Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Антимонопольное регулирование в России и за рубежом).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования
1.1 Понятие монополии, ее виды, источники
1.2. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи
Глава 2. Антимонопольное регулирование в России и за рубежом
2.1 Современные методы антимонопольного регулирования в России
·рационализация издержек производства и обращения
·сокращение ценового льготирования отдельных хозяйствующих субъектов и групп хозяйствующих субъектов
В настоящее время остаются неурегулированными в законодательном порядке две весьма важные сферы:
.деятельность субъектов локальных естественных монополий
.ценообразование в высококонцентрированных отраслях.
Введение
Антимонопольное регулирование является одним из важнейших элементов национальной экономической политики всех развитых рыночных стран (а не только рынка). В результате государство разрабатывает и регулирует антимонопольную политику. Фактически это государственная деятельность, направленная на установление и обеспечение соблюдения правил торговли на рынках товаров и услуг в целях защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективных рыночных отношений.
Антимонопольное законодательство направлено против корпоративного накопления монопольной власти, опасной для общества. Монополия - это способность монополиста фиксировать цену своего товара и изменять его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и его доли в общем объеме продаж на рынке.Антимонопольные законы можно понимать в широком и узком смысле. Владение монопольной властью не означает, что это предприятие должно быть чистой монополией. В первом случае он направлен против чистых монополий и крупных олигополий с чрезмерной монопольной властью, не препятствуя тем самым «нечестным» действиям, нарушающим общепринятые стандарты корпоративного общения. Широкое толкование антимонопольных законов направлено против любой формы монопольного накопления власти, включая малый бизнес, любой формы монопольного поведения.
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Итак, целью настоящей работы является исследование и обобщение опыта антимонопольного регулирования экономики в России, а также за рубежом, выявление их преимуществ и недостатков.
Задачи:
- Изучить понятие монополии, ее виды, источники
- Рассмотреть эволюцию антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи
- Описать современные методы антимонопольного регулирования в России
- Проанализировать опыт антимонопольного регулирования западных стран
Объект – антимонопольное законодательство
Премет-регулирование и эволюция антимонопольного законодательства в России и за рубежом.
Глава 1. Теоретические основы исследования антимонопольного регулирования
1.1 Понятие монополии, ее виды, источники
Монополия («mono» - один и «poleo» - продаю) хозяйственное объединение, осуществляющее контроль над рынками, посредством материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью получения монопольной прибыли путем установления монопольной цены. В узком смысле, монополия - это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности[1].
В экономической литературе есть очень подробные классификации монополий, но я постараюсь дать вам самое простое и понятное.
Таким образом, монополии отличаются определенными характеристиками:
1. С учетом степени охвата экономики:
(а) монополии на уровне данного сектора - чистая монополия. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одного предприятия, то есть понятия «предприятие» и «отрасль» совпадают. Обычно, чистая монополия возникает там, где нет реальной альтернативы, то есть нет близкого заменителя, произведенный продукт в некоторой степени уникален. Монополия также возникает, если существуют непреодолимые барьеры для входа в отрасль.
б) Монополии на уровне национальной экономики представляли собой абсолютную монополию. Он находится в руках государства или его экономических органов (например, государственная монополия внешней торговли и др.).
в) монопсония (абсолютная) - ситуация на рынке, когда один покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктующих цену и объем продаж.
2. В зависимости от характера и причин возникновения- естественная монополия - она принадлежит владельцам и коммерческим организациям, имеющим редкие и свободно воспроизводимые производственные элементы (например, редкие металлы, специальные участки, виноградники). Сюда также входят сектора инфраструктуры, имеющие особое значение и имеющие стратегическое значение для общества в целом (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т. д.).
Существование естественных монополий оправдывается тем, что они обеспечивают огромную экономическую выгоду для крупномасштабного производства. Здесь они создают товары с меньшими затратами, чем было бы потрачено многими аналогичными компаниями.) Легальная или законная монополия - создается на юридической основе[2].
К такой монополии можно причислить такие формы монополистических организаций:
- патентная система. Под патентом подразумевается свидетельство, выданное правительством страны гражданину на право исключительного пользования сделанным изобретением. Патентом также именуется документ, дающий право на занятие промыслом, торговлей.
- авторские права, согласно которым интеллектуальные собственники получают исключительное право продавать или размножать свои произведения в течение всей жизни или в какой-то период.
- торговые знаки - специальные рисунки, названия, символы, которые позволяют идентифицировать товар, услугу или фирму (конкурентам запрещается использовать зарегистрированные торговые знаки). искусственная монополия. Под этим условным названием, отделяющим эту организацию от естественных монополий, имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод.
Эти монополии намеренно меняют структуру рынка:создать барьеры для входа на новый рынок бизнес-индустрииограничить доступ посторонних к источникам сырья и энергиисоздать очень высокий уровень технологий (по сравнению с новым бизнесом)применять больший капитал (оказывая большее влияние на рост масштабов производства)Новые предприятия "забивают" хорошо размещенную рекламу.Искусственные монополии бывают разных форм:
Картель - это объединение нескольких компаний в одном секторе, в которых его участники сохраняют право собственности на средства и продукты производства, создают свои собственные продукты на рынке, договариваясь о квоте - доле каждой из них в производстве. цены продажи, распределение рынков и т. д.
Синдикат - объединение ряда компаний, производящих однородную продукцию; При этом право собственности на условия управления материальными ресурсами сохраняется членами ассоциации, а готовая продукция продается как их общее наследие через офис, созданный для этой цели.
Траст - это монополия, в которой создается общая собственность этой группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию.
