Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и эволюция валютных отношений
Глава 2. Анализ современного состояния и проблем валютной системы России
2.1. Проблемы снижения курса рубля
2.2. Проблемы укрепления курса рубля и использования рубля в международных расчетах
Глава 3. Возможности формирования механизмов перехода к валютно-финансовому союзу стран БРИКС
3.1. Необходим ость создания валютно-финансового союза стран БРИКС
3.2. Факторы формирования валютно-финансового союза стран БРИКС
3.3.Основные направления формирования валютно-финансового союза стран БРИКС
Банковская система стран БРИКС представлена большой группой государственных банков, коммерческими банками, банками с участием иностранного капитала и оффшорными банками. Основная доля в банковском секторе национальных финансовых рынков этих стран принадлежит государственным банкам. Они занимают лидирующие позиции по капитализации активов и пассивов, выраженных в больших объемах кредитования и привлечения денежных средств. В целом банковские системы стран БРИКС испытывают недостаток ресурсов для кредитования, но эта ситуация значительно варьирует по разным странам[82].
Таблица 3
Объемы валютных резервов стран БРИКС и их доля
мировых валютных резервах в 2013 г.[83]
Страны |
Специальные права заимствования (СДР), млн. |
Процент |
Китай |
2135024 |
30,77 |
Россия |
299764 |
4,32 |
Бразилия |
240435 |
3,47 |
Индия |
169156 |
2,44 |
ЮАР |
26456 |
0,38 |
БРИКС |
2870834 |
41,38 |
Особое значение для продвижения национальных валют в международные платежи и расчеты имеет фактор формирования и развития собственной независимой платежной системы, интегрирующей национальные платежные системы стран группы БРИКС[84]. При разработке предложений по созданию общей независимой и стабильной платежной системы этих стран следует учитывать, что доля стран БРИКС в мировой хозяйственной системе существенно выросла, в то время как их роль в мировой валютной системе, очевидно, не соответствует занимаемому ими месту в глобальной экономике. Такое несоответствие может быть разрешено посредством создания межнациональной единой платежной системы (далее ЕПС) стран БРИКС. Формирование ЕПС стран БРИКС возможно на базе создания единой клиринговой системы этих стран. С 2008 г. Китай успешно использует внутреннюю клиринговую систему валютных платежей (China’s Domestic Foreign Currency System), а в России функционирует Национальный клиринговый центр (НКЦ).
С учетом национального опыта стран — членов БРИКС возможен постепенный переход на расчеты по взаимным платежам в национальных валютах на базе выстраивания межнациональной системы клиринга.
Страны БРИКС на современном этапе сталкиваются с проблемами, связанными с усилением противодействия развитых стран в решении экономических и политических вопросов. Действующая мировая валютная система функционирует в интересах определенных участников (США и ЕС) и не соответствует интересам развивающихся стран[85]. Страны БРИКС приходят к пониманию, что первым шагом на пути эффективного решения проблем валютной интеграции должно стать формирование не только независимой платежной системы с использованием национальных валют стран БРИКС, но и единой валютно-финансовой системы, на которую не могли бы оказывать давление другие страны[86]. Принципиальное решение о создании межнациональных валютно-финансовых организаций стран БРИКС принято на встрече представителей этих стран накануне саммита G20 в Санкт-Петербурге в сентябре 2013 г.
3.3.Основные направления формирования валютно-финансового союза стран БРИКС
Формирование валютно-финансового интеграционного союза стран БРИКС предполагает финансирование данного проекта странами-участницами. С одной стороны, неизбежно возникают опасения высоких затрат на создание и функционирование нового валютно-финансового союза[87]. Но, с другой стороны, валютная интеграция стран БРИКС позволит решить проблемы обслуживания взаимного внешнеторгового оборота в национальных валютах и снижения уровня влияния внешних факторов на экономику стран БРИКС, что создаст объективные условия для усиления роли стран БРИКС в глобальной экономике и привлечения дополнительных инвестиций[88].
