Файл: Валютные отношения и валютная система.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банковская система стран БРИКС представлена большой группой государственных банков, коммерческими банками, банками с участием иностранного капитала и оффшорными банками. Основная доля в банковском секторе национальных финансовых рынков этих стран принадлежит государственным банкам. Они занимают лидирующие позиции по капитализации активов и пассивов, выраженных в больших объемах кредитования и привлечения денежных средств. В целом банковские системы стран БРИКС испытывают недостаток ресурсов для кредитования, но эта ситуация значительно варьирует по разным странам[82].

Таблица 3

Объемы валютных резервов стран БРИКС и их доля
мировых валютных резервах в 2013 г.[83]

Страны

Специальные права заимствования (СДР), млн.

Процент
мировых резервов

Китай

2135024

30,77

Россия

299764

4,32

Бразилия

240435

3,47

Индия

169156

2,44

ЮАР

26456

0,38

БРИКС

2870834

41,38

Особое значение для продвижения национальных валют в международные платежи и расчеты имеет фактор формирования и развития собственной независимой платежной системы, интегрирующей национальные платежные системы стран группы БРИКС[84]. При разработке предложений по созданию общей независимой и стабильной платежной системы этих стран следует учитывать, что доля стран БРИКС в мировой хозяйственной системе существенно выросла, в то время как их роль в мировой валютной системе, очевидно, не соответствует занимаемому ими месту в глобальной экономике. Такое несоответствие может быть разрешено посредством создания межнациональной единой платежной системы (далее ЕПС) стран БРИКС. Формирование ЕПС стран БРИКС возможно на базе создания единой клиринговой системы этих стран. С 2008 г. Китай успешно использует внутреннюю клиринговую систему валютных платежей (China’s Domestic Foreign Currency System), а в России функционирует Национальный клиринговый центр (НКЦ).

С учетом национального опыта стран — членов БРИКС возможен постепенный переход на расчеты по взаимным платежам в национальных валютах на базе выстраивания межнациональной системы клиринга.


Страны БРИКС на современном этапе сталкиваются с проблемами, связанными с усилением противодействия развитых стран в решении экономических и политических вопросов. Действующая мировая валютная система функционирует в интересах определенных участников (США и ЕС) и не соответствует интересам развивающихся стран[85]. Страны БРИКС приходят к пониманию, что первым шагом на пути эффективного решения проблем валютной интеграции должно стать формирование не только независимой платежной системы с использованием национальных валют стран БРИКС, но и единой валютно-финансовой системы, на которую не могли бы оказывать давление другие страны[86]. Принципиальное решение о создании межнациональных валютно-финансовых организаций стран БРИКС принято на встрече представителей этих стран накануне саммита G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г.

3.3.Основные направления формирования валютно-финансового союза стран БРИКС

Формирование валютно-финансового интеграционного союза стран БРИКС предполагает финансирование данного проекта странами-участницами. С одной стороны, неизбежно возникают опасения высоких затрат на создание и функционирование нового валютно-финансового союза[87]. Но, с другой стороны, валютная интеграция стран БРИКС позволит решить проблемы обслуживания взаимного внешнеторгового оборота в национальных валютах и снижения уровня влияния внешних факторов на экономику стран БРИКС, что создаст объективные условия для усиления роли стран БРИКС в глобальной экономике и привлечения дополнительных инвестиций[88].

Основной целью функционирования валютно-финансового союза стран БРИКС должно стать сглаживание особо острых экономических проблем и международных дисбалансов. В дальнейшем, при успешной реализации этого проекта, БРИКС следует создавать резервы или их часть в национальных валютах, что также снизит зависимость экономик этих стран от мировой валютной системы, выстроенной на базе доллара. Создание валютно-финансового союза стран БРИКС может проходить поэтапно (табл. 4).

Таблица 4

Этапы создания валютно-финансового союза стран БРИКС[89]

Номер
этапа

Этапы формирования

Характеристика

Первый

Законодательной базы

Подписание странами международных договоров о создании Банка развития, Валютного фонда БРИКС и «О межнациональной платежной системе БРИКС»

Второй

Структуры валютно-финансовой системы

Разработка внутренних документов, положений и инструкций, четко регламентирующих функционирование структурных элементов единой валютно-финансовой системы. Законодательное определение границ влияния ведущих банков и финансовых институтов на функционирование новой валютно-финансовой системы. Подбор высококвалифицированных специалистов

Третий

Инфраструктуры, обслуживающей систему

Формирование клиринговых центров, отвечающих за организацию платежного оборота в каждой стране БРИКС, и создание сети филиалов, обслуживающих взаимные операции в национальных валютах стран БРИКС

Четвертый

Организация работы валютно-финансовой системы

Непосредственное выполнение всех возложенных на единую валютно-финансовую систему функций


В рамках первого этапа формирования валютно-финансового союза страны БРИКС подписали в июле 2014 г. Соглашение о создании Нового банка развития (НБР) и Валютного фонда БРИКС. Банк будет специализироваться в основном на финансировании инфраструктурных проектов, направленных на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках.

Предполагается, что НБР также будет предоставлять помощь другим странам, страдающим от экономической нестабильности в результате экспансионистской валютно-финансовой политики США. Первоначальный оплаченный капитал Банка составит 10 млрд долл. Далее его предполагается постепенно довести до 50 млрд долл. при капитализации в 100 млрд долл.[90].

Важным элементом функционирования Банка развития является определение принципов формирования его капитала. Предполагается, что капитал банка будет формироваться из трех источников: средства государств—участниц БРИКС; средства и проценты, выплаченные по кредитам; другие поступления, осуществление которых будет утверждено управляющим Советом банка.

