Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и эволюция валютных отношений
Глава 2. Анализ современного состояния и проблем валютной системы России
2.1. Проблемы снижения курса рубля
2.2. Проблемы укрепления курса рубля и использования рубля в международных расчетах
Глава 3. Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС
3.1. Необходим ость создания валютно-финансового союза стран БРИКС
3.2. Факторы формирования валютно-финансового союза стран БРИКС
3.3.Основные направления формирования валютно-финансового союза стран БРИКС
Сумма межбанковских кредитов может многократно возрастать (это явление называется кредитным мультипликатором) [40]. Пределы этого процесса определяются нормой обязательных резервов коммерческих банков в Банке России в виде доли суммы каждого депозита, поступившего в коммерческий банк. Регулируя эту норму, Банк России влияет на размеры денежной массы. Мультипликатор показывает соотношение денежной базы и денежной массы. Оно может составлять 2-3 и более раз в зависимости от нормы обязательных резервов, применяемых центральным банком данной страны.
Национальная валюта – это зеркальное отражение экономики, состояние которой определяет её статус и престиж. Следует отметить, что по канонам МВФ рубль и доллар имеет формально одинаковый статус[41]. Дело в том, что в Уставе МВФ употребляется понятие не свободно конвертируемая валюта, а свободно используемая валюта «freely usable currency». В ст. ХХХf Устава МВФ «под свободно используемой валютой понимается валюта государства-члена, относительно которой Фонд устанавливает, что она действительно широко используется для платежей по международным операциям и что она является предметом активной торговли на основных валютных рынках…»[42].
В 2006 г., когда Россия полностью погасила свой долг перед Фондом, он «авансом» присвоил рублю статус свободно используемой валюты[43]. Но из приведённого определения понятия и фактической роли рубля в международных валютно-финансовых операций следует, что он пока скорее является международной валютой, используемой в отношениях с рядом стран СНГ и некоторых международных расчётных системах.
Доллар продолжает оставаться главной резервной и самой ликвидной мировой валютой, однако, он уже утратил роль безусловного глобального валютного гегемона. Его всё ещё сильные позиции поддерживаются мощной экономикой (на США приходится около 20% мирового ВВП, 40% потребления товаров и услуг. По оценкам, в долларах совершается 70% международных финансовых операций). Однако не следует забывать, что государственный долг США достиг огромных размеров и составляет более 17 трлн долл., то есть почти равен трём мировым ВВП. Валютные резервы других стран в долларах США – это бессрочный кредит США[44]. В США делают вид, что доллар чувствует себя уверенно и будет и в дальнейшем быть доминирующей валютой. В связи с этим заслуживает внимания следующее высказывание сотрудника АНБ США, исполнительного директора Института глобальных перспектив, профессора Пола Кристи, сделанное им весной 2014 г.: «Соединённые Штаты преследуют исключительно свою собственную цель по сохранению мировой валютной системы, основанной на долларе… Все события, происходящие на Украине, следует рассматривать исключительно с этих позиций… Беспокойная Украина должна стать непреодолимым барьером между Россией и Европой…»[45].
П.Кристи выдает желаемое за действительное. Дело в том, что в современном многополярном мире становятся реальностью многовалютные отношения между странами, основанные на их национальных валютах. Этот процесс начался в середине прошлого века, и сохранить мировую валютную систему, управляемую США, не удастся, поскольку основы такой системы уже себя изживают[46].
В международных экономических отношениях происходят два процесса: меняется роль отдельных национальных валют (прежде всего речь идёт о всё большем значении юаня в Юго-Восточной Азии) и реализуется тенденция к созданию региональных валютных зон. Наиболее развитой является зона евро. И в других частях света развиваются региональные валютные группировки. Ещё в середине 70-х гг. пошлого века стали создаваться региональные платёжные системы. В 1964 г. был создан Латиноамериканский валютный совет, в 1966 г. возник Арабский валютный фонд, в 1972 г. появился валютный союз Центральной Африки, в 1974 г. – Азиатский клиринговый союз, в 1975 г. – была создана западноафриканская клиринговая палата, в 1983 г. начал функционировать Западноафриканский валютный союз[47]. Развивается валютно-финансовое сотрудничество в СНГ. Разрабатываются планы создания валютной группировки на базе сингапурского доллара[48].
Основные функции и задачи валютных группировок – это осуществление взаимных расчётов в национальных валютах, взаимное кредитование, превращение национальных валют в конвертируемые, создание сначала единой региональной расчётной валюты, а потом – единой валюты.