Основной целью функционирования валютно-финансового союза стран БРИКС должно стать сглаживание особо острых экономических проблем и международных дисбалансов. В дальнейшем, при успешной реализации этого проекта, БРИКС следует создавать резервы или их часть в национальных валютах, что также снизит зависимость экономик этих стран от мировой валютной системы, выстроенной на базе доллара. Создание валютно-финансового союза стран БРИКС может проходить поэтапно (табл. 4).
Таблица 4 Этапы создания валютно-финансового союза стран БРИКС[89] |
||
Номер |
Этапы формирования |
Характеристика |
Первый |
Законодательной базы |
Подписание странами международных договоров о создании Банка развития, Валютного фонда БРИКС и «О межнациональной платежной системе БРИКС» |
Второй |
Структуры валютно-финансовой системы |
Разработка внутренних документов, положений и инструкций, четко регламентирующих функционирование структурных элементов единой валютно-финансовой системы. Законодательное определение границ влияния ведущих банков и финансовых институтов на функционирование новой валютно-финансовой системы. Подбор высококвалифицированных специалистов |
Третий |
Инфраструктуры, обслуживающей систему |
Формирование клиринговых центров, отвечающих за организацию платежного оборота в каждой стране БРИКС, и создание сети филиалов, обслуживающих взаимные операции в национальных валютах стран БРИКС |
Четвертый |
Организация работы валютно-финансовой системы |
Непосредственное выполнение всех возложенных на единую валютно-финансовую систему функций |
В рамках первого этапа формирования валютно-финансового союза страны БРИКС подписали в июле 2014 г. Соглашение о создании Нового банка развития (НБР) и Валютного фонда БРИКС. Банк будет специализироваться в основном на финансировании инфраструктурных проектов, направленных на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках.
Предполагается, что НБР также будет предоставлять помощь другим странам, страдающим от экономической нестабильности в результате экспансионистской валютно-финансовой политики США. Первоначальный оплаченный капитал Банка составит 10 млрд долл. Далее его предполагается постепенно довести до 50 млрд долл. при капитализации в 100 млрд долл.[90].
Важным элементом функционирования Банка развития является определение принципов формирования его капитала. Предполагается, что капитал банка будет формироваться из трех источников: средства государств—участниц БРИКС; средства и проценты, выплаченные по кредитам; другие поступления, осуществление которых будет утверждено управляющим Советом банка.
На начальном этапе финансирование НБР должно осуществляться за счет средств стран БРИКС, общие договоренности по этому вопросу уже достигнуты. В ходе развития его деятельности большая часть сумм будет направлена в капитал кредитно-финансового института за счет погашения кредитов и выплаты процентов по ним. Утверждать, что работа Банка БРИКС будет полностью самоокупаемой, было бы излишне оптимистично. Возможность прямого финансирования работы Банка должна будет сохраняться[91].
Созданный Валютный фонд БРИКС (пул условных валютных резервов) с капитализацией 100 млрд долл. (на Китай придется 41 млрд долл., на Бразилию, Россию и Индию — по 18 млрд долл., Южную Африку — 5 млрд долл.) формируется с целью регулирования сальдо платежных балансов стран БРИКС, поддержания валютной ликвидности и защиты национальных валют от волатильности мирового финансового рынка. «Он призван стать своего рода «страховочной сеткой», предназначенной для совместного реагирования на финансовые вызовы», — заявил на саммите стран БРИКС 2014 г. В. В. Путин. По его мнению, «и Банк развития, и пул валютных резервов — практические шаги наших стран, направленные на укрепление международной финансовой архитектуры для придания ей более сбалансированного и справедливого характера»[92].
Банк БРИКС будет запущен 7 июля 2015 г. в Москве. и это будет означать формальный запуск банка. По существу создание Банка и Фонда стран БРИКС представляет собой начало реализации первого этапа формирования валютно-финансового интеграционного союза стран БРИКС. Далее этот этап предполагает формирование единой межнациональной платежной системы с использованием во взаимных расчетах национальных валют[93]. На втором этапе создания валютно-финансового союза стран БРИКС необходимо сформировать ее институционально-функциональную структуру (рис. 3).