На начальном этапе финансирование НБР должно осуществляться за счет средств стран БРИКС, общие договоренности по этому вопросу уже достигнуты. В ходе развития его деятельности большая часть сумм будет направлена в капитал кредитно-финансового института за счет погашения кредитов и выплаты процентов по ним. Утверждать, что работа Банка БРИКС будет полностью самоокупаемой, было бы излишне оптимистично. Возможность прямого финансирования работы Банка должна будет сохраняться[91].

Созданный Валютный фонд БРИКС (пул условных валютных резервов) с капитализацией 100 млрд долл. (на Китай придется 41 млрд долл., на Бразилию, Россию и Индию — по 18 млрд долл., Южную Африку — 5 млрд долл.) формируется с целью регулирования сальдо платежных балансов стран БРИКС, поддержания валютной ликвидности и защиты национальных валют от волатильности мирового финансового рынка. «Он призван стать своего рода «страховочной сеткой», предназначенной для совместного реагирования на финансовые вызовы», — заявил на саммите стран БРИКС 2014 г. В. В. Путин. По его мнению, «и Банк развития, и пул валютных резервов — практические шаги наших стран, направленные на укрепление международной финансовой архитектуры для придания ей более сбалансированного и справедливого характера»[92].

Банк БРИКС будет запущен 7 июля 2015 г. в Москве. и это будет означать формальный запуск банка. По существу создание Банка и Фонда стран БРИКС представляет собой начало реализации первого этапа формирования валютно-финансового интеграционного союза стран БРИКС. Далее этот этап предполагает формирование единой межнациональной платежной системы с использованием во взаимных расчетах национальных валют[93]. На втором этапе создания валютно-финансового союза стран БРИКС необходимо сформировать ее институционально-функциональную структуру (рис. 3).


Рисунок 3 - Модель институциональной структуры валютно-финансового союза стран БРИКС[94]

Главный орган управления Союза может быть представлен Управляющим советом, который должен быть сформирован из членов правительств стран БРИКС и представителей финансовых регуляторов. Распределение функций основных институтов валютно-финансового союза стран БРИКС представлено в табл. 5.

Таблица 5

Функциональная структура валютно-финансовой системы стран БРИКС[95]

Наименование отдела

Перечень функций

Главное управление валютно-финансовой системы БРИКС

Выполнение функций регулирования, контроля и надзора. Поиск дополнительных источников финансирования. Принятие решений по вопросу кредитования стран. Разработка направлений совершенствования работы валютно-финансовой системы

Банк развития БРИКС

Кредитование инфраструктурных проектов в странах БРИКС и развивающихся странах. Предоставление кредитов и помощи странам, пострадавшим от финансовой нестабильности

Валютный фонд БРИКС

Поддержание ликвидности валютной системы. Регулирование платежных балансов

Межнациональная платежная система

Организация межнациональных расчетов и платежей в национальных валютах. Создание и поддержание функционирования единой межнациональной клиринговой системы и национальных клиринговых центров

Консультационный отдел

Осуществление консультаций участников платежной системы по вопросам обслуживания платежного оборота и предоставления кредитных ресурсов в национальных валютах

Межнациональный отдел информатизации

Обеспечение формирования и актуализации межнациональной базы данных для функционирования единой платежной системы. Разработка и сопровождение информационных сервисов. Организация и сопровождение электронного межнационального взаимодействия. Обеспечение информационной безопасности.

Платежный клиринговый центр

Обслуживание платежного оборота стран БРИКС

Нельзя утверждать, что функционирование нового валютно-финансового союза БРИКС имеет только положительные моменты. Достоинства и недостатки создания межнационального валютно-финансового союза стран представлены в табл. 6.


Таблица 6

Достоинства и недостатки создания валютно-финансовой системы стран БРИКС[96]

Достоинства

Недостатки

Осуществление кредитования развивающихся стран на выгодных условиях

Большая финансовая нагрузка на страны БРИКС

Обеспечение спроса на кредитные ресурсы

Проблема неравномерного распределения голосов в Совете управления

Снижение зависимости развивающихся стран от международных финансовых институтов (МВФ, МБРР и пр.)

Сотрудники Банка БРИКС наделяются очень широким кругом полномочий, которые без должного контроля могут провоцировать спорные моменты и недовольства ряда участников по вопросам кредитования

Создание собственной межнациональной платежной системы с использованием национальных валют

Поддержание валютной ликвидности и регулирование платежных балансов

Процесс формирования Союза неизбежно столкнется с существенными различиями в организации национальных валютно-финансовых систем. Известно, что валютно-финансовые системы России, Бразилии и Южноафриканской Республики более открыты, чем системы Китая и Индии. Помимо этого, существуют значительные расхождения во взглядах представителей различных стран на вопросы доминирования отдельных валют во взаимных расчетах. Эту разнородность взглядов можно проиллюстрировать на примере высказываемого странами БРИКС в ходе различных переговоров отношения к использованию российского рубля в межнациональных платежах и расчетах (табл. 7).

Таблица 7

Различие подходов стран БРИКС к использованию российского рубля во взаимных платежах и расчетах[97]

Страна

Особенности

Отношение к использованию российского рубля в межнациональных платежах

1

2

3

Бразилия

Экспортер сельскохозяйственной продукции

Содействует

Продолжение таблицы 7

1

2

3

Крупнейший в мире экспортер энергоносителей и прочих минеральных ресурсов

Россия

Индия

Дешевые интеллектуальные ресурсы

Содействует

Китай

Вторая экономика в мире

Препятствует

ЮАР

Значительные природные ресурсы

Содействует