Одной из проблем является объединение официально независимых компаний (обычно из разных секторов, торговых, транспортных и банковских), в которых материнская компания организует финансовый (денежный) контроль над всеми участниками.
Консорциум - временное соглашение между несколькими банками или предприятиями для совместного проведения финансовых или коммерческих операций большого масштаба.
Субъекты монополий осуществляют контроль над отраслями, рынками и, в некоторых случаях, всей экономикой государства на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольной прибыли[3].
Признаком монополии является занятие монопольного положения. Такая позиция может быть определена как доминирующая позиция предпринимателя, которая дает ему возможность, независимо или совместно с другими предпринимателями, ограничивать конкуренцию на рынке для данного продукта. Например, монопольными образованиями в промышленном производстве являются крупные отдельные фирмы, деловые ассоциации, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного типа, что позволяет им занимать доминирующее положение в отрасли. Рынок и контролировать процесс ценообразования при получении наиболее выгодных цен. и таким образом получать более высокую (исключительную) прибыль.Естественно, что основной целью любого предпринимателя или компании является обеспечение монопольного положения, поскольку это позволяет избежать ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией на рынке, а также:занять привилегированное положение на рынке товаров и услуг путем концентрации определенной экономической мощи между ними;влиять на других игроков рынка, навязывать свои условия и, в определенной степени, свои личные интересы.Обратимся к источникам монополии. В современной экономике считается, что основной причиной монопольной власти является эластичность спроса фирмы, и чем менее эластичен спрос на фирму, тем больше ее монопольная власть. Вопрос в том, почему некоторые компании, например, ряд супермаркетов, сталкиваются с более эластичной кривой спроса, в то время как другие, например, производители одежды, носящие фирменный дизайн наклейки с кривой менее эластичный спрос.
Три фактора определяют эластичность спроса фирмы:- эластичность рыночного спроса. Предположим, что существует только одна компания - чистая монополия, кривая спроса совпадает с кривой рыночного спроса. В этом случае степень монополии фирмы полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще всего несколько компаний конкурируют друг с другом. Затем эластичность рыночного спроса устанавливает нижнюю границу эластичности спроса для каждой фирмы[4].
Например, спрос на нефть очень неэластичен, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, поэтому ОПЕК смогла поднять цены на нефть намного выше предельных издержек ее добычи в 1970-х - начале 1980-х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь и олово, гораздо более гибок, поэтому попытки производителей картировать эти рынки и повышать цены практически бесполезны. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.- количество компаний на рынке. Монопольная власть каждой фирмы уменьшается с увеличением числа фирм на рынке. Чем больше компаний конкурируют друг с другом, тем сложнее для каждой из них повысить цены и избежать потерь из-за уменьшения объема продаж. Конечно, учитывается не только общее количество компаний, но и количество компаний со значительной долей рынка. Например, если на две крупные компании приходится 90% объема продаж на рынке, а на остальные 20 компаний приходится 10%, эти две крупные компании обладают большей монопольной властью. Ситуация, в которой только несколько компаний захватывают большую часть рынка, называется концентрацией рынка. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что, когда на рынке присутствует всего несколько компаний, их менеджеры предпочитают, чтобы новые фирмы не входили в сектор. Рост числа компаний может только снизить монопольную власть крупных компаний в этом секторе. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание барьеров для входа новых предприятий в сектор - условие, которое препятствует выходу новых участников на рынок.- взаимодействие между компаниями. Конкурентная стратегия компании является решающим фактором монопольной власти. Предположим, на рынке есть четыре компании. Как они могут конкурировать друг с другом? Например, чтобы справиться с очень агрессивной конкуренцией, снижайте цены друг друга, чтобы завоевать большую часть рынка свободной конкуренции. Это, вероятно, приведет к снижению цен до уровня, близкого к конкурентному. Каждая компания будет бояться повышать свою цену из-за страха потерять свою долю в общем объеме продаж и, следовательно, будет иметь минимальную монопольную власть или не будет вообще.
С другой стороны, фирмы могут и не конкурировать между собой и даже вступать в сговор (в нарушение антитрестовского законодательства). В крайнем случае, они могут образовать картель и договориться об ограничении объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что, поднимая цены по сговору, а не в одиночку, фирмы получат большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.
Нужно подчеркнуть, что при прочих равных обстоятельствах монопольная власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше, когда они сотрудничают.
1.2. Эволюция антимонопольного законодательства в России. Этапы развития, функции и задачи
Антимонопольная политика — это комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции, обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, а также на пропаганду и распространение знаний, способствующих созданию равных условий для всех участников рынка и формированию общественного сознания в пользу развития рыночных сил.
Антимонопольное законодательство – это направление государственной деятельности в экономической деятельности.
Основа антимонопольного законодательства Российской Федерации – Конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ. Ограничение деятельности монополистических организаций и защита конкуренции осуществляется рядом нормативно-правовых актов.
Развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации требует расширения и углубления законов, а также обновления и совершенствования правоприменительной практики по применению закона. закон. Антимонопольное законодательство в России появилось сравнительно недавно - чуть более двадцати лет назад. Антимонопольное законодательство было разработано в период реформирования российской экономики: одновременно была либерализована экономика, развернута приватизация и развитие рыночных отношений. Существует два основных этапа в развитии российского антимонопольного законодательства.
Первый шаг 22 марта 1991 года был принят Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках. В этом законе цели антимонопольной политики Российской Федерации были определены:предотвращение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках Российской Федерации;обеспечить единство экономического пространства и свободное перемещение товаров;поддержка конкуренции в Российской Федерации;создать условия для эффективного функционирования товарных рынков;Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.25 мая 1995 года состоялась первая редакция Закона о конкуренции ...