем под использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством.
В законодательных актах, принятых в течение последних пяти лет, наибольшее развитие получил термин «оперативно-розыскная деятельность», понимаемый далеко не однозначно.
Оперативный означает[2]:
1) во-первых, непосредственно, практически осуществляющий что-нибудь;
2) во-вторых, способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел.
Назовем виды оперативно-розыскной деятельности.
Основными из них являются:
1 Оперативно-розыскной процесс дозволено определить как использование в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную действие, расположений оперативно-розыскного права и детализирующих их норм подзаконных нормативных актов в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности сообразно предусмотренным законом основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Под ним воспринимается основанная на законе и облеченную в форму правовых отношений действие правоохранительных органов, использующих негласные и иные особые силы и средства, а также участвующих в ней лиц. Причем эта действие осуществляется в целях предупреждения совершения правонарушений, поиска событий правонарушений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.
2 Обеспечение административно-правовых режимов (с помощью оперативно-розыскных сил, средств, методов и действий).
Внутри основных видов оперативно-розыскной деятельности в зависимости от решения тех или иных задач различаются подвиды. Суть тех из них, которые непосредственно указаны в Федеральном Законе об ОРД, заключается в том, что эта деятельность осуществляется[3]:
- для предупреждения совершения общественно опасных противоправных деяний (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД);
- для выявления, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД), пресечения (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД) и раскрытия преступлений (абз. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД);
- с целью розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (абз. 3 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД).
Эти подвиды оперативно-розыскной деятельности составляют уголовно-розыскной процесс.
Во втором виде (ч. 2 ст. 7 Федерального Закона об ОРД) выделяют так называемую оперативно-проверочную работу (то есть органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе собирать характеризующие личность сведения в строго указанных в Федеральном Законе об ОРД случаях).
Кроме того, в оперативно-розыскной деятельности различают иные виды (не основные). Например, сбор информации, сведений, данных и иные действия по обеспечению безопасности государства и общества (Федеральный закон Российской Федерации об оперативно-розыскной деятельности: добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (абз. 4 ст. 2 гл. 1), а в ст. 2 содержится указание о том, что она может производиться для розыска без вести пропавших граждан (абз. 3 ст. 2 гл. 1 Федерального Закона об ОРД).