Историческим событием в развитии международных экономических отношений, которое скажется на мировой валютной системе и положении доллара в мире, стал VI саммит БРИКС, проходивший в Бразилии в середине 2014 г. В результате решений, принятых на саммите БРИКС, «из рыхлой группы стран, которые ранее связывала в основном только аббревиатура, появится объединение с дополнительной линией обороны от финансовых атак воротил из лондонского Сити и нью-йоркской Уолл Стрит»[49]. Аналитики считают, что саммит показал, что попытка Запада изолировать Россию на международной арене, практически обречена на неудачу.
2.2. Проблемы укрепления курса рубля и использования рубля в международных расчетах
Для укрепления позиций рубля, прежде всего, необходимо объективно оценить состояние нашей экономики и её валютно-финансовой сферы. Многие компетентные российские экономисты с большой и обоснованной тревогой обращают внимание на системные недостатки в этой сфере, и недопустимые ошибки в экономической политике, препятствующие развитию страны[50].
Академик И.Д.Иванов считает, что недостаточно эффективное использование хозяйственного потенциала при, по его выражению, «сверхоткрытой» российской экономике «…особенно заметны в финансовой сфере.» Он пишет: «В стране свободно ходит иностранная валюта, узурпирующая часть денежных функций рубля»[51].
Если быть более точным, то следует сказать, что иностранная валюта, используемая физическими лицами при платежах и кредитных сделках, вкладах в банки. В то же время она широко применяется в межбанковских кредитных отношениях. Но расчёты в иностранной валюте между коммерческими банками и предприятиями запрещены. Далее И.Д. Иванов считает, что «70% сделок на фондовом рынке осуществляют иностранные спекулянты, устраивающие в зависимости от внешних событий «броуновское движение» своих капиталов в и из России…». «Денежная эмиссия Центробанка России идёт фактически под объём притока валюты и вне связи с нуждами местной монетизации. Громадные объёмы отечественной ликвидности заморожены государством за рубежом в иностранных ценных бумагах (по ставкам процента вчетверо ниже, чем при внешних заёмных операциях российского бизнеса. Обменный курс рубля, столь важный для конкурентоспособности и капитализации активов России, следует за качелями «доллар – евро»». На основании изложенного, он делает весьма неприятный вывод: «Фактически всё это равносильно внешнему управлению финансами России, и далеко не случайно именно она ощутила на себе наиболее тяжёлый во многом рукотворный удар последнего кризиса» [52]. Вряд ли кто-нибудь, достаточно информированный о состоянии российской валютно-финансовой сферы и экономики в целом, найдёт убедительные контраргументы.
При оценке влияние доллара на рубль нельзя не учитывать того, что называют долларизацией экономики, под которой понимают замещение ряда (или всех) функций национальной валюты иностранной валютой. При измерении уровня долларизации обычно применяют отношение депозитов в иностранной валюте в банках страны к денежной массе[53]. Однако было бы оправданным использовать отношения банковских вкладов и наличной иностранной валюты к денежной массе. По данным Банка России, уровень долларизации (очевидно, измеренной обычным способом, в 2009 г. был высоким и составлял 28%. Очевидно, здесь большую роль сыграло влияние кризиса, который вызвал снижение доверия к рублю и повышение спроса на иностранную валюту. Сейчас этот показатель, по оценкам экономистов, несколько ниже[54].
Долларизация приводит к сужению пространства для финансового манёвра государства в условиях низкой собираемости обычных налогов, т.к. платежи в иностранной валюте проходят мимо бюджета. В этих условиях одним из удобных способов финансирования государственных расходов является использование инфляционного налога. При долларизации сокращается база обложения общества инфляционным налогом, а для того чтобы собрать ту же сумму налогов, необходимо повысить темп инфляции.
Использование иностранной валюты в платёжном обороте значительно снижает действенность регулирующих решений Банка России, поскольку из оборота выпадает крупный сегмент, в котором финансовые условия движения денег оказываются вне сферы действия его денежно-кредитной политики. В обращении широко используются «чужие» деньги, выпущенные в другой стране и не подвластные контролю со стороны центрального банка государства своего пребывания[55]. В России в долларах (или евро) совершаются сделки по недвижимости, купле-продаже автомобилей. Курс доллара используется при установлении цен на многие услуги (автосервис, Интернет, аренда, рекреационные услуги). Доллар и евро являются деньгами криминального мира. Долларизация, при которой валютный курс становится фактически главным регулятором экономической жизни, затрудняет эффективное взаимодействие денежно-кредитной, бюджетной и валютной политики, которое является важнейшим условием нормального функционирования национальных денег и экономики в целом[56].