Рисунок 3 - Модель институциональной структуры валютно-финансового союза стран БРИКС[94]
Главный орган управления Союза может быть представлен Управляющим советом, который должен быть сформирован из членов правительств стран БРИКС и представителей финансовых регуляторов. Распределение функций основных институтов валютно-финансового союза стран БРИКС представлено в табл. 5.
Таблица 5 Функциональная структура валютно-финансовой системы стран БРИКС[95] |
|
Наименование отдела |
Перечень функций |
Главное управление валютно-финансовой системы БРИКС |
Выполнение функций регулирования, контроля и надзора. Поиск дополнительных источников финансирования. Принятие решений по вопросу кредитования стран. Разработка направлений совершенствования работы валютно-финансовой системы |
Банк развития БРИКС |
Кредитование инфраструктурных проектов в странах БРИКС и развивающихся странах. Предоставление кредитов и помощи странам, пострадавшим от финансовой нестабильности |
Валютный фонд БРИКС |
Поддержание ликвидности валютной системы. Регулирование платежных балансов |
Межнациональная платежная система |
Организация межнациональных расчетов и платежей в национальных валютах. Создание и поддержание функционирования единой межнациональной клиринговой системы и национальных клиринговых центров |
Консультационный отдел |
Осуществление консультаций участников платежной системы по вопросам обслуживания платежного оборота и предоставления кредитных ресурсов в национальных валютах |
Межнациональный отдел информатизации |
Обеспечение формирования и актуализации межнациональной базы данных для функционирования единой платежной системы. Разработка и сопровождение информационных сервисов. Организация и сопровождение электронного межнационального взаимодействия. Обеспечение информационной безопасности. |
Платежный клиринговый центр |
Обслуживание платежного оборота стран БРИКС |
Нельзя утверждать, что функционирование нового валютно-финансового союза БРИКС имеет только положительные моменты. Достоинства и недостатки создания межнационального валютно-финансового союза стран представлены в табл. 6.
Таблица 6 Достоинства и недостатки создания валютно-финансовой системы стран БРИКС[96] |
|
Достоинства |
Недостатки |
Осуществление кредитования развивающихся стран на выгодных условиях |
Большая финансовая нагрузка на страны БРИКС |
Обеспечение спроса на кредитные ресурсы |
Проблема неравномерного распределения голосов в Совете управления |
Снижение зависимости развивающихся стран от международных финансовых институтов (МВФ, МБРР и пр.) |
Сотрудники Банка БРИКС наделяются очень широким кругом полномочий, которые без должного контроля могут провоцировать спорные моменты и недовольства ряда участников по вопросам кредитования |
Создание собственной межнациональной платежной системы с использованием национальных валют |
|
Поддержание валютной ликвидности и регулирование платежных балансов |
Процесс формирования Союза неизбежно столкнется с существенными различиями в организации национальных валютно-финансовых систем. Известно, что валютно-финансовые системы России, Бразилии и Южноафриканской Республики более открыты, чем системы Китая и Индии. Помимо этого, существуют значительные расхождения во взглядах представителей различных стран на вопросы доминирования отдельных валют во взаимных расчетах. Эту разнородность взглядов можно проиллюстрировать на примере высказываемого странами БРИКС в ходе различных переговоров отношения к использованию российского рубля в межнациональных платежах и расчетах (табл. 7).
Таблица 7
Различие подходов стран БРИКС к использованию российского рубля во взаимных платежах и расчетах[97]
Страна |
Особенности |
Отношение к использованию российского рубля в межнациональных платежах |
1 |
2 |
3 |
Бразилия |
Экспортер сельскохозяйственной продукции |
Содействует |
Продолжение таблицы 7
1 |
2 |
3 |
Крупнейший в мире экспортер энергоносителей и прочих минеральных ресурсов |
||
Россия |
||
Индия |
Дешевые интеллектуальные ресурсы |
Содействует |
Китай |
Вторая экономика в мире |
Препятствует |
ЮАР |
Значительные природные ресурсы |
Содействует |