Озабоченные валютными проблемами российской экономики в условиях украинского кризиса экономисты предлагают различные варианты того, как «отцепить» рубль от доллара. Ряд экономистов считает, что необходимо экспортировать товары не за иностранную валюту, а за рубли. В принципе это было бы очень полезно для России. Однако, например, при вывозе нефти следует учитывать, что она продаётся в мире по ценам в долларах[57]. При переходе на расчёты в рублях возникает непростой вопрос о том, по какому курсу эти цены будут пересчитываться в рублёвые[58]. Другие экономисты полагают, что эмиссию рублей Банк России должен осуществлять не под валютную выручку от экспорта, а на другой основе. Сейчас разрабатывается собственная платёжная система. Однако она не будет изолирована от международных систем.
При всей привлекательности таких предложений, которые делают упор на денежно-кредитную систему, нельзя забывать, что национальная валюта в конечном итоге опирается на производственную базу. Россия занимает лишь 17 место по абсолютному размеру добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности. По размерам ВВП Россия сегодня занимает 6 место в мире. Вроде бы, это неплохо. Однако, в отличие от роста ВВП, рост промышленности всё ещё значительно ниже позднесоветского максимума (1989 г.)[59]. Из-за недостаточных вложений в основной капитал сокращается капиталовооружённость экономики, поэтому нельзя рассчитывать на необходимый рост производительности труда[60]. На наш взгляд, прирост ВВП на 0,5% похож на статистическую погрешность. В денежно-кредитной сфере дефицит ликвидности и особенно при недостатки «длинных денег» Банк России не может в достаточной степени финансировать и рефинансировать коммерческие банки с помощью своих краткосрочных кредитов. Между тем экономику необходимо обеспечить среднесрочными кредитами и длинными деньгами, выпускаемыми под долгосрочные облигации. Но начать надо с изменения основы и механизма эмиссии рублей, основой которой являются потребности экономики, а не доллары США. Только в этом случае степень насыщенности деньгами (уровень монетизации экономики, то есть отношение денежной массы к ВВП, будет равен не 30-40%, как сейчас, а составит 100 и более процентов, как в развитых странах) [61].
При дефиците ликвидности в экономике кредит становится очень дорогим. При этом в зависимости от заёмщика и региона наблюдается большой разброс процентных ставок. «Если первоклассные заёмщики получают кредит из 11-12%, то малый и средний бизнес не может получить его по ставкам ниже 18-22% и выше. На Северном Кавказе стоимость кредитов превышает 30%. Особенность российской кредитной сферы состоит в том, что «при нынешней концентрации банковского рынка, когда пятёрка банков консолидирует 54% активов, вся центральная и восточная часть страны вообще не имеет кредитных ресурсов. Региональные банки, способные поддерживать хоть какой-то инфраструктурный проект, в принципе отсутствуют в большей части России»[62].
Для роста инвестиций в экономику необходимым условием является благоприятный инвестиционный климат. Об этом много говорят, но реально пока сделано очень мало. Отсутствие достаточной привлекательности страны для внутренних и внешних инвестиций является одним из факторов хронического оттока капитала из России. Конечно, на вывоз капитала влияют и угрозы Запада применить санкции.
Отток капитала из России в 2000-2012 гг., по данным Банка России, колебался в диапазоне 24-80 млрд долл. (правда, в 2006-2007 гг. имел место приток капитала в размере 41 и 82 млрд долл.). Максимальный вывоз капитала наблюдался в кризисный 2008 г. Он составил почти 134 млрд долл.14 В 2014 г. он составил порядка 100 млрд долл. Естественно, что такой массированный вывоз капитала является важным фактором ослабления рубля.
Внешнеторговый оборот и сальдо торгового баланса в 2012-2013 гг., по данным таможенной статистики, стагнировали, а в январе-апреле 2014 г. оборот сократился на 2,6%, а сальдо осталось на уровне 2013 г. Вялый внешний спрос не способствовал долларовой «подпитке эмиссии рублей, необходимой для оживления экономики[63].
В международных расчётах рубль применяется в платежах с рядом стран СНГ, прежде всего, в торговле. Больше всего он используется в расчётах с Белоруссией и Казахстаном. Правда, при этом рубль используется только как средство платежа. Валютой цены обычно является доллар. В расчётах с Белоруссией доля рубля в общей сумме платежей составляет около 60%, а долларов – более 30%[64]. При этом долларами Белоруссия платит за поставки наших энергоносителей. Новые перспективы открываются для использования рубля в связи с заключением договора об образовании Евразийского экономического союза. Рубль укрепляет свои позиции и вне региона. В ряде приграничных городов Китая, а также в Финляндии рубль используется для оплаты товаров и услуг. Стоит отметить, что те страны, в которые особенно любят ездить русские туристы, уже несколько лет принимают рубль в обменных пунктах[65]. Это касается, например, Чехии и Черногории. Принципиально важно, что весной 2014 г. были заключены соглашения о ряде крупных инвестиционных проектов. Кроме того, стороны договорились о расчётах по взаимной торговле в рублях и юанях. Это ещё один важный шаг к интернационализации рубля.